Практическое значение синестезии на примере программы the vOICe | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макарова, А. М. Практическое значение синестезии на примере программы the vOICe / А. М. Макарова, А. А. Короткевич, С. А. Жадан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49485/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проведено исследование использования устройства сенсорного замещения the vOICe и роли синестезии в его работе. Изучены основные принципы и закономерности работы данной программы. Установлено значительное улучшение навыков использования устройства the vOICe в ходе регулярных тренировок с целью приобретения искусственной синестезии. Обосновано применение данной программы для людей с ограниченным зрением.

Ключевые слова: the vOICe, синестезия, сенсорное замещение, звуковой ландшафт.

Синестезия — феномен, при котором раздражение в одной сенсорной системе ведет к автоматическому отклику в другой [1]. Участки мозга выполняют различные функции, и увеличение перекрестных связей между ними может объяснить многие виды синестезии [2]. Возможно, этот феномен является ключевым в работе устройств сенсорного замещения. И искусственное развитие синестезии может увеличить эффективность работы этих устройств, среди которых одной из наиболее доступных систем является программа The vOICe.

Цель: дать оценку эффективности применения технологии сенсорного замещения the vOICe.

Задачи:

  1. Изучить практический аспект использования явления синестезии с помощью программы The vOICe.
  2. Оценить принцип работы технологии сенсорного замещения The vOICe.

Материалы иметоды. Программа, разработанная в рамках исследовательского проекта the vOICe голландцем Питером Мейером, сотрудником научно-исследовательского отдела компании Philips [3], 9 графических изображений и соответствующие звуковые ландшафты, изолированное светлое помещение, предмет (темный стул). Объектом исследования являлись 40 студентов без патологических отклонений в сенсорных системах.

Технология сенсорного замещения The vOICe основана на преобразовывании «сырых» визуальных изображений в соответствующие звуковые ландшафты, сохраняя при этом значительное количество визуальной информации [4]. Технически это позволяет «видеть звуком».

Существует три правила, используемых программой The vOICe при отображении изображения в звуке [5]:

  1. Лево и право. Изображения сканируются и озвучиваются по направлению слева направо. По умолчанию скорость озвучивания одного изображения равна одному снимку в секунду. Стереозвук также прокручивается слева направо, что облегчает отслеживание направления сканирования изображения. Таким образом, возникший слева или справа звук свидетельствует о наличии зрительного образа, расположенного, соответственно, в левой или правой стороне.
  2. Верх и низ. Возникающий при каждом сканировании тон обозначает высоту: чем выше тон, тем выше положение объекта в поле зрения. Следовательно, в зависимости от того, повышается или понижается тон звукового ландшафта, можно судить о том, восходящий, или, соответственно, нисходящий зрительный образ располагается перед человеком.
  3. Тень и свет. Громкость обозначает яркость: чем громче звук, тем ярче (светлее) изображаемый предмет. Следовательно, тишина соответствует черному цвету, громкий звук — белому, а все, что между ними — есть оттенки серого цвета.

Примеры графических изображений, использованных в данной работе

Рис. 1. Линия вверх

Рис. 2. Линия вниз

Рис. 3. Набор вертикальных полос

Рис. 4. Два квадрата

Рис. 5. Линия горизонтальная

Рис. 6. Пустой квадрат

Рис. 7. Пустой круг

Рис. 8. Верхняя половина круга

Рис. 9. Нижняя половина круга

Результаты иих обсуждение

Эксперимент, состоял из 2 этапов, в ходе которого испытуемые развивали навык узнавания определенных геометрических фигур и передвижения по комнате c закрытыми глазами.

На первом этапеисследования испытуемым требовалось узнавать изображения по звуковым ландшафтам. В течении первых 10 минут первого этапа эксперимента проводилась тренировка. С открытыми глазами студенты использовали the vOICe на 9 изображениях, представленных выше. Происходило это следующим образом: один из экспериментаторов поочерёдно показывал светлые фигуры на темном фоне, другой экспериментатор направлял камеру мобильного телефона таким образом, чтобы считывалось только нужное изображения. Испытуемый в это время смотрел на показываемые ему фигуры и запоминал их звучание. После 10-минутного перерыва все 9 изображений ещё раз просматривались 1 раз. Затем происходило испытание: студенты закрывали глаза и определяли, демонстрируемую им фигуру с помощью программы.

На втором этапе эксперимента задачей испытуемых была ориентировка в пространстве без использования зрительного анализатора. Для этого использовалась светлая комната и тёмный стул. Комната делилась на 5 секторов одинакового размера. Первый сектор всегда был пуст. В одном из оставшихся 4 находился стул. Задачей испытуемых было определить положение стула и обойти его. Двигаться требовалось лишь в одном направлении (Рис. 10).

Рис. 10. Схема комнаты, использовавшейся на втором этапе исследования

Результаты были таковы. 29 студентов справились с первым заданием без ошибок, 9 человек допустили 1 ошибку и 2 человека сделали 2 ошибки.

На втором этапе 25 человек не сделали ни одной ошибки. 11 человек ошиблись 1 раз и 4 человека 2 раза (Рис. 11)

Рис. 11. Соотношение результатов первого и второго этапов.

7 студентов (54 %) ошиблись в том, что перепутали круг и квадрат, 4(31 %) — перепутав круг с верхней половиной круга, 2(15 %) — круг с нижней половиной круга (Рис. 12).

Рис. 12. Структура ошибок, совершённых на 1 этапе

На втором этапе 6 человек (32 %) не увидели стул, а 13 человек (68 %) увидели стул там, где его не было, то есть этот тип ошибок совершался практически в 2 раза чаще, чем первый (Рис.13).

Рис. 13. Структура ошибок, совершённых на 2 этапе

Выводы:

  1. Программа the vOICe эффективна.
  2. Программа the vOICe позволяет развить базовый навык по распознанию наличия объекта, а также определения его формы в короткий период времени (40 мин).
  3. Регулярная практика по развитию данного навыка повышает эффективность искусственной синестезии и может существенно увеличить уровень адаптации и социализации людей, имеющих проблемы со зрением.

Литература:

  1. Cytowic, Richard E; Eagleman, David M. Wednesday is Indigo Blue: Discovering the Brain of Synesthesia (with an afterword by Dmitri Nabokov). — Cambridge: MIT Press, 2009. — ISBN 0–262–01279–0.
  2. Заиченко А. А., Картавенко М. В. Синестезия — феноменология, виды, классификации // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. — 2011. — С. 48–60.
  3. Meijer, Peter: Augmented Reality for the Totally Blind [https://www.seeingwithsound.com/]
  4. Carmichael, Joey: Device Trains Blind People To 'See' By Listening [http://www.popsci.com/science/article/2013–07/synesthesia-blind?dom=PSC&loc=recent&lnk=1&con=read-full-story]
  5. Учимся видеть [https://www.seeingwithsound.com/manual_ru/The_vOICe_Training_Manual_ru.htm]: Учебное пособие по использованию программы The vOICe; ред. Евгения Маркарян.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное замещение, изображение, верхняя половина круга, задача испытуемых, звуковой ландшафт, искусственная синестезия, нижняя половина круга, помощь программы, структура ошибок, темный стул.


Ключевые слова

the vOICe, синестезия, сенсорное замещение, звуковой ландшафт

Похожие статьи

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология

В статье рассмотрены аспекты значимости овладения техниками нейро-лингвистического программирования для обучающихся по специальности «Клиническая психология» в рамках высшего образования. Предъявлены результаты пилотного исследования об осведомленнос...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Материалы TED-конференций как эффективное средство обучения иноязычной монологической речи студентов педагогических вузов

Статья посвящена проблеме формирования англоязычной монологической речи с использованием инновационных технологий. Рассмотрены теоретические методы и подходы обучения монологической речи. Доказаны преимущества использования аутентичных видеоматериало...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Функционирование сетевых экономических систем: структурный эффект в промышленных кластерах

Объектом внимания автора являются промышленные кластеры. Предметом исследования — отношения, возникающие в процессе функционирования промышленных кластеров. Цель исследования: выявить особенности коммуникации участников промышленных кластеров. Исслед...

Похожие статьи

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Осведомленность и применение техник НЛП среди студентов специальности клиническая психология

В статье рассмотрены аспекты значимости овладения техниками нейро-лингвистического программирования для обучающихся по специальности «Клиническая психология» в рамках высшего образования. Предъявлены результаты пилотного исследования об осведомленнос...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Материалы TED-конференций как эффективное средство обучения иноязычной монологической речи студентов педагогических вузов

Статья посвящена проблеме формирования англоязычной монологической речи с использованием инновационных технологий. Рассмотрены теоретические методы и подходы обучения монологической речи. Доказаны преимущества использования аутентичных видеоматериало...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы

Развитие медиа технологий определяет новый вектор педагогики, а расширение использования информационно-коммуникационных технологий в обучении уже показало свою эффективность. Однако, перспективы применения многих новых технологий, в частности социаль...

Функционирование сетевых экономических систем: структурный эффект в промышленных кластерах

Объектом внимания автора являются промышленные кластеры. Предметом исследования — отношения, возникающие в процессе функционирования промышленных кластеров. Цель исследования: выявить особенности коммуникации участников промышленных кластеров. Исслед...

Задать вопрос