Что такое фронтенд и чем он отличается от бэкенда? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Информационные материалы

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Что такое фронтенд и чем он отличается от бэкенда?. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — URL: https://moluch.ru/archive/202/107087/ (дата обращения: 20.12.2024).

У сайтов и веб-приложений есть внешняя часть, которую видят пользователи и с которой они взаимодействуют, а также внутренняя, где происходят процессы, обеспечивающие работу продукта. Созданием внешней части занимаются фронтенд-разработчики, а за наладку внутренних процессов отвечают бэкенд-программисты. Далее мы подробнее расскажем о том, чем отличаются frontend- и backend-разработчики, и какими инструментами им нужно владеть.

Что такое frontend и backend

Frontend_backend.jpg

Веб-приложения и сайты имеют внешнюю часть, которую видит пользователь, а также внутреннее содержимое, которое скрыто от него, но необходимо для работы ресурса или программы.

Фронтенд-разработка отвечает за создание видимой части сайта или приложения на клиентской стороне.

Таким образом, frontend — это всё то, что видит пользователь и с чем он взаимодействует. Это могут быть страницы интернет-ресурса с полями для ввода, баннерами, формами или интерфейс веб-приложения с кнопками, анимированными элементами и т.д.

Бэкенд-разработка отвечает за взаимодействия ресурса или приложения с серверной частью и внутренними данными продукта, которые затем отображает фронтенд.

Backend отвечает за внутренние процессы. Например, за отправку запроса, введённого пользователем, на сервер, подбор данных, соответствующих этому запросу, и их выдачу в понятном виде.

Как только на экране отобразится нужная информация — это уже фронтенд. Также в рамках бэкенда может настраиваться резервное копирование, безопасность ресурса и т. д.

Например, когда вы подбираете товары в интернет-магазине, соответствующие определённым критериям, вы выставляете нужные флажки и переключатели на сайте — это фронтенд. Но когда ваш запрос отправляется на сервер и из базы данных выбираются записи, соответствующие запросу — это бэкенд. Когда нужная подборка отобразится на экране — это вновь относится к фронтенду.

Frontend встроен в бизнес-логику продукта, так как взаимодействует с его серверной частью, однако разработкой бэкенда занимаются backend-программисты.

Какие компоненты используют для фронтенд- и бэкенд-разработки

Рассмотрим основные инструменты, которые необходимы фронтенд- и бэкенд-разработчикам.

Компоненты фронтенд-разработки

Фронтенд-разработчику требуется освоить три основных инструмента: HTML, CSS и JavaScript.

HTML: разметка

HTML — это язык гипертекстовой разметки документов. Его используют для структурирования содержимого веб-страниц. С помощью специальных тегов размечается, что является заголовком, подзаголовком, где начинается абзац, где находятся ссылки, списки, таблицы и т.д. Также HTML позволяет добавлять картинки, видео и прочие медиафайлы. В результате мы получаем структурированный документ, который можно просматривать в веб-браузере. Браузер сканирует содержимое документа, переводит код в визуальную форму и отображает страницу пользователю.

HTML постоянно обновляется и дополняется. В 2014 году был выпущен HTML5, содержащий множество новых функций, например, поддержку оффлайн-хранилищ мультимедийных данных, более точные элементы разметки содержимого (header — шапка сайта, footer — нижний блок веб-ресурса, навигация и др.), поддержка встраивания аудио и видео.

CSS: стилизация

CSS или «каскадные таблицы стилей» — это инструмент, который нужен для стилизации веб-страниц. С его помощью задаётся внешний вид HTML-элементов. CSS отвечает за то, как те или иные компоненты будут выглядеть с точки зрения дизайна, как будут отображаться на устройствах с разными размерами экранов и т.п. В CSS задаются параметры управления множеством веб-страниц одновременно.

Взаимодействие HTML и CSS осуществляется через селекторы. Это часть CSS-кода, где прописывается, на какие именно HTML-элементы будут влиять стили CSS.

CSS-фреймворки расширяют возможности дизайна веб-страниц. Они полезны при создании макетов, адаптивного дизайна, облегчают написание кода и помогают при создании веб-приложений под различные платформы и устройства с разными размерами экранов.

JavaScript: интерактивность

JavaScript (JS) — наиболее популярный язык веб-разработки. Он применяется как для создания фронтенд-части ресурса, так и для программирования элементов бэкенда. Однако наиболее распространён именно во фронтенде, где используется для создания динамичных элементов страниц. Например, всплывающих окон, анимации кнопок и т.д.

JS повышает интерактивность ресурса, позволяет моделировать слайдеры, расширенные меню навигации, отслеживать события (клик мыши, нажатие на клавиш) и выполнять определённый код. В результате веб-страницы определённым образом реагируют на действия пользователя, динамически обновляются. Также JS позволяет добавить на сайт различные эффекты и анимации, которые сделают ресурс более привлекательным для пользователей.

Таким образом, JavaScript позволяет сделать веб-сайт более интересным и функциональным, чего не получится добиться только лишь с использованием HTML и CSS.

Компоненты бэкенд-разработки

Бэкенд-разработчик занимается программированием внутренних процессов веб-ресурса и использует те инструменты, которые доступны на его сервере. Он может выбрать какой-либо из универсальных языков программирования — например, Python, Java, PHP или Ruby. Многое зависит от конкретного проекта и поставленных задач.

Также для в сфере бэкенд-разработки применяются системы управления базами данных. Это может быть MySQL, PostgreSQL, SQLite, MongoDB.

Для развёртывания и запуска веб-приложения или сайта на сервере или хостинге применяются также инструменты загрузки (деплоя). Это могут быть CI/CD, Kubernetes (K8s), Docker.

Бэкенд отвечает не только за написание кода, но и за создание архитектуры ресурса или приложения, определяющей структуру и порядок применения баз данных. Важно добиться корректного взаимодействия кода веб-приложения с базой данных — этим и занимается бэкенд-разработчик.

Однако обязанности могут различаться в зависимости от конкретной задачи. Где-то необходимо разработать и интегрировать базу данных, где-то — обеспечить безопасность или настроить технологии резервного копирования и восстановления и т.д.

Взаимодействие фронтенда и бэкенда

Фронтенд и бэкенд постоянно взаимодействуют друг с другом:

  • посредством клиентской части (frontend) введённая пользователем информация отправляется на сервер (backend);
  • программа обрабатывает полученные данные на сервере;
  • сгенерированная информация отправляется обратно клиентской стороне и выдаётся в понятном пользователю виде.

Поэтому, хотя за разработку фронтенда и бэкенда отвечают разные специалисты, им нужно понимать, хотя бы в общих чертах, чем занимаются коллеги. Например, веб-дизайнеру полезно знать основы вёрстки — с фронтендом и бекэндом схожая ситуация. Фронтенд-разработчику будет полезно знать, как устроен бэкенд проекта, над которым он работает, и наоборот. Это позволит адекватно оценить технические возможности ресурса или приложения.

Существует несколько способов взаимодействия frontend- и backend-части:

  • при непосредственной отправке HTTP-запроса на сервер, поиске сервером информации, встраивании её в шаблон и выдаче в виде HTML-страницы;
  • с применением AJAX — запрос отсылается посредством кода JavaScript, а ответ поступает в виде XML или JSON.
  • одностраничные ресурсы отображают данные без обновления страницы. Это также реализуется посредством AJAX или фреймворков Angular и Ember.
  • библиотека React позволяет использовать приложение как на сервере, так и на клиентской части. Веб-сайт становится полноценным приложением, получающим нужные пользователю данные без обновления страниц.

Различия фронтенда и бэкенда

Главное различие между frontend и backend в том, что первый отвечает за работу на стороне пользователя, на мощности его устройства, а второй реализуется на сервере — пользователь получает только результат работы. Однако существуют и другие различия.

Фронтенд:

  • направлен на работу напрямую с конечным пользователем.
  • единообразен — почти все фронтенд-разработчики используют технологии HTML, CSS и JavaScript.
  • изменчив — инструменты постоянно развиваются, меняются, дополняются. Чтобы знания не устарели, нужно постоянно следить за нововведениями, а учиться на учиться на фронтенд разработчика лучше в проверенных школах, таких как Яндекс Практикум или SkyPro.
  • невысокий порог входа — освоить необходимые инструменты для начала работы достаточно просто.
  • фронтенд-разработчики более тесно связаны с дизайнерами, маркетологами менеджерами продукта.

Бэкенд:

  • отвечает за функционал, необходимый для работы сайта и приложения.
  • многообразен — программы можно писать почти на любом языке программирования. Также открывает доступ к сложным технологиям, связанным с машинным обучением, анализом данных.
  • постоянен значительные нововведения появляются нечасто, в течение долгого времени можно работать привычным способом.
  • высокий порог входа — для начала работы нужно знать много материала, разобраться в математическом аппарате, освоить базы данных, алгоритмы. В этом помогут курсы по backend разработке для начинающих.
  • бэкенд-программисты сильнее связаны с аналитиками, продакт-менеджерами и фронтенд-разработчиками.

Что лучше выбрать для изучения — фронтенд или бэкенд

Обычно обязанности фронтенд- и бэкенд-разработчиков разделены, но иногда программисту приходится решать вопросы, связанные как с клиентской частью, так и возникающие на стороне сервера. Таких специалистов называют фулстек-разработчиками.

Нередко программисты, уверенно разбирающиеся как во фронтенде, так и в бэкенде, начинают свой путь в одной из областей, а потом набираются опыта и в смежных. Как правило, это разработчики уровня Senior, у которых есть знания как frontend, так и backend.

С чего лучше начать обучение? Во многом зависит от личных предпочтений. Фронтенд-разработка считается более простой. Чтобы начать работу, достаточно освоить три основных технологии — CSS, HTML, JavaScript. Однако в дальнейшем придётся постоянно пополнять знания, учиться новому, так как фронтенд-инструменты очень изменчивы, постоянно появляются дополнения и нововведения.

Бэкенд — более продвинутая технология, требующая больших усилий в освоении на начальном этапе. Разработчик должен освоить инструменты, позволяющие взаимодействовать с элементами архитектуры сайта или приложения, базами данных и т.д. Нужны знания SQL, языков PHP, Python или других — и это лишь часть технологий, которые понадобится освоить. Однако овладев необходимыми инструментами можно долго работать по привычной схеме, так как технологии бэкенда изменяются не столь динамично.

Найти школу IT по уровню и кошельку поможет агрегатор онлайн-курсов «Где-Курс». Сравнение и мини-обзоры лучших it-школ по разным направлениям.

Итак, мы рассмотрели различия frontend и backend-разработки. Надеемся, этот материал оказался полезен для вас. Если вам есть, что добавить, появились вопросы или вы хотите чем-то поделиться — будем рады вашим комментариям.

Основные термины (генерируются автоматически): CSS, HTML, баз данных, AJAX, PHP, внешняя часть, инструмент, пользователь, сервер, клиентская сторона.


Ключевые слова

Что такое frontend и чем он отличается от backend, учиться на фронтенд разработчика, курсы по backend разработке, Где-Курс

Похожие статьи

Гибкие методологии разработки программного обеспечения

В статье автор анализирует гибкие методологии разработки программного обеспечения, такие как Agile, Scrum, Kanban. Выделяет преимущества и недостатки для Scrum, Kanban.

Сравнительный анализ методологий разработки ПО Agile и Waterfall

Цель данной статьи — произвести сравнительный анализ методологий разработки программного обеспечения на примере Agile и WaterFall. Формирование критериев сравнения. Выявление преимуществ и недостатков.

Возможности разработки электронного образовательного ресурса в Visual Basic 10.0 Express

В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы разработки электронных образовательных ресурсов, а также возможности создания ресурса в объектно-ориентированной среде программирования Visual Basic 10.0 Express.

Преимущества изучения формальных языков

Человек, который хочет начать программировать, обращается в интернет, с вопросом: «С чего начать изучение программирования?" В данной анализируется, какие преимущества может получить программист, изучив формальные языки как до освоения первого языка ...

Особенности кроссбраузерного/кроссплатформенного тестирования

В статье рассматривается отличительные особенности кроссбраузерного тестирования и их автоматизация.

Курсы для программистов: как выбрать и что изучать

Работа с элементами GUI на примере приложения с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt

В статье подробно разобран код приложения, написанного с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt основанного на языке C++. Приложение Dynamic Layouts является одним из примеров, входящих в пакет Qt Creator. На примере данного приложения расс...

Работа с баг-трекером: эффективное управление ошибками в разработке программного обеспечения

В данной статье автор рассмотрел ключевые аспекты использования баг-трекера в разработке программного обеспечения от отслеживания багов и их структурирования до интеграции с другими инструментами.

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

PlantUML: создание диаграмм с использованием текстового синтаксиса

В статье автор рассматривает PlantUML как эффективный инструмент для создания диаграмм в разработке программного обеспечения, преимущества использования текстового синтаксиса, разнообразие поддерживаемых диаграмм.

Похожие статьи

Гибкие методологии разработки программного обеспечения

В статье автор анализирует гибкие методологии разработки программного обеспечения, такие как Agile, Scrum, Kanban. Выделяет преимущества и недостатки для Scrum, Kanban.

Сравнительный анализ методологий разработки ПО Agile и Waterfall

Цель данной статьи — произвести сравнительный анализ методологий разработки программного обеспечения на примере Agile и WaterFall. Формирование критериев сравнения. Выявление преимуществ и недостатков.

Возможности разработки электронного образовательного ресурса в Visual Basic 10.0 Express

В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы разработки электронных образовательных ресурсов, а также возможности создания ресурса в объектно-ориентированной среде программирования Visual Basic 10.0 Express.

Преимущества изучения формальных языков

Человек, который хочет начать программировать, обращается в интернет, с вопросом: «С чего начать изучение программирования?" В данной анализируется, какие преимущества может получить программист, изучив формальные языки как до освоения первого языка ...

Особенности кроссбраузерного/кроссплатформенного тестирования

В статье рассматривается отличительные особенности кроссбраузерного тестирования и их автоматизация.

Курсы для программистов: как выбрать и что изучать

Работа с элементами GUI на примере приложения с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt

В статье подробно разобран код приложения, написанного с использованием кроссплатформенного фреймворка Qt основанного на языке C++. Приложение Dynamic Layouts является одним из примеров, входящих в пакет Qt Creator. На примере данного приложения расс...

Работа с баг-трекером: эффективное управление ошибками в разработке программного обеспечения

В данной статье автор рассмотрел ключевые аспекты использования баг-трекера в разработке программного обеспечения от отслеживания багов и их структурирования до интеграции с другими инструментами.

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

PlantUML: создание диаграмм с использованием текстового синтаксиса

В статье автор рассматривает PlantUML как эффективный инструмент для создания диаграмм в разработке программного обеспечения, преимущества использования текстового синтаксиса, разнообразие поддерживаемых диаграмм.

Задать вопрос