В статье представлен анализ исторического и современного развития велоспорта в Казахстане. Систематизирована информация о завоеванных призовых местах велокоманды «Астана» на основных первенствах по велоспорту. Определены перспективы развития велосипедного спорта в Казахстане.
Ключевые слова: велосипедный спорт, Казахстан, велокоманда «Астана», гонка.
История возникновения велосипедного спорта связана с изобретением и совершенствованием велосипеда. Патент на изобретение велосипеда в 1816 г. получил гражданин Германии Карл фон Драйс (полное имя — барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйз фон Зауерброн), хотя имеются сведения и о более раннем появлении велосипеда [1].
Днем зарождения велосипедного спорта в Казахстане можно считать 6 июля 1914 года, когда состоялись соревнования на дорожных велосипедах в г. Актюбинске. В 1918 году начали создаваться кружки в г. Петропавловске, Уральске, Кызыл-Орде и других городах. С этого времени велосипед становится достоянием широких масс трудящихся. В годы гражданской войны велосипед использовался для передвижения разведчиков и связистов. После создания органов Всеобуча велосипед стал применяться для физической подготовки молодежи и постепенно входит в быт народа. В Кызыл-Орде организовываются группы охотников, которые выезжают далеко в степь. Почти во всех городах Казахстана подростки, рабочие и служащие используют велосипед для поездки на учебу и службу. На велосипеде можно увидеть рабочего и инженера, колхозного агронома и сельского почтальона, учителя и врача. С 1922 года между клубами и кружками Всеобуча в городах проводятся соревнования среди любителей. В 1925 году начинают проводиться первенства губерний. Большой популярность среди населения пользовались велопробеги, участники которых проводили организационно-пропагандистскую работу среди населения. В 1928 году в г. Петропавловске проводится I Спартакиада. 17 мая 1928 года ей был посвящен велопробег Алма-Ата — Чимкент — Алма-Ата. Участники М. Гуннер, Г. Белоглазов, и Н. Симонов показали среднюю скорость 20 км в час по проселочным дорогам. Летом 1932 года велосипедисты приняли участие в Урало-Кузбасской спартакиаде в г. Свердловске. В 1934 году проведена I Спартакиада школьников. С 11 июня по 11 августа 1934 года проводится велопробег по маршруту Алма-Ата — Семипалатинск, Павлодар — Петропавловск, Кустанай — Актюбинск в котором участвовало 15 человек. Расстояние в 4000 км физкультурники преодолели за 40 ходовых дней. Они побывали в 135 колхозах и совхозах, где провели беседы о физической культуре, оказали практическую помощь колхозникам в проведении сельскохозяйственных работ и организации физкультурной работы.Велопробеги также проводились в Семипалатинской, Гурьевской, Западно-Казахстанской и Алма-Атинской областях.
Большую работу в развитии велоспорта сыграл Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. В его требования вошли не только езда на велосипеде, но и умение ориентироваться на местности. Летом 1936 года велосипедисты участвовали в III Спартакиаде Казахстана. В 1938 году был проведен велотур, протяженностью в 1401 км. По маршруту: Алма-Ата — Узун-Агач — Отар — Георгиевка — Фрунзе — Луговая — Джамбул — Чимкент и обратно. Победителем по сумме этапов стал Николай Маслацов — студент техникума физкультуры. Он прошел это расстояние за 60 часов 56 минут 35 секунд. В 1940 году состоялась республиканская Спартакиада, посвященная 20-летию Казахстана, в которой участвовало 12 спортивных обществ. Чемпионами Спартакиады по велоспорту стали С. Романов (ДСО «Учитель») и В. Михерянинова («Динамо»).Великая Отечественная война несколько приостановила развитие велоспорта. Многие замечательные спортсмены, защищая нашу Родину от фашистских захватчиков, погибли, в числе их и мастер спорта Н. Маслацов. В послевоенные годы велоспорт становится массовым. В 1947 году спортивные секции республики охватывали 4323 человека. Первых успехов велосипедисты Казахстана добиваются на Спартакиадах республик Средней Азии и Казахстана в 1948 и 1950 годах, где занимают первое место. В 1951 году казахстанцы впервые принимаю участие в Первенстве СССР.В период с 1952 по 1955 год появляются талантливая молодежь — В. Джанбеков, О. Сайбеков, Ю. Власов, А. Цветков, Л. Колесникова. В 1955 году проводится первая звездная многодневная велогонка Казахской ССР, победителем которой стал В. Иванов. Успешно выступали казахстанцы во Всесоюзной многодневной велогонке, входящей в программу I Спартакиады Народов СССР 1956 года. Команда заняла 9 место, а многие спортсмены (Цветков, Иванов, Власов, Портье) закончили эту гонку мастерами спорта. Участвуя впервые во Всесоюзном велокроссе 1957 года, спортсмены Казахстана заняли 6 место. В этом же году команда юношей заняла 2 место на Всесоюзной Спартакиаде школьников. В многодневной велогонке на II спартакиаде Народов СССР команда республики выступила неудачно, заняв 13 место. Зато в другом виде программы — велокроссе казахстанцы вышли на 2-е место после команды РСФСР. А В. Жарков в личном зачете занял 4 место. В 1961 году на Ленинградском велотреке в групповой гонке Владимир Жарков стал первым казахстанцем Чемпионом СССР. В 1963 году Михаил Калинкин становится победителем Спартакиады Народов СССР в индивидуальной гонке на шоссе 50 км. В 1966 году Владимир Жарков в составе сборной команды СССР стал победителем велогонки Мира по дорогам ГДР, Польши, Чехословакии. С победами на Чемпионатах СССР и крупных международных гонках пришло признание гонщиков Казахстана. Владислав Кухарский и Олег Тусумханов своими успешными выступлениями продолжили эту традицию. С этого момента велосипедный спорт Казахстана выходит на мировую арену в составе сборных команд СССР. Большим толчком в развитии велоспорта Казахстана в подготовке резерва нужно считать проводимую с 1970 года многодневную международную гонку «Школьник Казахстана». Рожденная 37 лет назад по инициативе Республиканской детско-юношеской школы высшего спортивного мастерства Министерства Народного образования Казахстана, а с 2002 года, проводимая Национальным научно-практическим центром физической культуры Министерства образования и науки РК. Гонка за эти годы превратилась в школу подготовки юных велосипедистов нашей республики и команд СНГ.В разные годы в гонке участвовали команды Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, команды города Москвы и других городов РСФСР. Популярность гонке придавал ее девятидневный марафон. Если на 1 этап гонки выходили неопытные начинающие, то к концу, это были уже «профи» шоссейных дорог. За 37 лет в гонке приняло участие 2555 спортсмена (в среднем 141 участник в год), Самым «урожайным» был 1982 год, когда на старт 1-го этапа вышло 219 участников из 39 команд. «Малая велосипедная академия», так окрестили ее тренеры и участники, шлифовала мастерство большой плеяды выдающихся велосипедистов Казахстана, успешно выступающих на Олимпийских Играх, Чемпионатах Мира, Европы, Азии, СССР и других международных соревнованиях [2].
В 2007 году по инициативе лучшего казахстанского гонщика Александра Винокурова и премьер-министра Данияла Ахметова была создана одна из сильнейших в мире профессиональная команда «Pro Team Astana», спонсируемая фондом «Самрук-Казына», холдингом по управлению государственным активами, и названная в честь столицы Астаны. Astana получила статус UCI ProTeam в год своего основания, 2007. В 2008 году за команду выступали чемпионы и призёры «Тур де Франс»: Альберто Контадор (Испания), Андреас Клёден (Германия), Леви Лайфаймер (США) и целая плеяда казахстанских велогонщиков во главе с Асаном Базаевым и Андреем Мизуровым [3].
В настоящее время третьим по популярности, после футбола и хоккея видом спорта в Казахстане является велоспорт. Главными «двигателем» популярности велоспорта в Казахстане являются победы выдающегося казахстанского велогонщика Александра Винокурова на престижных гонках ПроТура и, конечно же, его золотая медаль на Олимпиаде-2012 в Лондоне. Победы Александра послужили мощным толчком для массовости велоспорта в Казахстане. Недавняя победа Алексея Луценко на Чемпионате мира-2012 в возрастной категории до 23 лет дают повод с оптимизмом смотреть в будущее велоспорта в Казахстане. Основные результаты велокоманды «Астана» на основных первенствах по велоспорту в генеральной классификации представлены в таблице 1.
Таблица 1
Призовые места велокоманды «Астана» на основных первенствах по велоспорту в генеральной классификации
Наименование соревнований |
Годы проведения |
||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Париж-Ницца |
1 |
||||||||
Тиррено-Адриатико |
3 |
3 |
1 |
||||||
Вуэльта Каталонии |
3 |
||||||||
Гент-Вевельгем |
2 |
||||||||
Тур Страны Басков |
1 |
||||||||
Амстел Голд Рейс |
1 |
||||||||
Флеш Валонь |
3 |
||||||||
Льеж — Бастонь — Льеж |
1 |
1/3 |
|||||||
Тур Романдии |
3 |
||||||||
Джиро д’Италия |
1 |
3 |
2 / 3 |
1 |
|||||
Критериум ду Дофине |
3 |
2 |
3 |
1 |
|||||
Тур Швейцарии |
3 |
||||||||
Тур де Франс |
1 |
1 |
|||||||
Классика Сан-Себастьяна |
2 |
||||||||
Энеко Тур |
3 |
||||||||
Вуэльта Испании |
2 |
1 |
|||||||
Тур Пекина |
2 |
||||||||
Гран-при Монреаля |
2 |
||||||||
Тур Алматы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Состав команды «Астана» в сезоне 2018 года представлен 29 спортсменами, 9 из которых имеет гражданство Республики Казахстан. И уже на этапе начала велосезона, в генеральной классификации тура Омана, одержал победу представитель команды — Луценко Алексей Александрович (Казахстан).
В данное время в Казахстане организовано четыре Национальные сборные команды по велоспорту [4].
- По велосипедному спорту на шоссе.
- По велосипедному спорту на треке.
- По маунтинбайку (соревнования на горных велосипедах по специальной трассе).
- Женская сборная команда.
И действует пять профессиональных команд:
- Astana Pro Team.
- Astana City.
- Vino — Astana Motors.
- Тrack Team Astana.
- Astana Women’s Team.
Первая в истории Казахстана международная велосипедная гонка под эгидой международного союза велосипедистов (UCI) Тур Алматы состоялась 6 октября 2013 года. «Тур Алматы» — одна из крупнейших профессиональных велогонок в Средней Азии. В 2017 году гонка прошла уже в пятый раз. «Тур Алматы-2017» впервые пройден в два этапа и впервые пройден не в формате «критериум» (по кольцевому маршруту). Согласно регламенту UCI, в международной профессиональной шоссейной велогонке «Тур Алматы» принимают участие профессиональные команды, проконтинентальные команды, континентальные команды, а также национальные сборные.
В г. Алматы насчитывается около 90 тысяч любителей велоспорта, а на двухмиллионный город в велосипедных секциях занимается всего 150 спортсменов, причём различных возрастов. В г. Алматы имеется две школы — ДЮСШ № 1 с несколькими отделениями и финансированием порядка 10–15 миллионов тенге, и городской «Велосипедный клуб имени А. Винокурова» с финансированием порядка 90 миллионов тенге. Средства выделяются из местного бюджета.
На базе Казахской академии спорта и туризма ведутся исследования по методическому и медико-биологическому обеспечению управления тренировочным процессом в велоспорте [5].
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что на сегодняшний день велосипедный спорт очень активно развивается в Казахстане и имеет большое будущее, как в профессиональном плане, так и на уровне любительского спорта.
Литература:
- Полищук Д. А. Велосипедный спорт.- К.: Олимпийская литература, 1997. — 344 с.
- История Казахстанского велоспорта // http://astanafans.com. URL: http://astanafans.com/istoriya-kazaxstanskogo-velosporta.html (дата обращения: 12.04.2018).
- Astana_Pro_Team // ru.wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Astana_Pro_Team (дата обращения: 12.04.2018).
- Казахстанская федерация велоспорта // http://cycling.kz/. URL: http://cycling.kz/ (дата обращения: 12.04.2018).
- Авсиевич В. Н. Исаева Ж. С., Федоров А. И. Изменение уровня выносливости спортсменов, занимающихся велоспортом, при применении креатина // Современные вопросы биомедицины. — 2017. — № 1 — С. 31–36.