Преступность — это социально-правовое явление, которое представляет собой совокупность всех преступлений, совершенных в определенном обществе за определенный период времени. В криминологии уже длительное время ученые предпринимают попытку в анализе данной проблематики, а именно как корректно определить деятельность по превенции и профилактике преступности. В юридической литературе чаще всего принято использовать понятия: борьба, превенция, противодействие, социальный контроль, профилактика и т. п.
Одним из видов реагирования государства на преступность является социальный контроль. По мнению Д.А. Шестакова, контроль преступности представляет собой социальный механизм, «стимулирующий правопослушное поведение, минимизацию причин для совершения преступлений, равно как и общей опасности преступности» [1].
Как отметил, В.В. Лунев, «выход из криминологического капкана, куда загнало себя общество, лежит именно в распространении (усилении) социально-правового контроля за противоправным поведением» [2]. Для нашей страны в деле борьбы с преступностью традиционным было наличие жесткого уголовно-правового контроля. Вместе с тем в последние несколько лет замечен курс на гуманизацию отечественного законодательства в сфере профилактики преступности. Сущность понятия «контроль» раскрывается как «проверка», «наблюдение». В этом смысле «наблюдение» является одной из мер криминологии и не содержит в себе весь комплекс мер по профилактике преступности. Исходя из этого, понятие «социальный контроль» представляет собой одну из мер, реализуемую государством в сфере профилактики преступности.
На законодательном уровне понятие «профилактика» упоминается в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [3]. Так, в соответствии с п. 2 ст. 2 вышеуказанного закона — профилактика — это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. Анализируемое понятие сформулировано при помощи абстрактно-казуистического приема законодательной техники, суть которого состоит в том, что законодатель формирует норму в некоем общем виде, обобщая юридически значимые факты, через использование присущих данным регулируемым отношениям родовых признаков. Диаметрально противоположным абстрактному, используемому в казуистическом приеме, юридически значимые факты определяются с помощью совокупности индивидуально-определенных признаков. В данном случае допустимо и перечисление определенных типовых ситуаций, фактов и характерных обстоятельств, так при перечислении мер профилактического воздействия законодатель вначале указывает наиболее распространенные и действенные меры, а после употребляет обобщение «совокупность мер … иного характера», т. е. всех других вероятных мер, которые были направлены на профилактику правонарушений. К таким мерам, например, можно отнести экономические, политические, культурно-просветительские и др. Обозначенный прием следует признать аргументированным, поскольку перечисление всех вероятных мер предупредительного действия нереально и может привести к нерациональному использованию и перегрузке законодательного материала.
По данным официальной статистики преступлений, в 2016 г. наблюдался общий рост количества преступлений — 2 388 476, что на 9 % больше, чем в 2015 г. Наибольший рост количества преступлений был отмечен в Мурманской, Ярославской областях, Республике Башкортостан, Ненецком автономном округе. Снижение количества преступлений было отмечено лишь в 8-ми регионах страны (Астраханской области, Приморском крае, Самарской области, Чеченской Республике и других) [3].
В 2017 г. полицией было зарегистрировано 2 160 063 преступления, что на 9,6 % ниже данных 2016 г. При этом наибольшее количество преступлений было зарегистрировано в г. Москве, Московской области, Краснодарском крае. Подробнее рейтинг регионов по количеству преступлений представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Рейтинг регионов России по количеству преступлений
Более наглядно структура преступности за 2016 г. представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура преступности России в 2016 г. (в %)
Статистические данные преступности по видам преступлений за 2017 г. выглядят примерно аналогичным образом. Графическое наглядное изображение структуры преступности в РФ в 2017 г. представлено на рисунке 3. Изучив данную структуру, можно сделать вывод о том, что структура видов преступлений на протяжении нескольких лет в России остается без изменений.
Рис. 3. Структура преступности России в 2017 г. (в %)
Что касается раскрываемости преступлений как одного из наиболее значимых показателей, который определяет результативность деятельности правоохранительных органов, то за 2016 г. работниками правоохранительных органов было выявлено более 1 млн преступлений (52,5 % от общего числа зарегистрированных преступлений). При этом, несмотря на рост мошенничеств (+25 % к данным 2015 г.), уровень раскрываемости таких преступлений не достиг даже 30 %. Примерно такие же показатели раскрываемости преступлений в России были зарегистрированы и в 2017 г. (выявлено 1 016 000 лиц, совершивших преступления).
При этом непосредственно правоохранительными органами было раскрыто порядка 90 % из общего числа всех раскрытых преступлений, тогда как органами наркоконтроля — 3,2 % от всех раскрытых преступлений, судебными приставами — 3,1 %, следственными органами Следственного комитета РФ — 1 %.
Показатель раскрываемости преступлений во многом зависит от вида преступления. Так, причиной высокой раскрываемости коррупционных преступлений (91,3 %) является тот факт, что чаще всего такие дела возбуждаются при задержании граждан с поличным при даче или получении взятки. Тогда как, например, раскрываемость краж транспортных средств (угонов), практически всегда совершаемых профессиональными преступниками, достигает всего 21,9 % от общего числа таких преступлений.
Статистикой установлено, что каждое второе преступление в стране в последние годы было совершено лицами, ранее уже совершавшими преступления, а каждое третье преступление лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Литература:
- Шестаков Д.А. Об управлении преступностью // Проблемы совершенствования использования уголовных наказаний / под ред. А.И. Васильева. – Рязань: Рязанская ВШ МВД, 1992. - С. 12.
- Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. – М., 2013. – С. 459.
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // СЗ РФ. – 2016. – № 26 (Часть I). – Ст. 3851.
- Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ: http://crimestat.ru/