Анализ судейства в художественных видах спорта на основе синхронного плавания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.04.2018

Статья просмотрена: 1524 раза

Библиографическое описание:

Исаева, Л. Н. Анализ судейства в художественных видах спорта на основе синхронного плавания / Л. Н. Исаева, С. М. Никитина, Е. Е. Шакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 265-269. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49471/ (дата обращения: 18.12.2024).



Введение

Актуальность. Синхронное плавание — наиболее зрелищный водный вид спорта. Его тренировочная и соревновательная деятельность включает в себя элементы разных видов спорта: спортивного плавания, прыжков в воду, художественной гимнастики, акробатики, водного поло, подводного плавания. Также многое в синхронном плавании взято из классической хореографии.

Синхронное плавание включено в программу Олимпийских игр с 1984 года, регулярно проводятся чемпионаты мира и континентов. Разыгрываются медали среди солистов, дуэтов и групп на чемпионатах и первенствах мира. Судейство в синхронном плавании очень субъективно. Известно, что после череды конфликтов в фигурном катании и художественной гимнастике (конфликт на Зимних Олимпийских Играх в 2002 году в фигурном катании и конфликт на Чемпионате Европы 2000 года) правила соревнований и система судейства были существенно реформированы. В первую очередь были изменена система выставления оценок за сложность, в частности введение коэффициентов сложности за каждый элемент, что способствовало объективизации системы судейства в целом.

Поиск подходов к объективизации системы судейства в синхронном плавании на основе сравнительного анализа с судейством в фигурном катании и художественной гимнастике представляется актуальным.

Цель исследованияобъективизация и повышение качества системы судейства в синхронном плавании на основе сравнительного анализа с судейством в фигурном катании и художественной гимнастике и разработка таблиц сложности основных элементов.

Задачи исследования.

  1. Определить эффективность работы судей в синхронном плавании, художественной гимнастике и фигурном катании.
  2. Провести сравнительный анализ судейских систем, в частности оценки сложности исполнения основных элементов, в синхронном плавании и других сложно координационных видов спорта (на примере художественной гимнастики и фигурного катания).
  3. На основании предложенного подхода к систематизации основных элементов синхронного плавания по сложности их исполнения, составить примерную таблицу сложности, которая может быть использована в судействе соревнований. Синхронное плавание художественный вид спорта, в котором выражаются красота, зрелищность, пластичность и выразительность спортивных соревнований.

1. Синхронное плавание обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта, такими как: красочность выступлений, органичность исполняемых движений, грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека. Стандарты синхронного плавания указываются в основных документах о соревнованиях — «Правилах» и «Положениях». В данных документах обязательно должны быть показаны параметры бассейнов для проведения соревнований, форма одежды спортсменок, принятый хронометраж композиций, технические требования к произвольным и техническим программам.

При оценке результатов в синхронном плавании применяется десятибалльная шкала оценки с шагом 0,1 балла.

Судейство в синхронном плавании.

Соревнования по синхронному плаванию подразделяются на обязательную программу («школа»), где спортсменка выполняет определенные элементы, описанные правилами, без музыкального сопровождения. И произвольную программу с музыкальным сопровождением, которая делится на техническую и спортивную программы.

В начале истории синхронного плавания судейство произвольных программ осуществлялось одну бригадой из 5–7 судей-арбитров, которые распологались по разным бортам бассейна. Оценка выставлялась по десятибалльной шкале с градацией в 0,1.

Международные правила предусматривали оценку в целом всей программы с учетом:

1) способов (стилей) плавательных движений, их разнообразием;

2) фигур и их частей (степень совершенства их выполнения);

3) вариативности фигур и передвижений;

4) степени сложности фигур, гибридов, передвижений и других элементов;

5) использования площади бассейна;

6) интерпретации музыки (соответствие пластики и т. п.);

7) манеры представления (артистичность);

8) синхронности участниц друг с другом и с музыкальным сопровождением.

Минусом данной системы судейства была высокая субъективность каждой оценки, которую выставлял судья. Поэтому была предложена другая, более объективная система судейства.

В дальнейшем была представлена более усовершенствованная система судейства, которая уже включала в себя 10–14 судей, в свою очередь которые делились на две бригады по 5–7 человек и располагались по разным сторонам бассейна. Одна из этих бригад оценивала технику исполнения, другая — артистизм. Оценивание проводилось так же, как и в предыдущей системе, по десятибалльной системе, с дискретностью оценки — 0,1 балла.

В технике оценивались правильность выполнения элементов, синхронность, сложность. Спортсменкам нужно было находиться глубоко в воде, их движения должны быть гибкими, уверенными и точными от начала до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить отталкивания, совершать движения и перемещения.

В артистизме оценивались чувственность исполнения и внешнее впечатление от упражнений с точки зрения хореографии, а также соответствие ритма музыки выполняемым движениям.

Высшая и низшая оценки, поставленные судьями разных бригад, не учитывались. По оставшимся трем отметкам определялось среднее арифметическое. Техническая оценка умножалась на 0,6, а оценка за артистизм — на 0,4. Сумма двух полученных чисел становилась оценкой за выполнение программы, но не считалась окончательной: в произвольной программе она увеличивалась на 65 %, а в технической — на 35 %. Итоговое распределение мест осуществлялось по сумме этих двух оценок.

И в произвольной, и в технической программе могут начисляться штрафные очки:

‒ за грубые нарушения правил, например, за отталкивание от дна бассейна для помощи себе и партнеру, — 2 очка;

‒ за незначительные нарушения, например, за просроченное время при подготовке и выполнении программы, — 1 очко.

В технической программе могло быть начислено 2 штрафных очка за пропущенный обязательный элемент и 0,5 — за пропущенную часть.

Неуклонный рост спортивного мастерства, стремление тренеров и спортсменок постоянно повышать спортивные результаты и усложнять и совершенствовать программы синхронного плавания, обусловили необходимость более тщательного и всестороннего изучения общей системы спортивной подготовки и системы судейства в синхронном плавании. Была предложена новая еще более усовершенствованная система судейства в синхронном плавании.

На всемирном семинаре по синхронному плаванию для тренеров и судей, который прошел с 1 по 4 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге, решился вопрос о введении новой системы судейства. Она подразумевает введение отдельных оценок за технические элементы, а также развитие прогрессирующего вида программы — акробатики. Также было введено вместо двух бригад судей по 7 человек 3 бригады по 5 человек. Это было сделано для того, чтобы каждая бригада оценивала только определенный спектр произвольной программы, исполняемой спортсменками. То есть одни судьи оцениваю синхронность исполнения, а другие — художественное впечатление и сложность. Главным новшеством данной системы судейства является оценка, выставленная за каждый конкретный элемент.

Все три бригады судей имеют определенный процент от общей оценки. В произвольных программах, комбинированных произвольных программах и акробатических группах первая бригада оценивает исполнение (30 %), вторая бригада — художественное впечатление (40 %), третья бригада — сложность (30 %). В технических программах первая бригада оценивает исполнение (30 %), вторая бригада — впечатление (30 %), третья бригада — элементы (40 %).

При выставлении оценки необходимо учитывать, что в каждой бригаде есть несколько критериев выставления оценки.

В произвольной программе в первой бригаде, оценивающей исполнение необходимо учитывать два критерия: исполнение (Е) — уровень мастерства в исполнении специальных навыков, исполнение всех движений (в соло — 90 %, дуэт, произвольная, комбинированная и акробатическая группы — 50 %); синхронизация (S) — точность движений спортсменок по отношению к друг другу и к музыке над водой, на поверхности и под водой (в соло — 10 %, дуэт, произвольная, комбинированная и акробатическая группы — 50 %). Во второй бригаде, оценивающей художественное впечатление, учитываются следующие критерии: хореография (С) — хореография движений и поз, сочетание художественных и технических элементов в программах, разнообразность и креативность движений; музыкальная интерпретация (MI) — единство движений, образа и музыки; манера представления (MP) — манера представления программы зрителям и общее впечатление от нее. В третьей бригаде 100 % оценивается сложность — сложность всех движений и синхронность.

Для каждой бригады оценка технической программы (исполнение, впечатление, элементы) определяется в каждой категории. Оценки за исполнение и впечатление определяются следующим образом: одна высшая и одна низшая оценки вычеркиваются. Три оставшиеся оценки в категории складываются, делятся на три и умножаются на три. Оценка элементов определяется: за каждый из обязательных элементов с установленным уровнем сложности, одна высшая и одна низшая оценки вычеркиваются, за каждую группу элементов. Оставшиеся три оценки складываются, общая сумма делится на три. Результат умножается на коэффициент сложности конкретного элемента. Сумма всех оценок элементов делится на общий коэффициент сложности обязательных элементов и умножается на десять. Результат умножается на четыре.

В художественной гимнастике ациклическом, сложно координированном виде спорта, который представляет собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики в формах, допускаемых правилами соревнований.

В художественной гимнастике, также считается субъективным. Из-за этого происходит частое изменение систем оценок. В художественной гимнастике система оценок менялась международной федерацией гимнастики несколько раз. Изначально оценки выставлялись по 10-ти балльной шкале, затем чередовались по 20- и 30-бальной шкале. А в синхронном плавании 10-балльная шкала осталась по сей день.

Фигурное катание — относится к сложно-координационным видам спорта. Суть данного вида спорта заключается в передвижении спортсмена, пары спортсменов или группы на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением всевозможных элементов, которые сопровождаются под музыкальное сопровождение.

Судейская система в фигурном катании подвергалась многим изменениям. Изначально выставлялись две оценки по 6-ти бальной шкале: за технику исполнения и за артистизм. Данная система судейства существовала более 100 лет. После Олимпийских игр 2002 года в 2004 году новая система судейства в фигурном катании была признана официальной и использовалась на всех крупных соревнованиях.

В фигурном катании в рамках новой судейской системы, судьи заняты исключительно оценкой исполнения каждого элемента и пяти компонентов программы. Оценки выставляются, основываясь на конкретных критериях для каждого элемента, мастерстве и самом выступлении.

Целью настоящего исследования является объективизация и повышение качества системы судейства в синхронном плавании на основе сравнительного анализа с судейством в фигурном катании и художественной гимнастике и разработка таблиц сложности основных элементов.

Организация исследования

Был проведен сравнительный анализ судейских систем синхронного плавания, художественной гимнастики и фигурного катания. Сравнительный анализ является основным методом сбора и сравнения информации по теме данного исследования. Анализ проводился на основе следующих документов: «Общие правила FINA 2013–2017 годов», «Правила соревнований FINA 2013–2017 по синхронному плаванию», «Официальная справка ISU», а также «Правила 2013–2016 годов по художественной гимнастике. Были проанализированы таблицы оценки сложности в фигурном катании и художественной гимнастике. Проведено анкетирование судей, тренерского состава различных спортивных школ и спортсменок высокой квалификации.

В анкетах для судей, тренеров и спортсменов были представлены основные элементы синхронного плавания, акцент был поставлен на распределение данных элементов от самого легкого (1 балл) до самого сложного (в зависимости от количества элементов в определенной подгруппе).

Для получения конкретных результатов данного исследования, были использованы методы математической статистики и сравнительного анализа.

Результаты исследования

В приведенных выше видах спорта судейство считается субъективным, то есть зависит от восприятия судьи. Поэтому необходимо улучшать судейскую систему, делать ее более объективной. В таблице 1 представлены краткие характеристики каждой судейской системы трех видов спорта (синхронное плавание, художественная гимнастика, фигурное катание).

Таблица 1

Сравнительные характеристики судейских систем синхронного плавания, художественной гимнастики ифигурного катания

Характеристики судейской системы

Синхронное плавание

Художественная гимнастика

Фигурное катание

1.Количество судей, оценивающих программу

15 (5-исполнение, 5-художественное впечатление, 5-сложность)

8–9 (4–5 — исполнение, 4-трудность)

9 — исполнение + 4 судьи технический комитет

2.максимальная оценка

100 баллов

20 баллов

Зависит от сложности и исполнения элементов в программе

3.Присутствие коэффициентов сложности элементов в программе

В произвольной программе нет

Группе элементов присвоен коэффициент сложности

Каждому элементу присвоен коэффициент сложности

4.Присутствие определенных обязательных элементов в программе

Присутствуют группы, без конкретных элементов.

Присутствуют.

Присутствуют в технической программе, в произвольной есть только ограничения.

5.Есть ли в видео-повторы для судей?

Нет

Нет

Да

6.Технический комитет, обслуживающий соревнования

1.Рефери

2Ассистент рефери

3.Главный секретарь

4.Судья по музыке

5.Диктор

6.Судья-секундометрист

1.Судья-координатор

2.Высшее жюри

1.Главный судья (рефери)

2.Технический специалист с помощником — фиксируются элементы, недокруты и падения.

3.Технический контролер отвечает и контролирует работу технической бригады

4.Оператор ввода информации — вводит решения тех. бригады

5.Оператор видеоповтора — управляет системой видеоповтора для тех. бригады

7.Как оценивается сложность программы?

По количеству набора элементов.

По коэффициентам сложности каждого выполненного элемента.

По коэффициентам сложности каждого выполненного элемента.

8.Есть ли компьютерная программа, помогающая судьям оценивать программу?

Нет

Да

Да

Из таблицы мы видим, что судейская система в фигурном катании более объективная, чем в художественной гимнастике и синхронном плавании, так как нет высшей границы оценки.

Сложность программы в фигурном катании не оценивается в определенной шкале (10-ти бальной), ставится коэффициент сложности каждого элемента (за постановку данного параметра отвечает отдельный судья, что позволяет судьям, оценивающим качество исполнения элемента, сконцентрироваться на элементе, а не на выявлении и подсчете каждого элемента). В синхронном плавании разные судьи оценивают сложность программы, исполнение и художественное впечатление.

В художественной гимнастике также, как и в синхронном плавании есть предел оценки, следовательно, спортсмены, выступающие под первыми стартовыми номерами, могут быть оценены меньшими оценками, чем спортсмены, стартовавшие после них, так как судьи могут «зажимать» оценки, думая, что последующие спортсмены могут сделать лучше, чем первые.

На основании 4 пункта данной таблицы мы можем сделать вывод, что судейская система в фигурном катании более объективна в оценке сложности программы, так как для каждого элемента есть свой коэффициент сложности. В художественной гимнастике коэффициент присваивается только группе элементов, что может не всегда качественно отражаться на правильности оценки сложности программы.

В синхронном плавании коэффициент сложности присутствует только в обязательной программе, которую выполняют спортсменки до 18 лет. После 18 лет исполняется техническая программа, в которой есть элементы с определенным коэффициентом сложности, но они исполняются под музыкальное сопровождение с использованием других элементов синхронного плавания без определенного коэффициента сложности.

В синхронном плавании присутствует таблица сложности, но в данной таблице нет конкретных элементов. Например, чтобы спортсмен в соло получил 9,0–9,4 необходимо сделать по три сложных, средних и коротких связок длительностью более 20 сек, и не менее 15 элементов.

Выводы

  1. Судейская система в синхронном плавании является недостаточно объективной, так оценка сложности программы оценивается не по факту исполнения элементов, а иногда по впечатлению от программы.
  2. Для объективизации оценки сложности программы во всех трех проанализированных видах спорта разработаны таблицы сложности элементов, однако в синхронном плавании в ней отсутствуют описания элементов.
  3. Таблицу сложности элементов в синхронном плавании должна состоять из отдельных групп элементов. При определении конкретных величин коэффициентов сложности необходимо учитывать мнения ведущих тренеров, судей и спортсменок высокой квалификации.
  4. Целесообразно изменить выставление оценок за сложность и исполнение элементов таким образом, чтобы судья оценивал только исполнение элемента. Коэффициент сложности должен быть известен заранее, либо в судейскую бригаду необходимо ввести судью по определению коэффициента сложности (как в фигурном катании).
  5. Необходимо ввести видео-повторы для судей, оценивающих исполнение, так как не всегда возможно оценить его с большой точностью.

Литература:

  1. Абсалямова И. В. Фигурное катание. Комментарии к судейству / И. В. Абсалямова, Е. В. Богданова. — М.: ФиС, 1981. — 278 с.
  2. Лисицкая Т. С. Художественная гимнастика: учебник / М.: Физкультура и спорт, 19с.
  3. Максимова М. Н. Особенности подготовки юных синхронисток. Методическое пособие — М.:ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2012. — 84с.
  4. Максимова М. Н. Особенности подготовки юных синхронисток.
  5. Методическое пособие — М.:ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2012. — 84с.
  6. Общие правила FINA 2013–2017 г./Утверждены на Техническом Конгрессе FINA по водным видам спорта в Барселоне 2013г.;
  7. Официальный сайт Международной федерации плавания [Сайт] URL: http://www.fina.org
  8. Официальный сайт европейской лиги водных видов спорта [Сайт] URL: http://www.len.eu
Основные термины (генерируются автоматически): синхронное плавание, фигурное катание, художественная гимнастика, коэффициент сложности, элемент, судейская система, оценка, бригада, система судейства, судья.


Похожие статьи

Особенности функционального тренинга в игровых видах спорта на примере команды по американскому футболу

Конфликтные ситуации в женских игровых видах спорта

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений

Формирование здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом

Современные методы обучения на уроках физической культуры

Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге

Индивидуальность мастерства в командных видах спорта

Модульный подход по спортивно-организованному физическому воспитанию студентов в процессе занятий мини-футболом

Проблемы правового регулирования труда в спортивных организациях

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и биологии

Похожие статьи

Особенности функционального тренинга в игровых видах спорта на примере команды по американскому футболу

Конфликтные ситуации в женских игровых видах спорта

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений

Формирование здорового образа жизни посредством занятий лыжным спортом

Современные методы обучения на уроках физической культуры

Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге

Индивидуальность мастерства в командных видах спорта

Модульный подход по спортивно-организованному физическому воспитанию студентов в процессе занятий мини-футболом

Проблемы правового регулирования труда в спортивных организациях

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и биологии

Задать вопрос