Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии / Д. Е. Митрофанов, А. А. Онучина, Е. В. Шпак [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49379/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности использования внутреннего аудита системы менеджмента качества в работе современных организаций. Раскрыто понятие внешнего и внутреннего аудита. В ходе исследования проведен обзор процесса проведения внутреннего аудита на предприятии, указаны и подробно разобраны его цели и основные этапы. Также даны рекомендации для грамотного и точного проведения этого мероприятия. В статье также приводится характеристика качеств, которые должны быть развиты у аудитора. Данная информация может помочь компании с подбором кандидатов на данную должность. Статья может быть полезной предпринимателям в разных сферах экономики для повышения конкурентоспособности и успешного функционирования организации в условиях современного рынка.

Ключевые слова: проверка, внутренний аудит, проверяемое подразделение, несоответствие, аудитор, СМК.

Обратимся к понятию аудита. Аудит качества — систематическая независимая проверка, определяющая соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным действиям. Другими словами, аудит — это проверка работы организации на соответствие заданным показателям качества. Нормативной основой для аудита являются стандарты ISO на СМК и соответствующая документация организации [1].

Для того, чтобы аудит был успешным, существует ряд требований к аудитору. Аудитор должен быть добросовестным, честным, компетентным и профессиональным во всех вопросах. Важные качества — объективность, независимость, ответственность, сохранение конфиденциальности информации [4].

Существует внешний и внутренний аудиты:

– внешний аудит: «аудит второй стороной», который проводится заинтересованными в функционировании компании сторонами (потребителями), или «аудитом третьей стороной», который выполняется органом, признанным независимым от других сторон;

– внутренний аудит (его еще называют «аудитом, проводимым первой стороной») выполняется самой организацией или физическим лицом от ее имени для внутренних целей.

Внутренний аудит как постоянная деятельность в СМК складывается из конкретных аудитов, осуществляемых в рамках определенных заданий и называемых аудиторскими проверками.

Внимание аудита должно быть сосредоточено на наиболее важных областях работы организации и, в первую очередь, на его заведомо слабых местах. По стандарту ISO необходимо наличие документированной процедуры внутреннего аудита, в которой должны быть установлены критерии оценок при аудите, области распространения проверок, частота и способы ее проведения [2].

Выполнять проверки может персонал службы качества или специально подготовленная для этих целей группа внутренних аудиторов.

Внутренние аудиты могут быть как плановыми, так и внеплановыми (их еще называют оперативными).

Плановые аудиты осуществляются по графику, который составляется на год и предусматривает охват проверкой всех подразделений организации и всех элементов системы качества. В нем указываются отделы предприятия, даты проведения аудита, элементы и темы проверок, проверяемые нормативные документы.

Внеплановые проверки совершаются по решению руководства компании [3].

Рассмотрим цели внутренних аудитов СМК в организации:

1) оценка эффективности функционирования СМК и определение возможностей ее оптимизации;

2) выявление несоответствий СМК существующим стандартам;

3) определение причин отклонений от нормы;

4) мониторинг успешности реализации корректирующих мероприятий по результатам аудитов предыдущих периодов [4].

В итоге, конечная цель внутреннего аудита — это проверка эффективности программ управления, осуществляемых руководящим составом.

Проверка должна всегда проводиться независимыми аудиторами, а ее результаты отражаться в отчетах и докладываться начальству. Независимость означает, что аудитор не должен проверять тот отдел, в котором он работает.

Обратимся к этапам проведения внутреннего аудита:

1) Выход локального акта о проведении внутреннего аудита СМК, назначение проверяющих;

2) Разработка плана аудита. Информирование подразделений о предстоящей проверке. План проверки готовится руководителем аудиторской группы, затем утверждается руководителем службы качества. План, в обязательном порядке, доводится до начальника проверяемого отдела, тем самым ему предоставляется возможность подготовиться к предстоящему аудиту. После этого проводится совещание по организационным вопросам, где обсуждаются цели аудита, требования к оформлению документации, обязанности, права и правила поведения для проверяющих. На нём также оговариваются сроки предоставления итоговых выводов по проверке, определяется периметр контроля для каждого аудитора. Специалистам по аудиту необходима подготовка: им следует изучить необходимые нормативные документы, подготовить перечень вопросов, выяснить итоги реализации планов корректирующих действий, наработанных по результатам прошлого аудита;

3) Организация установочного совещания с представителями подразделения — объекта аудита. На совещании происходит знакомство представителей проверяемого структурного подразделения со специалистами-аудиторами, и определяются основные вехи аудита. До проверяемого подразделения доводятся цели и объем проверки, методика, оговариваются способы коммуникаций аудиторов с проверяемыми, определяется дата подведения итогов аудита [3];

4) Непосредственно проверка. Аудиторам во время проверки следует фиксировать, а затем анализировать все свои наблюдения. После того, как вся информация собрана и обработана, команде аудиторов нужно изучить ее и представить результат, в котором будет отражено состояние проверяемого объекта, указаны несоответствия и приведен перечень необходимых рекомендаций и действий по их корректировке или устранению. При выявлении в ходе аудита любого несоответствия, нужно определить степень его влияния: значительное оно или незначительное. Значительное несоответствие — это отклонение от требований СМК, которое отрицательно влияет на качество продукции или функционирование системы менеджмента качества. Оно должно быть устранено в кратчайшие сроки. Незначительное несоответствие — это единичные случаи невыполнения стандартов СМК. Информация о несоответствиях фиксируется протокольно. Протокол подписывается двумя сторонами: проверяющей и проверяемой. В случае, если руководитель подразделения, где ведется проверка, выражает несогласие с каким-либо несоответствием, вопрос обсуждается на итоговом совещании. Если обнаружено и выявлено критическое несоответствие (которое привело или может привести к выпуску продукции, не отвечающей установленным требованиям по качеству, и требует принятия незамедлительных мер по устранению), ответственный за аудит обязан немедленно проинформировать об этом руководителя подразделения. Он должен приостановить производство и принять безотлагательные меры по устранению несоответствий (меры излагаются в протоколе несоответствий). На руководителя внутреннего аудита возлагается ответственность за обеспечение объективной, честной и полной проверки. По истечении оговоренного срока на устранение недочётов аудиторы должны проконтролировать выполнение плана корректирующих действий, основываясь на документированных доказательствах, убедиться в эффективности наработанных мероприятий, доведении их до всех заинтересованных сторон.

Выделяют следующие методы работы аудитора:

– наблюдение (констатация факта, основанная на объективном свидетельстве);

– оценивание (определение степени выполнения объектом аудита требований СМК, установленных областью проверки);

– анализ (метод детальной проверки объекта аудита);

– доказательство (данные, подтверждающие наличие или правдивость каких-либо сведений);

– опрос (метод получения первичной информации об объекте аудита в виде ответов на вопросы) [5];

5) Подведение итогов аудита. По окончании проверки (но до формирования окончательного отчета) проводится итоговое совещание двух сторон. Главная его цель — раскрыть и обсудить результаты аудита, сроки реализации мероприятий по устранению несоответствий. На совещании ведется протокол, который затем приобщается к результатам проверки. По каждому выявленному несоответствию служба, осуществляющая аудиторскую проверку, должна дать четкие пояснения, чтобы у руководства подразделения было ясное понимание существа несоответствий, их степени важности и воздействия на качество. Необходимо сделать выводы о характере несоответствий: случайны они или носят системный характер. На совещании обсуждаются рекомендации по совершенствованию документации системы качества и разработке корректирующих мероприятий. Главный аудитор знакомит присутствующих на совещании с заключением аудиторской группы, содержащим: обнаруженные несоответствия и замечания, выводы относительно соблюдения требований деятельности подразделения в системе качества и рекомендации по совершенствованию осуществляемой деятельности.

Разногласия по существу проверки между сторонами проверки необходимо разрешить до составления итогового отчета.

6) Формирование отчета по аудиту. Отчет направляется в отдел, где проходила проверка, и в отделы, для которых по результатам аудита вынесены рекомендации. Обязанность каждого руководителя — организовать работу по выявлению факторов, повлекших несоответствия, сформировать план корректирующих действий, осуществлять контроль выполнения этого плана и информировать подразделения, отвечающие за качество. Служба качества мониторит выполнение мероприятий и оценивает их эффективность. Если мероприятия выполнены не в полном объеме, результат их реализации оказался не в достаточной мере эффективным, то об этом составляется акт и информируется руководство компании.

Информирование о результатах внутренних аудитов системы менеджмента качества должно стать обязательным элементом дня ежемесячных совещаний по качеству. Итоги аудита должны стать фундаментом для принятия руководством предприятия управленческих решений, предупреждения аналогичных несоответствий в подразделениях, где проверки еще не осуществлялись [3].

В настоящее время создание системы внутреннего аудита на предприятиях становится все более значимым и необходимым. Наиболее актуальна система на предприятиях со сложной, разветвленной структурой, имеющих множество филиалов, холдингов, региональных сетевых компаний.

Литература:

  1. Внутренний аудит системы качества на предприятии // Studbooks.net. URL: http://studbooks.net/1495035/menedzhment/vnutrenniy_audit_sistemy_kachestva_predpriyatii (дата обращения: 8.04.2018).
  2. Порядок организации внутреннего аудита на предприятии // БухОнлайн24. URL: http://buhonline24.ru/audit/vnutrennij/organizacija-vnutrennego-audita.html (дата обращения: 2.04.2018).
  3. Внутренние аудиты системы менеджмента качества // HR-Portal. URL: http://hr-portal.ru/article/vnutrennie-audity-sistemy-menedzhmenta-kachestva (дата обращения: 2.04.2018).
  4. Дьяконова О. С., Гузь В. А., Пономарева С. В., Бодяко А. В., Рогуленко Т. М. Внутренний аудит. — М.: Кнорус, 2016. — 182 с. (дата обращения: 5. 04. 2018).
  5. Крышкин О. В. Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 477 с. (дата обращения: 31. 03. 2018).
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний аудит, аудит, ISO, проверка, аудитор, сторона, аудиторская группа, внутренний аудит системы менеджмента качества, итоговое совещание, Подведение итогов аудита.


Ключевые слова

внутренний аудит, проверка, несоответствие, СМК, аудитор, проверяемое подразделение

Похожие статьи

Роль внутреннего аудита в системе экономической безопасности компании

В данной статье подробно рассмотрена роль аудита в системе экономической безопасности компании. Авторами раскрываются понятие экономической безопасности предприятия, а также сущность внутреннего аудита и потенциал его использования на предприятии.

Внутренний аудит в системе корпоративного управления

В статье представлены результаты выработки подхода к проведению аудиторской проверки службой внутреннего аудита, которая дает возможность получить текущий мониторинг среды фукционирвоания компании и проводится в областях, требующих особого внимания в...

Организационные подходы к созданию качественной системы внутреннего контроля на предприятии

В статье изложены основные правила (рекомендации) к созданию системы регулярного внутреннего контроля на предприятии, раскрыто содержание внутреннего контроля, показана роль системы внутреннего контроля в организации деятельности современного предпри...

Оценка персонала коммерческого предприятия

На сегодняшний день оценка персонала коммерческого предприятия играет важную роль в любой организации. От качественной организации оценки персонала будет зависеть выявление реального уровня профессиональной компетенции сотрудников, а значит и качеств...

Экспертно-аналитическая работа в процессе осуществления внутреннего аудита компаний сферы ритейла

В статье авторы рассматривают особенности, аналитические процедуры, применяемые при осуществлении экспертно-аналитической работы в рамках аудита в компаниях сферы ритейла. Также представлены этапы и методы экспертно-аналитической деятельности при осу...

Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках

В данной статье раскрываются организационные проблемы системы внутреннего контроля в банках. Приводится определение внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Обобщаются концепции, применяемые в банках для улучшения системы внутреннего аудита,...

Мониторинг состояния расчетов с контрагентами

В данной статье освещается проблема организации внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами. Проведена оценка преимуществ и недостатков внутреннего контроля, определены возможности его организации и предложен план проведения внутреннего а...

Аттестация персонала организации

В настоящей статье освещены вопросы практической значимости процесса аттестации и оценки в современных условиях. Рассмотрены основные аспекты проведения аттестации, ее значение и задачи, а также сформулированы основные рекомендации по совершенствован...

Направления развития современного аудита и его проблемы

В данной статье рассмотрено общее понятие аудита и охарактеризованы его виды, а также проанализирована его роль в повышении эффективности предприятий.

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Похожие статьи

Роль внутреннего аудита в системе экономической безопасности компании

В данной статье подробно рассмотрена роль аудита в системе экономической безопасности компании. Авторами раскрываются понятие экономической безопасности предприятия, а также сущность внутреннего аудита и потенциал его использования на предприятии.

Внутренний аудит в системе корпоративного управления

В статье представлены результаты выработки подхода к проведению аудиторской проверки службой внутреннего аудита, которая дает возможность получить текущий мониторинг среды фукционирвоания компании и проводится в областях, требующих особого внимания в...

Организационные подходы к созданию качественной системы внутреннего контроля на предприятии

В статье изложены основные правила (рекомендации) к созданию системы регулярного внутреннего контроля на предприятии, раскрыто содержание внутреннего контроля, показана роль системы внутреннего контроля в организации деятельности современного предпри...

Оценка персонала коммерческого предприятия

На сегодняшний день оценка персонала коммерческого предприятия играет важную роль в любой организации. От качественной организации оценки персонала будет зависеть выявление реального уровня профессиональной компетенции сотрудников, а значит и качеств...

Экспертно-аналитическая работа в процессе осуществления внутреннего аудита компаний сферы ритейла

В статье авторы рассматривают особенности, аналитические процедуры, применяемые при осуществлении экспертно-аналитической работы в рамках аудита в компаниях сферы ритейла. Также представлены этапы и методы экспертно-аналитической деятельности при осу...

Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках

В данной статье раскрываются организационные проблемы системы внутреннего контроля в банках. Приводится определение внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Обобщаются концепции, применяемые в банках для улучшения системы внутреннего аудита,...

Мониторинг состояния расчетов с контрагентами

В данной статье освещается проблема организации внутреннего контроля состояния расчетов с контрагентами. Проведена оценка преимуществ и недостатков внутреннего контроля, определены возможности его организации и предложен план проведения внутреннего а...

Аттестация персонала организации

В настоящей статье освещены вопросы практической значимости процесса аттестации и оценки в современных условиях. Рассмотрены основные аспекты проведения аттестации, ее значение и задачи, а также сформулированы основные рекомендации по совершенствован...

Направления развития современного аудита и его проблемы

В данной статье рассмотрено общее понятие аудита и охарактеризованы его виды, а также проанализирована его роль в повышении эффективности предприятий.

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Задать вопрос