Проблема антикризисного управления важна и актуальна сегодня. В этой статье представлены результаты исследований особенностей антикризисного управления предприятиями малого бизнеса. Основная цель данной статьи — подтверждение необходимости антикризисного управления и анализа особенностей и проблем его внедрения в организацию.
Ключевые слова: малый бизнес, кризис, антикризисное управление, особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса.
В условиях кризисных явлений многие страны испытывают проблемы поиска источников активизации экономического роста и обеспечения развития не только национальных инновационных систем, но и предприятий малого бизнеса. Очевиден то факт, что в современных условиях эффективное развитие экономики для всех субъектов мирового хозяйства находится в зависимости от уровня развития инструментовантикризисного управления. Именно оно проявляет себя как источник сбалансированного социально-экономического развития компаний всех форм бизнеса.
Следует отметить, что реализация эффективного антикризисного управления является одним из условий успешного бизнеса. В условиях глобализированной экономики компания постоянно встречается с кризисами различной степени сложности.
С нашей точки зрения для эффективного управления любыми коммерческими организациями, в том числе и относящимися к малому бизнесу, ведущими свою хозяйственную деятельность в сложных условиях современной постоянно меняющейся экономики, важно заранее разработать комплекс мер, направленных на предупреждение банкротства. Важно понимание того факта, что наступление банкротства чаще всего ведет к закрытию юридического лица и увольнениям сотрудников.
Целесообразно сделать вывод о том, что для предупреждения необратимых последствий банкротства компаниям необходимо участвовать в антикризисных мерах [5].
В результате проведенных исследований в рамках данной работы предлагаем следующее определениеантикризисного управления предприятиями малого бизнеса.
Антикризисное управление предприятия малого бизнеса — это комплекс разработанных реорганизационных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия малого бизнеса, повышение его сопротивляемости негативным факторам внешней среды, снижение рисков банкротства, а также усиление конкурентоспособности.
Выделим основные направления управления в антикризисном аспекте на уровне малого бизнеса (рис. 1).
Рис. 1. Направления антикризисного управление предприятия малого бизнеса
Отметим, что особенность стратегического планирования в условиях кризиса — это его индикативный, прогнозный, нежесткий характер [2]. Проблема оздоровления актуальна в некоторой степени для любой организации. Данное обстоятельство связано с тем, что оно тесно связано с циклами жизни компании.
Рассмотрим четыре основные технологии, которые применяются при предупреждении банкротства компании малого бизнеса:
1) подход активных скоростных изменений;
2) технология вмешательства, имеющая характеристики системности;
3) обязательное организационное развитие компании;
4) метод системных логических приращений.
Подход быстрых изменений используется в случае присутствия жестких временных ограничений, что больше свойственно предприятиям малого бизнеса. Такая ситуация определяется присутствием ярко выраженного некоторого кризиса. Его целесообразно применять, если в условиях дефицита ресурса времени необходимо «потушить пожар» [5]. Исследования показали, что в этом случае обоснованно применять управленческий авторитарный стиль.
Вторая технология рекомендуется при решении большого круга задач, которые имеют четко очерченные границы. Эффективно применять в случае обеспечения активной вовлеченности сотрудников компании в процесс происходящих преобразований.
Технология обязательного организационного развития целесообразна для решения задач, имеющих нечеткие границы. В данном случае чаще всего применяют инструменты поведенческих наук, а основополагающий фактор при этом — вовлеченность персонала в активный процесс преобразований.
Четвертая технология (подход Куина) широко используется на практике. Ее суть в том, что даже при относительно нечетко сформулированной стратегии компании есть возможность четко определить самую актуальную из ближайших целей и, следовательно, направить максимальные усилия для ее достижения. Часто указанный поход называют «методом решения слоновьих задач» [2].
Определенный интерес вызывает теория применения антикризисного финансового менеджмента [3]. При этом управление делится на несколько условных этапов.
Первый этап — проведение системной диагностики существующего финансового состояния компании. В данном случае проводят максимально полный анализ внутренней и внешней среды организации.
Второй этап — формирование стратегических, а также тактических мер по преодолению возникших негативных тенденций и обязательное поддержание устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе.
Из финансового анализа малых коммерческих организаций следует, что небольшие предприятия могут постоянно быть в предкризисном состоянии разной степени. Но очевиден ряд достаточно общих проблем:
– большая доля заемных средств компании в структуре источников финансирования;
– сильный износ основных средств,
– и т. д.
Целесообразно утверждать, что в антикризисном управлении бюджетирование может быть эффективным инструментом усиления гибкости при планировании. Бюджет — это количественный план, сформированный и внедряемый для конкретного периода, демонстрирующий ожидаемые расходы и доходы [1]. В отличие от иных видов планов, он имеет высокую степень необходимой детализированности и хорошую привязку к некоторым коротким временным промежуткам. Следовательно, бюджетирование необходимо применять в виде инструмента предбанкротного управления предприятиями малого бизнеса.
Уточним, что в период обострения ситуации кризиса, чаще всего, возможна только реализация проектов, характеризуемых малыми рисками с относительно небольшим бюджетом, а также короткими сроками их реализации. При условии нахождения предприятия на грани банкротства, появляется необходимость в финансовой внешней помощи.
В этом случае как инструмент актуален бизнес-план. Характерная особенность такого вида плана при финансовом оздоровлении — большая роль маркетингового анализа, а также возможностей предприятия по успешному выходу из кризисной ситуации. Для целостного видения важен комплексный документ, а именно антикризисная программа. Ее создание дает возможность сбалансировать систему предполагаемых антикризисных мер [4]. Для эффективной реализации разработанной антикризисной программы следует максимально координировать действия всех менеджеров, контроль процесса выполнения внедряемых мероприятий и при необходимости их корректировка.
Результаты проведенных нами исследований позволяют предложить несколько принципов эффективного предупреждения возможного банкротства компаний малого бизнеса:
– постоянный мониторинг внутренней и внешней среды;
– быстрое реагирование на изменения;
– учет и адаптация к особенностям социально-экономического развития территории, на которой функционирует организация малого бизнеса;
– системность всех процессов;
– компетентностный подход к осуществляемым затратам.
Если предприятие малого бизнеса имеет возможность вовремя отслеживать возникновение внешней угрозы, а также располагает достаточным временем, необходимым для выработки успешной реакции, оно будет эффективно ликвидировать появляющиеся проблемы. При ситуации кризиса реализацию изменений важно осуществить в очень ограниченный срок. Следовательно, при реализации конкретной тактики антикризисного управления важно стараться вести все работы максимальной параллельно. Самая успешная тактика при ее совмещении с максимально адаптированной структурой компании, а также при ее подчинении сбалансированной системе корпоративных целей. Практика показывает, что в ситуации кризиса времени на формирование стратегических изменений практически нет, тогда приходится быстро изменять уже существующую систему управления, а это отрицательно сказывается на работе сотрудников компании.
Преодоление возникающего сопротивления требует проведения двух групп необходимых мероприятий. Первая группа — психологические. Они состоят в определении существующих культурных ориентаций всех групп работников на базе их личного отношения к возможным изменениям, формировании опорных точек проводимой антикризисной стратегии, лимитировании их влияния на разработку и принятие управленческих решений и т. п. Вторая группа — системные мероприятия. Они заключаются в создании переходной структуры компании, решающей вопросы по внедрению необходимых изменений без угроз для оперативной деятельности.
Следует указать, что в малых организациях, для которых присуща хорошая восприимчивость всего персонала к возможным изменениям, существует возможность последовательной адаптации старой организационной структуры управления, накладывая на нее вновь созданные проектные единицы, которые несут ответственность за проведение определенной тактики, а также за внедрение успешной антикризисной стратегии.
Резюмируя, отметим, что важным элементом антикризисного управления предприятиями малого бизнеса являются инновации. Существует достаточно широкий спектр возможных инноваций, присущих любому управлению. Исследования показали, что для антикризисного управление малыми компаниями наибольшее значение имеют такие инновации, как продуктовые, которые определяют возможный материальный результат процесса управления, процессные инновации, изменяющие абсолютно все процессы деятельности компании, и реорганизационные инновации, тесно связанные с необходимым перераспределением ресурсов. Такие инновации еще называю аллокационными.
Таким образом, антикризисное управления малых организаций имеет свои особенности. Учитывая их, можно не только вывести компанию из кризиса, но и стимулировать ее дальнейшее развитие.
Литература:
- Barton, L Crisis leadership now: A real-world guide to preparing for threats, disaster, sabotage, and scandal. New York,: McGraw-Hill, 2015.
- Boin A., Hart P., Stern E. The politics of crisis management: public leadership under pressure. New-York: Cambridge University Press, 2016.
- Алборова М. В. Особенности управления предприятиями малого бизнеса // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 94–97
- Разовский Ю. В., Алексеев А. Н., Шмелева А. Н., Алексашина Т. В., Руденко Л. Г., Барт Т. В., Бурыкин Е. С., Рязанов А. А. Стратегическое управление ресурсами прибрежных зон. Т. 2: Развитие инфраструктуры прибрежных зон / под общ. ред. А. В. Семенова. — М.: МУ им. С. Ю. Витте, 2016. 150 с.
- Шкапова О. В. Особенности антикризисного управления предприятиями малого бизнеса // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163–166