В статье определяются охват психопрофилактической подготовкой беременных и её соответствие инструкции МЗ РБ по организации школ подготовки семьи к рождению ребёнка за период 2013–2017 годов, динамика охвата и полнота психопрофилактической подготовки в динамике за прошедшие 5 лет; выполняется поиск зависимости риска переношенной беременности и потребности в обезболивании родов от прохождения или непрохождения психопрофилактической подготовки, даются рекомендации по совершенствованию методов проведения психопрофилактической подготовки к родам.
Ключевые слова: беременность, роды, психопрофилактическая подготовка, женская консультация, токофобия.
The article defines the coverage of psycho-preventive preparation of pregnant women and its compliance with the instructions of the Ministry of Health of the Republic of Belarus on the organization of schools for the preparation of the family for the birth of a child for the period 2013–2017, the dynamics of coverage and the completeness of psycho-preventive training in dynamics over the past 5 years; the search for the dependence of the risk of a pregnant pregnancy and the need for anesthesia of childbirth from the passage or failure of psycho-preventive training is given, recommendations are given for improving the methods of conducting psycho-preventive preparation for childbirth.
Keywords: pregnancy, childbirth, psycho-preventive preparation, women's consultation, tokofobia.
Психопрофилактическая подготовка к родам в современном понимании — это комплекс образовательных приёмов, проводимый врачом или акушеркой при первом обращении в женскую консультацию и необходимый всем беременным, который решает две задачи:
- Формирование должного отношения к родовому акту;
- Обучение правильному поведению во время родов.
По отношению к родам беременных можно разделить на группы: а) первобеременные; б) повторнобеременные после нормальных родов; в) повторнобеременные, перенёсшие осложнения в предыдущих родах; г) беременные с отягощённым течением беременности [1,112]. Вторая группа отличается положительным и правильным настроем на родовой акт, остальные 3 негативно относятся к родам и не желают родить самостоятельно. Неадекватное отношение к родовому акту и страхи становятся причиной психосоматических расстройств, проявляющихся в виде затянувшейся беременности, патологической болезненности родов, затяжных родов.
В соответствии с «Инструкцией МЗ РБ по организации работы школ подготовки семьи к рождению ребёнка» от 23.12.2004 г. (приказ № 288), беременная проходит 7 занятий в женской консультации, которые распределены следующим образом: первый триместр — 1 занятие, второй триместр — 3 занятия, третий триместр — 3 занятия. Структура состоит из трёх последовательных блоков: а) информационный; б) психологический; в) практические навыки.
Обычный страх родов, особенно у первобеременных, — явление абсолютно нормальное, которое требует только корригирующего воздействия убеждением. Патологический страх родов, или токофобия, является тяжёлым нервным расстройством, доставляющим женщине большие мучения и значительно меняющим её поведение [2,10]. Беременные, страдающие токофобией, подвержены паническим атакам, с трудом контролируют своё поведение, часто нарушают режим. Они настоятельно просят врача о родоразрешении путём кесарева сечения или ищут пути для прерывания беременности.
В работе использованы данные архивных амбулаторных карт беременности и родов женской консультации поликлиники № 32 г. Минска за 2013–2017 гг. За каждый год в случайном порядке выбиралось сто карт, суммарное количество их составило 500. Из карты брались следующие сведения: 1) год наблюдения; 2) возраст беременной; 3) образование; 4) беременность; 5) соблюдение режима психопрофилактической подготовки; 6) госпитализация в родильный дом; 7) потребность в медикаментозном обезболивании родов; 8) продолжительные роды (более 10 часов). Полученные данные заносились в статистические таблицы, сконструированные в программе MS Excel, после чего обрабатывались с применением фильтров, простых арифметических подсчётов, построения диаграмм и маркированных цветом таблиц. По исследованным годам определялась процентная динамика показателя прохождения психопрофилактической подготовки. При помощи коэффициента корреляции Спирмена была выявлена зависимость одних показателей от других.
Для приблизительной оценки распространённости тревожно-фобических расстройств среди беременных было предпринято пробное исследование среди первобеременных, посещавших консультацию в период проведения практики. Использовался анкетный метод Гамильтона, рекомендованный для предварительной диагностики тревожно-фобических расстройств. Проанкетировано 50 человек, определён процент беременных с признаками тревожно-фобического расстройства.
Определяется рост полной посещаемости занятий и достоверное снижение полной непосещаемости в течение 5 лет. Частичное посещение не отмечает достоверной динамики, оставаясь на примерно одинаковом уровне. Количество предпосылок к осложнениям обнаруживает снижение по всем трём показателям. Процент предпосылок к осложнениям у лиц, которые прошли полную психопрофилактическую подготовку, составил 61 %, а у прошедших частичную — 59 %. Полученные данные позволяют допустить пропуск 1–2 занятий для признания психопрофилактической подготовки полной. Охват частичной и полной психопрофилактичской подготовкой за 5 лет увеличился с 82 % до 92 %.
Рекомендации по совершенствованию психопрофилактической подготовки к родам:
- Проведение скринингового обследования беременных на наличие тревожно-фобического расстройства путём анкетирования;
- Работа психиатра в пределах женской консультации во избежание необходимости обращаться в психоневрологическое учреждение.
Литература:
- Акушерство: Учебник для студентов медицинских вузов / Савельева Г. М. [и др.] — ООО «Медицинское информационное агентство», 2000–112 с.
- Доброхотова Э. М., Джобава А. В., Степанян В. Н. Современные аспекты противотревожной терапии в комплексном лечении гестоза // Лечебное дело, 2007. № 2. С. 10.