Железнодорожный транспорт является важным звеном в экономике страны. Он реализует функционирование и развитие рынка товаров и услуг. Железнодорожный транспорт выполняет роль основного элемента в транспортной системе Российской Федерации и странах СНГ. В связи с большой протяженностью страны на железнодорожные перевозки приходится около 60 % грузооборота и почти 50 % пассажирских перевозок. Сферой основного применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки.
Для того чтобы понять масштабы и значение железнодорожных перевозок ознакомимся с таблицами (1, 2), где приведены основные технико-экономические показатели, а также объем и структура денежной выручки ОАО «РЖД».
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели
Показатели |
Ед.изм. |
2016г. |
2017г. |
Отклонение |
|
Сумма, млрд. руб. |
% |
||||
Численность работников |
чел. |
778058 |
759029 |
-19029 |
-2,44 |
Основные фонды |
млрд. руб. |
3985,1 |
4669,2 |
684,1 |
0,57 |
Оборотные фонды |
млрд. руб. |
365,7 |
295,9 |
-69,8 |
19,08 |
Организационно-экономическая площадь |
тыс. кв. км |
118 |
123 |
5 |
4,06 |
Рентабельность |
% |
5,5 |
7,4 |
1,9 |
25,6 |
Количество производимых продуктов и услуг |
тыс. шт. |
890,0 |
920,0 |
30,0 |
3,26 |
Количество заключенных договоров на производство / реализацию продуктов и услуг |
тыс. шт. |
670,0 |
875,0 |
205,0 |
23,42 |
Таблица 2
Объем иструктура денежной выручки ОАО «РЖД»
№п/п |
Перечень услуг |
2016 год |
2017 год |
Отклонение |
||
млрд. руб. |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
% |
|||
1 |
Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги |
1326,0 |
1387,0 |
61,0 |
4,49 |
|
2 |
Грузовые перевозки |
1203,9 |
1254,5 |
50,6 |
4,03 |
|
3 |
Грузовые перевозки пригородное сообщение |
28,7 |
30,5 |
1,8 |
5,90 |
|
4 |
Грузовые перевозки дальнее следование |
63,1 |
66,7 |
3,6 |
5,39 |
|
5 |
Услуги локомотивной тяги |
10,5 |
10,9 |
0,4 |
3,66 |
|
6 |
Пассажирские перевозки |
11,7 |
17,0 |
5,3 |
31,17 |
|
7 |
Пассажирские перевозки дальнее следование |
11,2 |
14,9 |
3,7 |
24,83 |
|
8 |
Пассажирские перевозки пригородные |
0,5 |
2,1 |
1,6 |
76,19 |
|
9 |
Доходы от прочих видов деятельности |
184,8 |
190,5 |
5,7 |
2,99 |
|
Итого |
1510,8 |
15 77,5 |
66,7 |
4,22 |
||
Беспилотные технологии ОАО «РЖД».
В Росси к 2020 году появятся поезда — роботы. Речь пойдет о полном автономном составе поезда, управление которого основано на микропроцессорной беспилотной системе управления движением (МБСУД). Управление такого поезда будет полностью возложено на компьютер с соответствующим программным обеспечением. А при возникновении нестандартной (аварийной) ситуации, в работу такого поезда вмешается специалист, который сможет управлять поездом дистанционно.
Внедрение технологий (МБСУД) приносит заметный эффект. При внедрении беспилотных технологий сокращается количество обслуживающего персонала, примерно на 50–60 %, а перевозочный объем увеличивается за счет рационального использования движения поездов.
На сегодняшний день уровень технологического развития подошел к тому, что компьютер думает, ведет расчеты и принимает решение намного эффективнее и быстрее чем человек.
Реализация новых технологий по вождению поездов, позволит увеличить оборот грузов и существенно сэкономить энергоресурсы. Подобные технологии значительно повысят безопасность движения поездов, так как компьютер, в отличии от человека не утомляется и не теряет бдительность.
Система микропроцессорного самоуправления поездом, развивается по двум основным направлениям. В первом случае автопилот, который устанавливается непосредственно на локомотив. Во втором случае, речь идет об «умной» инфраструктуре, которая позволяет реализовать движение поезда без помощи машиниста.
Эксперты считают, что основное преимущество технологии беспилотного управления поездами — безопасность. Согласно статистики больше половины происшествий на железной дороге происходит из-за человеческого фактора.
В ближайшие десять лет МБСУД станет такой же нормой, как процесс перехода от кнопочного телефона к смартфону. Но стоит учесть, что дорожная инфраструктура должна соответствовать запросам МБСУД.
Дороги должны быть оборудованы специальными датчиками, обеспечивающими коммутацию (взаимодействие) между инфраструктурой и компьютером, установленным на локомотиве.
Существует мнение, что основным недостатком беспилотных технологий является способность взлома систем управления хакерами. В результате чего инфраструктуре и экономике может быть нанесен колоссальный ущерб. А оптимисты в области беспилотных технологий считаю, что проблему со взломом легко решить. Существует множество различных способов защиты. Один из самых простых способов заключается в том, что нужно создать «закрытую» сеть, которая не будет взаимодействовать с глобальной сетью Интернет.
Зарубежный опыт.
Предпочтение на заимствование беспилотных технологий ориентировано на азиатские страны. В 2016 году на Тайваньских железных дорогах, высокоскоростные поезда оснастили совокупностью систем, позиционирования, автоматического слежения и технического обеспечения. Была достигнута 99 процентная точность прибытия поезда на железнодорожную станцию, даже в условиях 500 миллионном годовом приросте пассажиров. К тому же огромная экономия, — десятки миллионов долларов в год.
По скорости передвижения поездов, на первом месте выступает Япония. Японская автономная железная дорога в 2016 году удержала среднегодовую задержку на уровне 30,2 секунды. Для достижения такого успеха использовалась автоматика движения и интеллектуальное позиционирование.
Лидером по освоению беспилотных технологий является Китай. В Гонконге были запущены десять автоматических поезда. Передвижение всех поездов осуществлялось автономно, и соответствовало международным стандартам по автоматизации 4-го класса. Информация, предназначенная для управления поездами, передавалась на компьютеры из диспетчерской системы, которые были установлены на локомотивах. В 2017 году правительство Китая планирует довести количество беспилотных поездов до 50 единиц.
Экономические перспективы.
В результате анализа и моделирования статистических данных, был составлен прогноз, который показывает примерное изменение экономических показателей, численности персонала, скорости передвижения поездов и уровня безопасности, при переходе на беспилотные технологии. Ниже представлены диаграммы характеризующие смоделированные данные № 1, № 2.
Рис. 1.
Согласно данным приведенным в диаграмме № 1, мы наблюдаем существенное преимущество микропроцессорной беспилотной системы управления движением (МБСУД) над машинистом.
Рис. 2.
Диаграмма № 2 показывает, что доходность от грузовых перевозок значительно увеличится если осуществить переход на МБСУД. А пассажирские перевозки уменьшатся. Причиной снижения дохода от пассажирских перевозок, является недоверие пассажиров к беспилотной технологии.
Литература:
- Официальный сайт ОАО «РЖД»: http://www.rzd.ru/
- Сайт: https://hi-news.ru/technology/rzhd-zakazhet
- Сайт: https://naukatv.ru/
- Сайт: https://politros.com/economy/45021/
- Сайт: https://ru.wikipedia.org