В данной статье рассматриваются особенности мотивации спортсменов, изучается внутренняя мотивация как фактор успеха в спорте, описывается проведенное исследование, обсуждаются результаты.
Ключевые слова: мотивация, мотив, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, спортивная деятельность, успех в спорте.
Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.
В настоящее время проблема мотивации при изучении проблем, с которыми сталкиваются тренеры и спортсмены является очень актуальной и особенно важную роль в тренировочном процессе играет именно мотивация. Мотивации к занятиям спортом очень важна, без нее просто невозможно, если у спортсмена пропадет мотивация, он просто прекратит свои занятия спортом [1]. Мотивация является ключевым аспектом в спорте.
Проблема мотивации сложна, это обусловливает существование множества различных подходов к пониманию ее содержания, структуры, сущности, а также к методам ее изучения. В настоящее время мотивация является сложной системой, имеющей специфические особенности на различных этапах жизни человека. С возрастом у человека меняются потребности, поэтому меняются и мотивы [2].
На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чем можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как: футбол, хоккей и другие.
Если начинать искать причины этой проблемы, то можно отметить существовавшее ранее недостаточное внимание к психологической подготовке спортсменов. Совсем в немногих спортивных командах был свой спортивный психолог, и тренеры не всегда понимали важность психологической работы с членами команды.
Однако следует отметить положительную тенденцию в данной области. На фоне возрастающего интереса к спорту в России в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе.
Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру. Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [7].
Выделяют два вида мотивации занятий спортом: инструментальную и интегративную [4]. Внешние потребности человека находят отражение в инструментальной мотивации. Внешние мотивы связаны необходимостью выполнять долг, чувством ответственности перед тренером, родителями и близкими. Важно развивать и интегративную мотивацию. Интегративная мотивация подразумевает отражение внутренних потребностей. Она появляется в связи с желанием идентифицировать себя со спортом [3]. Внутренняя мотивация направлена на предмет изучения, предполагает собственное совершенствование спортсмена.
При занятии спортом необходим баланс между интегративной и инструментальной мотивацией, так как только при разумном сочетании этих двух видов возможно добиться высоких спортивных результатов [6,9].
Многие исследователи полагают, что интегративная или внутренняя мотивация соотносится с успехами в спорте [5]. Нами было проведено эмпирические исследование для выявления связи между мотивацией студентов и уровнем их спортивной подготовки, чтобы экспериментально доказать данное утверждение.
На мотивацию спортсмена влияют три фактора:
‒ тип целей достижения, установленных спортсменами;
‒ отношение к успеху и избегание неудач;
‒ уровень уверенности в себе [8].
Ориентация на себя ассоциируется со сравнением себя с другими, здесь для спортсмена важна побеждать других. Ориентация на задачу фокусируется на улучшение собственных прошлых выступлений, работа над собой [10].
Спортсмены, ориентированные на себя, сосредоточены на сравнении себя с другими, и когда они выигрывают, их самооценка поднимается, когда они проигрывают, самооценка падает. Спортсмены, ориентированные на задачи, ориентированы на улучшение прошлой работы, а не на сравнении себя с другими.
Мотивация — это в основном то, что направляет и поддерживает занятие спортом. В спорте есть два вида мотивации: внутренняя мотивация и внешняя мотивация, но в фундаментальном ключе внутренняя мотивация — это не что иное, как участие в интересной деятельности просто из-за любви к ней. Внутренняя мотивация — это, в основном, внутреннее желание спортсменов выполнять отдельную задачу, выполнять определенные действия, потому что это дает им удовольствие, развивает определенный навык. В то время как внешняя мотивация является мотивационными факторами, внешними по отношению к индивидууму и не связанными с задачей, которую они выполняют. Спортсмены с преобладанием внутренней мотивации быстрее добиваются успеха, потому что они учиться новому, их опыт обучения более значим.
Нами была проведена диагностика соотношения внутренних и внешних мотивов по методике «Почему я занимаюсь спортом». Целью данной методики является исследование уровня внутренней и внешней мотивации спортивной деятельности студентов.
Выборка составила 50 человек. В опросе участвовали студенты 1 и 2 курсов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма факультета спорта.
При анализе результатов опроса было выявлено: преобладание внешней мотивации у 16 % студентов (8 человек), внутренняя мотивация — 64 % (32 человека), равно выражена внутренняя и внешняя мотивация у 20 % студентов (10 человек) Таким образом, у студентов присутствует как внешняя, так и внутренняя мотивация.
В результате сравнительного анализа спортивных достижений студентов и типа мотивации было выявлено, что студенты с преобладанием внутренней мотивацией, имеют более высокий спортивный разряд, чем студенты с выраженной внешней мотивацией. Это можно объяснить тем, что внутренняя мотивация считается наиболее естественной. При этом к внутренним мотивам обычно относятся познавательные интересы, желание добиться успеха в спорте.
У 32 студентов факультета спорта (64 % от общего числа опрошенных) преобладает внутренняя мотивация. 20 % из них 30 мастеров спорта и всего 2 кандидата в мастера спорта. Это доказывает, что внутренняя мотивация студентов обусловливает более высокий уровень спортивной подготовки, чем внешняя. У 8 спортсменов (16 % опрошенных) внутренняя и внешняя мотивация находится на одном уровне, все они имеют спортивный разряд — мастер спорта. 20 % (10 опрошенных) студентов имеют ярко выраженную внешнюю мотивацию, из них всего 2 мастера спорта, 4 кандидата и 4 спортсмена, имеющие 1 взрослый разряд.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация играет важную роль в жизни каждого человека, в том числе спортсмена и является одним из существенных компонентов спортивной карьеры. Успехи в спорте определяются характером мотивов [6]. Нужно помнить, что не только внешняя, но и внутренняя мотивация может привести к постановке целей. Нужно помнить, что для гармоничного развития личности должны быть одновременно развиты уровни внутренней и внешней мотивации.
Литература:
- Горская Г. Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов. Физическая культура, спорт — наука и практика. № 4. 2016 стр. 85–91.
- Душко М. С. Мотивация освоения иностранного языка как компонент готовности студентов к профессиональной деятельности тренера. 2015 г. 206 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин — СПб.:Питер,2006. — 507с.
- Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2012 -345 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 6-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 688 с.
- Разманова Л. М. Журнал Международный студенческий научный вестник. / Л. М. Разманова. В. М. Панфилова //– 2015. — № 5 (часть 2) — С. 299–300.
- Семёнов Л. А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пособие — М. Сов. спорт, 2011. — 200с. Университетская электронная библиотека on — line.
- Theeboom, M., DeKnop, P., & Weiss, M. R. (1995). Motivational climate, psychological response, and motor skill development in children’s sport: A field-based intervention study. Journal of Sport and Exercise Psychology, 17, 294–311.
- Gould, D., Feltz D., Weiss M., Motives for participating in competitive youth swimming. International J. Sport Psychol., 16: 126–140.
- Malek A., Mehdi N. Perceived Motivational Climate, Basic Psychological Needs and Self Determined Motivation in Youth Male Athletes. World Applied Sciences Journal 16 (9): 1189–1195, 2012