В связи с особым статусом и условиями службы реализация активного избирательного права военнослужащими отличается от тех, кто не проходит военную службу по призыву. Есть пробел в законодательстве не реализующее такого права на местном уровне, чье место жительства до призыва находилось за пределами их воинской части.
Ключевые слова: избирательное право, военнослужащие, выборы, ограничение активного избирательного права, местные выборы.
Согласно ст. 3 Конституции РФ народ свою власть осуществляет непосредственно, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [1]. Также ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия на референдуме граждан РФ» закрепляет, что «Выборы — форма прямого волеизъявления граждан» [2].
Военнослужащие, являясь гражданами государства обладают всей полнотой избирательных прав, предоставляемых гражданам РФ. В соответствии с Постановлением ЦИК РФ от 27 февраля 2013г. № 164/1202–6 «Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления» военнослужащие могут принимать активное участие в выборах. Не допустимо ограничение избирательных прав по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ [3].
Следует отметить, что законодательство регулирует порядок реализации активного избирательного права военнослужащих на выборах соответствующего муниципального образования, если их место жительства находилось на территории воинской части, где они проходят военную службу. Что касается военнослужащих, чье место жительства до призыва находилось за пределами их воинской части (далее — активное избирательное право военнослужащих на местном уровне) существует ограничение, не позволяющее голосовать на местных выборах по месту жительства, т. к. механизм реализации такого права законодательно не установлен. При этом вышеуказанное Постановление ЦИК РФ не исключает такой возможности.
Несомненно, военнослужащие имеют особый статус и условия службы. Военнослужащих отличает особая ответственность за государство, а также особенное отношение к выборам. Военная служба по призыву обязательна для мужской половины населения страны независимо от их воли, за исключением случаев, предусмотренных ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», уклонение от военной службы по призыву влечет юридическую ответственность.
Мнения исследователей по этому поводу разделяются, некоторые считают, что этот пробел в законодательстве ущемляет права военнослужащих, а именно принцип равноправия. Например, по мнению Д. С. Вяткина, что исключение военнослужащего из избирательного процесса является нарушением права голосовать т. к. в силу своей деятельности, военнослужащий находится по месту своей службы [4]. Также, Ю. С. Леншина отмечает, что такое ограничение является ущемлением прав военнослужащих и нарушает принцип равноправия [5].
Другие предполагают, что невозможность участия на местных выборах военнослужащих, чье место жительства до призыва находилось за пределами их воинской части является приемлемым. В частности, Кудашкин А. В. считает, что военнослужащие в РФ не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве [6].
Конституция РФ закрепляет, что Россия — демократическое государство и «Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина — обязанность государства».. Ничего не должно препятствовать реализации главному праву гражданина демократического государства — право управлять государством. Согласно ст. 2 от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности» военнослужащий прежде всего гражданин своей страны — РФ. Гражданин, имеющей гражданство (подданство) иностранного государства не имеет право проходить военную службу.
Чтобы участвовать на местных выборах, военнослужащему, чье место жительства до призыва находилось за пределами их воинской части необходимо:
Во-первых, покинуть воинскую часть, что категорически запрещено (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку).
Во-вторых, переместиться из одного муниципального образования в другое, возможно, даже из одного субъекта РФ в другой.
Глава 5 Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 22.01.2018) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» предусматривает увольнение из распоряжения полка военнослужащих по призыву (далее — увольнение). Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на одно увольнение в неделю из расположения полка. Военнослужащие увольняются командиром роты в назначенные командиром полка дни и часы. Увольнение в субботу и предпраздничные дни разрешается до 24 часов, а в воскресенье и праздничные дни до вечерней проверки. Из этого следует, что увольнение не предусматривает перемещение военнослужащего из одного муниципального образования в другое. Соответственно, военнослужащий, чье место жительства до призыва находилось за пределами воинской части не может участвовать на местных выборах по месту жительства.
Нам мой взгляд, необходимо создать механизм реализации активного избирательного права военнослужащих, чье место жительства до призыва находилось за пределами их воинской части.
Можно заметить, что законодательство со временем совершенствуется, заполняя пробелы в законах. Вариант предоставления отпуска военнослужащим, предусмотренный ч. 2 ст. 28 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 может исключить пробел. Но при этот встает вопрос финансирования в предоставлении такого отпуска.
Вероятно, в будущем с развитием технологий и внедрением новых программ в государстве введется дистанционное голосование, которое искоренит многие проблемы в избирательном процессе, в том числе активное избирательное право военнослужащих на местном уровне. Появится возможность голосовать за пределами территорий своего муниципального образования, подтверждая свою личность соответствующими методами предусмотренные такими изменениями.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 27 февраля 2013 г. N 164/1202–6 «О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления»
- Вяткин Д. С. Избирательный процесс для военнослужащего // Журнал российского права. 2014. № 25.
- Леншина А. Я. Активное и пассивное избирательное право военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2014. № 20.
- Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003.