Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотивации учения, приемы и методы организации учебной деятельности на уроках математики.
Ключевые слова: мотивация, учение, интерес, приемы мотивации, методы мотивации, универсальные учебные действия (УУД), образовательный процесс, учебная деятельность, психолого-педагогические условия.
В современном мире постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм и инновационных технологий обучения. Перед школой стоит задача — сформировать личность, способную к творчеству, к осознанному, самостоятельному целеопределению своей деятельности. Другими словами, каждый обучающийся должен обладать не только определенными УУД, но и иметь богатый внутренний потенциал, способствующий самообразованию, самоактуализации и саморазвитию в процессе учебной деятельности.
Государство и общество требуют специалистов, которые обладают качественным математическим образованием для развития страны, а именно: создания инновационной экономики, реализации долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации. Все это возможно обеспечить, если в стране высокий уровень математического образования, ведь системообразующим предметом в знаниях и культуре человека является математика, а в практике обучения математике в школе мы имеем результаты, которые далеки от уровня требований к ним. Кроме этого, общество требует, чтобы школа дала обучающимся не только базовые знания, но и сформировала у них умения и навыки применять эти знания на практике в нестандартных ситуациях, а система обучения математике в школе далека от этих требований, о чем говорят результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Возникает противоречие между требованиями, которые ставит школе государство и общество, и личностью, которая должна сочетать в себе ключевые компетентности.
Отвечая на вопрос «В чем причина противоречия?», мы сталкиваемся с рядом различных проблем образовательного процесса и его участниками. С целью определения данной проблемы был проведен социологический опрос среди учителей математики МОУ «Каслинская СОШ № 27». Результаты опроса показывают, что 21 % обучающихся имеют слабую мотивацию к изучению математики, в том числе это сказывается и на их успеваемости по предмету.
В первую очередь учителя сталкиваются с нежеланием детей учиться. Поэтому основная задача учителя — создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
В концепции развития математического образования в РФ говорится о том, что низкая учебная мотивация школьников связана с перегруженностью образовательных программ общего образования, а также оценочных и методических материалов, техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки [5].
Проблемой формирования мотивации учения занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, В. А. Сухомлинский, П. М. Якобсон и другие. Они выявили основные источники формирования и развития мотивации учения школьников при изучении предмета; осветили психологический аспект проблемы мотивации; исследовали некоторые формы и средства организации деятельности учащихся для формирования положительной мотивации [1, 3, 4].
Родительская общественность на данную проблему имеет следующее мнение: современная образовательная программа по математике выдвигает завышенные требования к уровню знаний обучающихся.
Среди 5–6 классов МОУ «Каслинская СОШ № 27», был проведен опрос, который показал, что 67 % обучающихся относятся к гуманитарному циклу.
Как сформировать интерес у ребенка? Ответ на этот вопрос может дать сам ребенок. Было проведено анкетирование среди обучающихся 5–6 классов. Вопросы для анкеты были следующие:
- Хорошая ли у тебя успеваемость по математике?
- Хотел бы ты учиться лучше по математике?
- Твоя успеваемость зависит от тебя/учителя/родителей?
- Что ты должен сделать, чтобы начать лучше учиться?
- Каким должен быть учитель?
- Каким должен быть урок математики?
Результаты опроса показали, что все дети хотят повысить уровень своего образования по математике, большинство обучающихся утверждают, что успеваемость зависит только от них самих, но 17 % подчеркивают, что успеваемость зависит как от них, так и от учителя. Отвечая на пятый и шестой вопросы, обучающиеся отмечают в основном, что учитель должен в первую очередь доступно и понятно объяснять материал, кроме этого, многие говорят о доброте учителя. И всем детям важно, чтобы урок математики был интересным.
Среди приемов и методов мотивации можно выделить множество нетрадиционных форм организации учебной деятельности школьников на уроках математики:
Связь с историей математики;
Примеры практического применения математических знаний в жизни;
Использование ИКТ-технологий;
Соревнования с одноклассниками при решении заданий;
Выбор действий в соответствии с возможностями ученика;
Применение поощрения и порицания;
Создание атмосферы сотрудничества на уроке;
Чередование форм и методов обучения.
Снижение мотивации — проблема, которая всегда будет актуальной в школе. Для решения данной проблемы мы предполагаем исследовать различные приемы и методы мотивации обучающихся для повышения результативности учебной деятельности и на этой основе разработать методику повышения мотивации учения на уроках математики.
Литература:
1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. — М.: Педагогика, 1972. — 53 с.
2. Леонтьев А. Н,. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. —40 с.
3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Федеральный институт развития образования. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (дата обращения: 11.04.2018).