Развитие системы здравоохранения в Российской Федерации на сегодняшний день заняло одно из приоритетных действующих направлений Правительства нашей страны, и это не случайно. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и нормального экономического функционирования государства. Обеспечение населения доступной медицинской помощью представляет важнейшую задачу для любой страны независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы.
Здравоохранение в России до сегодняшнего дня финансировалось по остаточному принципу. На данном этапе экономического развития одним из приоритетных направлений деятельности государства является развитие механизма увеличения ресурсов, направляемых на финансирования здравоохранения и повышение эффективности их использования.
Состояние системы здравоохранения в России на сегодняшний день действительно можно охарактеризовать как критическое. Поскольку она имеет ряд существенных недостатков, таких как управленческий кризис, недостаточное финансирование данной отрасли, не разработка эффективных программ по привлечению иностранных инвестиций, не достаточная эффективность уже разработанных федеральных и приоритетных программ по улучшению здоровья населения, недостаточный контроль за исполнением надлежащих обязанностей.
Медицинская услуга — это профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья конкретного индивида.
Цель данной работы — рассмотреть рынок медицинских услуг в Сибирском федеральном округе.
Сибирский федеральный округ (СФО) — административное формирование в сибирской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. В сибирский федеральный округ входят 12 субъектов РФ, в том числе: 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия), 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский), 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская). Административный центр Сибирского федерального округа — г. Новосибирск.
Медицинская услуга — это профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья конкретного индивида.
Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, имеется в виду цена на медицинскую услугу, наделенную в полной мере товарными свойствами.
Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.
Таблица 1
Число учреждений, оказывающих медицинскую помощь вСибирском Федеральном округе
Территория |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
СФО |
1633 |
1547 |
1527 |
1603 |
1235 |
1165 |
1127 |
1291 |
1199 |
Республика Алтай |
25 |
25 |
25 |
25 |
24 |
21 |
21 |
29 |
29 |
Республика Бурятия |
47 |
47 |
43 |
44 |
56 |
55 |
52 |
61 |
59 |
Республика Тыва |
70 |
39 |
39 |
38 |
39 |
36 |
34 |
45 |
41 |
Республика Хакасия |
92 |
92 |
92 |
92 |
42 |
39 |
39 |
47 |
45 |
Алтайский край |
171 |
171 |
172 |
169 |
183 |
167 |
165 |
183 |
176 |
Забайкальский край |
92 |
94 |
90 |
84 |
90 |
83 |
85 |
86 |
66 |
Красноярский край |
416 |
372 |
369 |
377 |
178 |
168 |
158 |
180 |
144 |
Иркутская область |
141 |
141 |
147 |
144 |
153 |
146 |
129 |
146 |
136 |
Кемеровская область |
256 |
257 |
247 |
336 |
166 |
155 |
155 |
203 |
193 |
Новосибирская область |
126 |
114 |
114 |
109 |
120 |
118 |
117 |
128 |
128 |
Омская область |
104 |
104 |
103 |
103 |
109 |
108 |
107 |
117 |
110 |
Томская область |
93 |
91 |
86 |
82 |
75 |
69 |
65 |
66 |
72 |
Число учреждений, оказывающих медицинскую помощь в СФО, растет по сравнению с 2008 годом, однако по отношению к 2015 году их количество снижается, это связано с закрытием или перепрофилированием медицинских учреждений. Наименьшее количество медицинских учреждений приходится на республику Хакасия и республику Тыва.
Объем платных медицинских услуг населению в Сибирском Федеральном округе представлен в таблице 2.
Таблица 2
Объем платных медицинских услуг населению вСибирском Федеральном округе 2013–2016гг.
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
платные медицинские услуги, тыс. руб. |
33987309,2 |
42027196,3 |
47160738,3 |
53340647 |
Из приведенного выше рисунка можно заметить, что объем платных медицинских услуг населению в Сибирском Федеральном округе за 2013–2016 гг. с каждым годом увеличивался.
Обеспеченность врачами всего, в учреждениях представлена в следующей таблице 3.
Таблица 3
Обеспеченность врачами вучреждениях
Территории |
Физических лиц врачей на 10000 населения |
||
2013 |
2014 |
2015 |
|
СФО |
41,5 |
40,2 |
40,7 |
Республика Алтай |
41,3 |
40,0 |
39,8 |
Республика Бурятия |
36,3 |
36,4 |
36,8 |
Республика Тыва |
45,3 |
44,5 |
45,1 |
Республика Хакасия |
34,3 |
33,1 |
33,4 |
Алтайский край |
40,4 |
38,9 |
45,3 |
Забайкальский край |
45,6 |
42,4 |
41,2 |
Красноярский край |
39,6 |
38,9 |
40,4 |
Иркутская область |
39,5 |
39,1 |
38,6 |
Кемеровская область |
38,5 |
36,6 |
36,4 |
Новосибирская область |
44,3 |
42,9 |
39,9 |
Омская область |
46,3 |
44,6 |
43,3 |
Томская область |
47,6 |
46,9 |
48,3 |
Красноярский край занимает 5 место по обеспеченности врачами в Сибирском федеральном округе. По данным Красноярскстата, на 10 тыс. человек в крае приходится 40 врачей.
Лидируют по данным показателям Томская (48 врачей), Омская и Новосибирская (по 43 арча) области. Самая низкая обеспеченность врачами зарегистрировано в Хакасии (33 врача на 10 тыс. человек населения).
Также по данным за 2015 год, край занимает 4 место в округе по обеспеченности средним медицинским персоналом — 122 работника на 10 тыс. жителей. В этом показателе край уступает республикам Алтай (139работников) и Тыва, а также Омской области. На последнем месте в рейтинге — Новосибирская и Томская области (по 104 работника среднего медицинского персонала на 10 тыс. человек)
Заключение
Обеспечение качества и доступности медицинской помощи — одна из наиболее важных и наиболее сложно решаемых проблем здравоохранения.
Доступность медицинской помощи определяется:
‒ сбалансированностью необходимых населению объемов медицинской помощи с возможностями государства, медицинскими и финансовыми ресурсами страны;
‒ наличием и уровнем квалификации медицинских кадров;
‒ наличием на территориях необходимых медицинских технологий;
‒ возможностью свободного выбора пациентом лечащего врача и медицинской организации;
‒ имеющимися транспортными возможностями;
‒ уровнем общественного образования по проблем сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Сегодня наибольшую тревогу у населения вызывают высокая стоимость лекарств, недостаточное количество хорошо оснащенных поликлиник, больниц и станций скорой медицинской помощи, увеличение объема платных услуг.
Медицинскую помощь населению округа оказывают 9500 лечебно-профилактических учреждений органов управления здравоохранением субъектов РФ, в т. ч. 6 700 фельдшерско-акушерских пунктов, 320 центральных районных больниц, 900 врачебных амбулаторий. Кроме этого, работают медицинские учреждения других служб и ведомств. Большой вклад в развитие здравоохранения и внедрение новейших технологий в практическое здравоохранение вносят расположенные на территории округа научно-исследовательские институты Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и Министерства здравоохранения РФ.
Литература:
- Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2015 год
- Основные показатели здоровья населения и здравоохранения Сибирского федерального округа в 2015 году. Сборник статистических и аналитических материалов.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015:Р32 Стат. сб. / Росстат. — М., 2015. — 1266 с.
- www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики
- http://www.zdrav.ru/articles/79106-vserossiyskoe-sotsialogicheskoe-issledovanie-mneniya-naseleniya-o-dostupnosti-i-kachestve
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=556905