В данной статье рассматривается степень офшоризации российской экономики, которая, с одной стороны открывает огромные возможности для хозяйствующих бизнес-структур, стремящихся к максимизации прибыли, а с другой — наносит колоссальный ущерб для развития экономики, особо остро ощущающей отток нетранспарентного капитала. В статье подчёркивается, что в настоящее время в России сложились два подхода, приверженцы которых имеют противоположные взгляды на борьбу с офшорами. Одни считают, что нужно ввести запрет на бизнес, который управляет российским бизнесом из иностранных юрисдикций и выводит прибыль. Другие уверены, что сначала надо улучшить внутренний сектор экономики России, а затем заниматься возвращением денег.
Ключевые слова: офшорные зоны, налоговые преступления, легализация преступных доходов, офшоризация, офшоринг, офшорная компания.
Актуальной проблемой международного движения капитала, особенно для стран с формирующимися рынками, является проблема бегства капитала. В том числе это проблема и для России. По данным экспертов, размеры бегства капитала из России в 1994–2016 гг. составили в среднем 800 млрд долл. США, в том числе за 2001–2016гг. — 643 млрд долл. США. По предварительной оценке Банка России, отток в январе-сентябре 2017г. сформировался на уровне $21,0 млрд по сравнению с $10,0 млрд за аналогичный период прошлого года.
По итогам 2017 г. Банк России прогнозирует отток капитала из страны в $17 млрд по сравнению с $20 млрд в 2016 г.
Россия по масштабам экспорта капитала уступает лишь Китаю. В целом за 2000–2016 гг. её доля в мировом вывозе капитала составила 1,9 %, а доля Китая — 2,8 %, Бразилии — 0,7 %, Индии — 0,2 %, ЮАР — 0,1 %. В отличие от остальных стран БРИКС, Россия вывозит капитала больше, чем ввозит. Призывы политического руководства России прекратить вывоз капитала из России в офшоры и вернуть их обратно правомерны и связаны с обеспечением безопасности национальной экономики. Однако целесообразно учитывать системный характер офшоризации российского и мирового бизнеса. Стоит отметить, что в российском законодательстве отсутствует ясное понимание термина «офшор». Офшорная юрисдикция, она же офшорная зона или территория, она же офшор, — это страна или территория в составе или подчинении какого-либо государства, предлагающая относительно низкий или нулевой уровень налогообложения для иностранных компаний, действующих за пределами данной страны или территории.
Следует отметить неоднозначное отношение к офшоризации экономики в целом. Сторонники и противники офшоров приводят аргументы в поддержку своих позиций. Более того, положительными и отрицательными свойствами обладают отдельные признаки офшоров, такие, как низкие налоги и непрозрачность. Вследствие этого отношение к офшорам складывается исходя из собственных интересов агитирующей стороны. Официальная позиция большинства стран, в том числе почти всех развитых, заключается в поддержании негативного образа офшоров. Официальная точка зрения полагает, что финансовые схемы, нацеленные на снижение налогов, приносят ущерб государству. Вместе с тем при наличии такой возможности не оптимизировать налогообложение нерационально, как если бы компании не пользовались положенными по закону льготами. Компании, не пользующиеся офшорами, находятся в заведомо невыгодном положении вне зависимости от причин неиспользования офшоров;
способствование оттоку капитала из национальных экономик, следовательно, снижение инвестиционной активности в странах происхождения капитала.
В неблагоприятных экономических условиях офшоры повышают мобильность капитала, который, при определенных обстоятельствах, мог бы быть реинвестирован в стране своего происхождения. Однако офшоры помогают и быстрому возвращению капитала в случае благоприятных условий;
поддержка теневой экономики, так называемого «серого» и «черного» ее секторов, а также легализация доходов, полученных преступным путем («отмывание денег»)
та часть эффектов офшорного бизнеса, которая не имеет положительных сторон и используется как основная официальная причина для проведения антиофшорной политики. Здесь следует добавить, что при условии высокой сложности прослеживания схем «отмывания денег» можно было бы сделать акцент на раскрытии собственно преступлений, при которых появились эти деньги;
социальные аспекты, основанные на восприятии обывателями офшорной деятельности, в их понимании офшоры
это инструмент увеличения социального расслоения в руках богатой части населения.
Непрозрачность ведет к возможности бесконтрольно финансировать любые организации, в том числе и преступные, что обуславливает выбор офшоров как инструмента финансирования незаконной деятельности. Здесь следует отметить, что возможности для финансирования незаконной деятельности находятся при любом уровне защиты, но экономические потери от введения более строгих мер контроля часто превышают выгоду от увеличения уровня безопасности. офшоры могут также оказывать на мировую экономику и положительное влияние в виде:
активизации трансграничных финансовых потоков;
ускорения оборота капиталов, улучшения аллокации капитала.
Так, высокие прибыли международных корпораций не в последнюю очередь определяются оптимизацией налогообложения, в том числе с использованием офшоров. Как следствие, улучшается ожидание доходности компании, в нее больше инвестируют, растет курс акций. Как показывает практика, фондовому рынку часто требуются сильные эмитенты для поддержания роста ключевых индексов и сохранения оптимизма инвесторов. Например, на момент написания настоящей статьи капитализация компании Apple составляла 600 млрд долл. (ей же принадлежит мировой рекорд — 650 млрд долл., такие показатели стали возможны благодаря высокой прибыльности компании). При этом Apple в значительной мере определяет индекс биржи NASDAQ. В адрес Apple выдвигалось обвинение в использовании офшоров, что способствовало росту прибыли.
Как ни странно, но во многом офшорный бизнес из России способствует развитию среднего и крупного бизнеса путем снижения политических рисков. При уверенности в сохранности капитала инвесторы охотнее вкладываются не только в российские ценные бумаги, но и в предприятия, а, следовательно, и в создание рабочих мест. При этом куда бы ни вывозился капитал в виде прибыли, заработная плата работников предприятий платится на территории России. Для России важно, что офшорные компании позволяют получить доступ к дешевым кредитам, избежать рейдерских захватов, коррупционно-административных действий со стороны чиновников, несовершенство российской судебной системы и защитить право собственности.
В России основным аргументом противодействия офшорам стало требование возврата налоговых выплат в страну. В России основным лозунгом деофшоризации стала попытка заставить вернуться коммерческие операции в российскую юрисдикцию. По моему мнению, обоснованность подобного подхода не вызывает сомнений, однако для его осуществления необходима реализация ряда структурных реформ в экономике, направленных на формирование эффективного института защиты прав собственности и разрешение коррупционных проблем. Без налаживания данных секторов экономики, все меры по налаживанию законодательства в области одних лишь офшоров не будут иметь результатов. Эффективная деофшоризация не может быть реализована до тех пор, пока фискальные и власти будут продолжать политику, при которой заниматься бизнесом в нашей стране убыточно и невыгодно. В свою очередь, налоговый маневр будет продолжать «перераспределить» налоговую нагрузку с внешних потребителей российских нефтепродуктов на население страны. Стоимость налогового маневра приблизительно оценивается в 1,3 триллиона руб., из которых 700–800 млрд. руб. будут оплачивать рядовые жители и бизнес вследствие роста цен на топливо и ГСМ. В стремлении к деофшоризации российской экономики барьером также является то, что в России не создано одинаковых условий для конкуренции с зарубежными странами в плане ведения предпринимательской деятельности. Например, не ясна инициатива Минфина ввести налоги на право заниматься предпринимательской деятельностью. Во всех развитых странах при реализации экономической политики первоначально предоставляются стимул для малых и средних предприятий, «налоговые каникулы», преференции. Однако в России налоговая нагрузка и уровень всяческих проверок на малый бизнес не выдерживают никакой критики. В настоящее время Россия занимает 92 место в рейтинге стран мира по условиям ведения предпринимательской деятельности, хотя и входит в десятку стран, добившихся наибольшего прогресса в реформировании условий ведения бизнеса. В частности, особо проблемными остаются такие вопросы, как формирование механизмов эффективной защиты собственности, совершенствование налогового регулирования на основе снижения налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства, снижение административных барьеров и т. д.
В заключение, по моему мнению, целесообразно в поддержку экономической политики, в качестве предоставления развития бизнеса в стране, отменить налог на малый бизнес на 7 лет. Понизить ставки по кредитам на малый бизнес до 1,3 % годовых. Это позволит наладить внутреннее развитие экономики и наладить платформу для введения дальнейших реформ, связанных с офшорами в нашей стране.
Литература:
- Григорьева Ю. А. Деофшоризация в системе внешнеэкономических интересов российской федерации. Москва 2016.
- Пузакова Е.П/ Шепель Т. С. «Проблема конфликта национальных и корпоративных интересов в условиях офшоризации мировой и российской экономики»
- Татулов Т. Г. «Офшоры в международном движении капитала»
- Панова Г. С./ Туруев И. Б./Ярыгина И. З. «Деофшоризация как фактор развития национальной экономики»
- Offshore Financial Centers. IMF Background Paper, 2000, [Электронный ресурс]
- http://www.imf.org/external/np/mae/oshore/2000/eng/back.htm
- Report on Non-Cooperative Countries and Territories. FATF. 2000. [Электронный ресурс]
- Harmful Tax Competition. An Emerging Global Issue. Paris: OECD, 1998; Report of the Working Group on Offshore Centers. Financial Stability Forum, 2000, [Электронный ресурс]
- http://www.fsforum.org