В современных условиях особенно актуальной является проблема эффективного включения личности в структуру общества. Это процесс называется социализацией личности и является основой определения места человека в обществе.
Социализация личности представляет собой постепенное освоение человека в социальной структуре общества, в результате чего происходит трансформация самой структуры общества и структуры каждой личности. Процесс социализации во многом обусловлен социальной активностью человека. Социализация предполагает усвоение порядков и норм поведения в какой-то определенной социальной группе, в которых проявляется ее особенность. Человек для успешной адаптации должен усвоить определенные образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
С момента рождения ребенок попадает в мир людей и своим появлением уже оказывает определенно влияние на социальную группу (семью) в которой он появился. Далее, на протяжении всей жизни происходит процесс социализации личности, когда ей необходимо усвоить правила и нормы, принятые в обществе, идентифицировать себя и влиться в определенную социальную группу.
Чем большими умениями и навыками обладает личность, тем легче ей освоиться в той или иной социальной группе. Основные умения и навыки, позволяющие справляться в различными жизненными и творческими задачами, закладываются с самого раннего возраста. И дошкольный период здесь играет очень важную роль.
Строительно-конструктивная деятельность является той основой, на которой происходит формирование и развитие значительного числа умений и навыков детей. Также она позволяет получить и усвоить знания о цветах, формах, физических свойствах предметов, развивает творческое воображение, мышление, умение ориентироваться в пространстве и многое другое.
В исследованиях выдающихся педагогов В. Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой и др. подчеркивается важное значение строительно-конструктивной деятельности для развития детей дошкольного возраста. Данная деятельность представляет собой постройку или создании объектов различной формы и размера, которые могут быть использованы детьми в дальнейшей игре.
В строительно-конструктивной деятельности используются различные материалы: строительные материалы (кубики, бруски разной формы и размера из дерева и пластмассы), специальные конструкторы (Лего и др.), а также различные природные материалы (песок, снег, камешки, веточки, шишки и др.).
Ведущей формой организации строительно-конструктивной деятельности является игра. Детям очень нравиться играть в строителей, возводить постройки и крепости из различных материалов, в том числе и природных. Они с удовольствием строят снежные горки и крепости, играют в снежки, используют для строительства песок, камни и другие имеющиеся в наличии материалы, при этом они договариваются между собой о формах и методах совместной работы и конечной ее цели. Такая игровая деятельность способствует развитию коммуникативных качеств, формированию у детей целостной картины мира, приобщению детей к трудовой и взрослой деятельности, выступает фактором социализации личности в современных условиях.
Л. А. Парамонова подчеркивает, что строительно-конструктивные игры нравятся детям независимо от пола. И мальчики, и девочки очень любят строить объекты из кубиков, из песка, иногда возводят подобие городов с домами и дорогами, тоннелями и прочими объектами инфраструктуры. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, способности планировать свою деятельность, снимает напряжение, дает выход творческим эмоциям.
Строительно-конструктивные игры направлены на создание определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, полностью соответствующей интересам ребенка.
В дошкольном воспитании строительно-конструктивные игры выступают как средство всестороннего развития ребенка. Они способствуют его умственному и нравственному развитию, развитию речи, служат основой трудового и эстетического воспитания, способствуют физическому развитию и подготовке к школе.
Систематическое проведение строительно-конструктивных игр с детьми дошкольного возраста играет важную роль в их социализации в обществе. Эти игры способствуют формированию мотивации к обучению, показывают, что цель данной игры не только в создании какого-то объекта, но и в приобретении знаний и умений. Данный познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, направлять их на решение стоящих перед ребенком творческих, социальных или учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний и социализации в обществе.
Строительно-конструктивные игры широко используются в практике работы дошкольных учреждений. Для их проведения используют различные строительные материалы, детали, бумага, картон, природные материалы.
Строительно-конструктивные игры со строительным материалом проводятся с самого раннего возраста, когда дети начинают играть с кубиками, строить из них простейшие башенки, стенки и т. п. По мере взросления постепенно расширяется объем и формы строительного материала. Появляются конструкторы, состоящие из более мелких деталей, оснащенные образцами моделей для построения. В данной игре ребенок учится планировать свою деятельность, создавать объект по образцу, осваивать опыт других людей.
Строительно-конструктивные игры из бумаги и дополнительных материалов используются при организации деятельности детей начиная со средней группы. Дети осваивают умения создать из бумаги или тонкого картона объемную фигуру. Такие игры включают поделки игрушек с использованием различных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта, поролона и т. п. Такие игры значительно сложнее, чем строительство из кубиков и способствуют развитию мелкой моторики и различных трудовых навыков детей.
Строительно-конструктивные игры с природным материалом включают в себя создание поделок из шишек, веточек, сухих листочков, желудей и т. п. Особенностью создания таких поделок является то, что дети учатся комбинировать материалы естественной формы, сочетать их между собой, чтобы получить задуманную фигуру. Такие игры развивают воображение, творческое мышление детей, учат планировать свою деятельность, объяснять задуманное, что также является важным для успешной социализации.
Выразительность и похожесть создаваемого образа получается в результате умения выявить в природном материале сходство с настоящими предметами или сказочными героями и усилить это сходство дополнительной обработкой.
Особенностью строительно-конструктивных игр является их направленность на созидание. В данной деятельности проявляются такие особенности личности как желание сделать что-то своими руками, сделать что-то полезное, что также является показателем успешной социализации в будущем. Но ошибкой будет считать, что строительно-конструктивные игры сами по себе будут развивать ребенка. В работах таких авторов как Комарова Т. С., Флерина Е. А. и других подчеркивается, что уровень развития строительно-конструктивной деятельности напрямую зависит от того, насколько активно воспитатель включен в данный процесс [1, 4]. Без руководства со стороны взрослых, педагогов, специального обучения такие игры будут простыми и однообразными, и в скором времени станут не интересны ребенку. Поэтому для полного использования потенциала данных игр следует проводить их под руководством педагога.
Программа обучения и развития детей методами конструирования имеет следующие задачи:
– познакомить детей с различными методами и приемами конструирования;
– познакомить с основными геометрическими формами,
– расширить представления детей об окружающем мире, созданных сооружениях и постройках, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;
– побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования;
– научить детей коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей, научить описывать свое мнение, мотивируя его целесообразность;
– научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;
– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия (обдумывание элементарных форм предстоящей работы).
Строительная игра приучает детей к целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется точный словарь, выражающий название геометрических фигур, пространственных взаимоотношений. Решаются задачи нравственного воспитания — дети знакомятся с трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе. [3]
В этой связи необходимо выделить условия эффективного развития строительно-конструктивной деятельности дошкольников:
– использование разнообразных форм строительных материалов (кубики, бруски разной формы и размера)
– использование разнообразных материалов (бруски из дерева, пластмассы), в том числе природных (песок, снег, камешки, веточки, шишки и др.)
– использование специальных конструкторов (лего и др.)
– устранение умственной перегрузки дошкольников,
– постоянная смена методов и приемов работы с детьми;
– смена умственной нагрузки и физической;
– создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон, стимулирующая оценка, размещение материала и др.);
– использование индивидуальных и групповых форм проведения занятий;
– организация образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества, что способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и взрослых;
– использование здоровье сберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий: двигательные разминки, динамические паузы, гимнастики, эмоциональные этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, театрализованные представления. [5]
В строительно-конструктивной деятельности важно развивать такие социальные умения и навыки как умение договариваться, брать на себя определенную часть работы, объяснять свой замысел, отстаивать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению товарища по игре. Данные навыки общения будут необходимы ребенку в любой сфере деятельности, и их наличие способствует более эффективной социализации ребенка. Поэтому данные умения требуют систематического и последовательного развития.
Изучение педагогических исследований, посвященных формированию строительно-конструктивной деятельности дошкольников, позволило нам сделать вывод о том, что данная деятельность интересна детям, доступна для их уровня развития, доставляет удовольствие от создания собственными руками определенных поделок, предметов, сооружений, которые можно использовать в игровой деятельности. И кроме этого способствует более успешной социализации личности в современных условиях.
В ходе анализа педагогических исследований, посвященных вопросам развития детей при помощи строительно-конструктивной деятельности, нами были установлены некоторые, наиболее эффективные на наш взгляд методы и приёмы:
– Проведение занятий в форме игры;
– Строительство (конструирование) по образцу, созданному педагогом;
– Обсуждение предполагаемой цели строительства (конструирования);
– Обсуждение порядка работы, демонстрация способов создания воспитателем;
– Использование созданных построек или поделок в играх;
– Применение групповых методов работы, предлагать детям строить (конструировать) вместе, подсказывать последовательность действий, учить точности и аккуратности, предлагать детям доделать то, что начал строить или конструировать воспитатель. [5]
В процессе изучения методической литературы мы также попытались выявить некоторые дополнительные педагогические условия, при которых развитие строительно-конструктивной деятельности дошкольников будет способствовать их более эффективной социализации:
– создавать условия для проведения групповых строительно-конструктивных игр;
– определять детям конечную цель строительно-конструктивной игры, и предоставлять возможность самим определять кто какую деталь будет делать для дальнейшего совместного использования;
– обеспечить освоение детьми на занятиях по конструированию различных действий, движений: правильно прикладывать деталь к детали, пользоваться клеем, пластилином и другими материалами для соединения деталей при конструировании из природных материалов;
– предоставить детям разнообразный выбор строительных материалов и средств для конструирования;
– обеспечить дошкольникам интересное содержание занятий по конструированию с обязательным использованием игровых методов;
– предоставить детям возможность самим выбирать материалы для конструирования, совмещать разные материалы, детали, поддерживать творческую инициативу детей.
В заключение следует отметить, что строительно-конструктивные игры оказывают наиболее значительное влияние на успешность социализации личности в современных условиях. Это обусловлено тем, что данные игры позволяют развивать такие качества личности как умение брать на себя ответственность, договариваться, выполнять определенную часть совместной работы, объяснять свой замысел, отстаивать свою точку зрения, с уважением относиться к мнению товарища по игре. Данные навыки общения будут необходимы ребенку в любой сфере деятельности, и их наличие способствует более эффективной социализации ребенка.
Литература:
- Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 192 с.
- Лиштван З. В. «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 1966г.
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. — М.: Карапуз, 1999. — 126 с., С. 4
- Флерина Е. А. «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» Учпедгиз. Москва, 1956 г.
- Романенко О. Г. Развитие строительно-конструктивной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: от теории к практике: материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 127–130.