Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 1100 раз

Библиографическое описание:

Пардаева, М. Х. Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах общеобразовательной школы / М. Х. Пардаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49492/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье приводятся размышления на тему преподавания родного языка в начальных классах.

Ключевые слова: глобализация, нация, литературный язык, разговорная речь родной язык, ученик, преподаватель.

В наш быстрый век все меняется очень быстро. Вопрос или проблема, кажущиеся актуальными здесь или сейчас, на другой день могут показаться уже устаревшими. Этот, ХХI век многие в мире называют веком глобализации. Это понятие означает, что все народы мира сольются вместе, чтобы явитьмиру единую нацию. Сторонники глобализации верят, что это может помочь положить конец различного рода распрям между народами и национальностями что в мире тогда наступит все общее благоденствие и процветание. Но находятся и противники, которые считают, что процесс глобализации может нанести огромный урок в самовыражении различных наций, может расшатать моральные устои человеческого общества, потому что при данном процессе все-равно придётся принять правила и порядки какой-нибудь доминирующей числом или техническим прогрессом нации или государства. А это, как хорошо известно, искушает понятие равноправия между нациями.

Процесс глобализации в первую очередь может ударить по национальному языку народа. Как показывает статистика, в мире каждый день умирает один язык. Как это случается? Это в подавляющем большинстве случаев происходит, когда большая по количеству народность поглощает в себя меньшую по количеству. Представители малого народа начинают говорить на языке большой нации, в таких случаях их родной язык из-за не востребованности начинает понемногу забываться. Через некоторое время он уже становится мёртвымязыком и народность, которую он представляет, тоже исчезает с карты народностей мира. Все это показывает, насколько важно сохранение родного языка.

Именно поэтому важно с детских лет иметь знания правильного воспроизведения и применения родного языка в устной речи или письменно. Родной язык ребёнок слушает с момента рождения, он окружает его со всех сторон. Именно на нем он произносит свои первый слова, приводя этим в восторг своих родных. Казалось бы, что это очень легко-научить ребёнка родному языку, но самое простое и является самым сложным

Потому что существуют такие понятия как литературная и разговорная речь.

Разговорная речь — это индивидуально применяемая каждой личностью применяемая по его усмотрению речь. Она может быть диалектичной, то есть использованная её разновидность, принятая населением какой-то местности, допускается применение жаргонных слов и слов-паразитов. Литературный язык — разработанный специалистами в данной области речи, со своими правилами правописания и произношения. Она является единой для всех регионов данной страны.

Это ставит определённую ответственность на преподавателей родного языка и литературы. Их задача — научить правильно и грамотно изъясняться народном языке, как устной, так и письменной форме.

Современная образовательная программа предполагает обучения родного языка в литературном виде уже со временем обучении ребёнка в детском дошкольном учреждении. В это время дети под руководством воспитателя учатся прежде всего правильному произношению слов. Делается это посредством разучивания различных скороговорок и стихотворений небольшого объёма. Главная при этом задача воспитателя состоит в том, чтобы устранить некоторые недостатки, наблюдаемые в речи ребёнка, такие как заикание, картавость или что-то другое. Помимо всего этого, заучивание таких текстов приводит к обогащению и расширению его словарного запаса, что помогает ребёнку существенно разнообразить свою речь и правильно сформулироватьту или иную мысль.

С переходом на школьную программу задачи преподавателей родного языка и литературы несколько усложняются. Учитель ставит своей целью не только и дальше расширять словарный запас ученика, но и научить его правилам грамматики, чтобы он в дальнейшеммог не только устно, но и письменно сформулировать свою речь грамотно и без ошибок высказать свою мысль. В начальных классах школы ученики прежде всего учатся правописанию букв. Сначала дети учатся чертить отдельные части букв, потом приступают к написанию самой буквы. После этого ученики пишут отдельные слоги, из которых состоят несложные, понятные для ученика слова. Как правило, такие слова состоят из двух или трёх слогов, на начальном этапе обучение дети не могут связать больше слогов между собой, если заставлять их сделать это, они могут запутаться.

На сегодняшний день есть готовые тетради-прописи, предназначенные для учеников начальных классов. Яркие и красочные, с соответствующим изучаемой букв, иллюстрациями они помогают ученикам в усвоении правил правописания. На уроках чтения преподаватель учит детей правильному произношению слогов с последующим сложением их в слова.

При этом целесообразно начинать со слов, значение которых общеизвестно. И тут как на уроках по письму, для начала используют слова с небольшим количеством слогов, чтобы не утомлять ребёнка. Постепенно, по мире усвоения детьми материала задания усложняются, количество слогов в словах увеличивается. Важно при этом следить за тем, чтобы ребёнок не спотыкался при связывании слогов между собой что приводить к торможению его речи.

Чтобы избежать этого преподаватель дает задание детям выучить скороговорки. Если скороговорки в детских садах служат для того, чтобы устранить недостатки речи ребёнка, в начальных классах школы они служат для приобретения учеником навыков быстрой и связной речи и сложения слогов в слова. С той же целью в школьной программе и учебниках предусмотрены стихи для заучивания и небольшие тексты.

Кроме этого, обучение базамлитературного языка происходит и на других занятиях по остальным предметам учебной программы, будь то математика, рисование, труд или физкультура. На этих уроках ученики знакомятся с новыми, прежде ему неизвестными понятиями и предметами, узнаёт их названия.

На этих занятиях преподаватель учит их правильно произносить эти названия. Целесообразным считается написание их на классной доске с разделением на слоги с выделением ударения. После этапа слогообразования дети учатся составлять из образованных слов предложения. На начальном этапе данного периода они бывают предельно просты и состоят в большинстве своем только из двух членов предложения — подлежащего и сказуемого, реже из трёх слов, то есть к вышесказанным членам предложения добавляется третий — прилагательное.

Так как в это время ученики ещё не знакомы с местоимением в таких предложениях, используют существительное как подлежащее, а роль сказуемого выполняет глагол настоящего времени. Составляя, например, предложение — Мальчик читает книгу, ученик не осознает временное различие, если ему в ответ привести пример — мальчик читал (прочитал) книгу. Он воспримет этот предложение, как идентичное тому, которое он составил сам.

Учитель после выполнения учеником задания по составлению предложения, дает ему задание выделить члены предложения специальными обозначениями — подлежащее подчеркнуть одной чертой, сказуемое — двумя, а прилагательное выделить волнистой чертой. Это делается для того, чтобы ученик запомнил роль главных членов предложения в составлении предложений и запомнил его с тем, чтобы в будущем не делать ошибок в этом направлении.

Так как программа начального образования направлена на формирование навыков правильного написания слов в это время ученики учатся этому посредством выполнения различных письменных упражнений с различными задачами.

Ученикам, например, дается набор слов, из которых они должны будут составить предложения.

Такие задания направлены на то, чтобы развить творческие способности ученика. После того, как из заданных слов ребёнок составит предложение, преподаватель может перейти ко второй части задания, найти и выделить части предложения — подлежащее, сказуемое и прилагательное, обозначить их специальными знаками. Такая самостоятельная работа закрепляет ранее приобретённые знания учеников в их сознании.

Как правило, продукт собственного творчества запоминается учениками сильнее, чем преподанная учителем в готовом виде. Преподавателю важно деликатно относиться к составленным учениками предложениям, мягко указывая на возможные ошибки, допущенные ими. Жёсткий и грубый тон при объяснении их ошибок ни в коемслучае неприменима.

Потому что такое обращение может развить сознание ребёнка и снизить его интерес к обучению. Нередко можно слышать рассказы взрослых людей о том, что жёсткое обращение преподавателя в начальных классах отбыло у них охоту и интерес к дальнейшему обучению. Как знать каким была бы судьба таких людей, если бы их учителя могли бы более чуткими в деле подхода к их способностям.

Важнейшей задачей преподавателей является донесение до сознания учеников, что литературно правильная устная и письменная речь — это главный признак образованного человека, что без грамотного изложения мыслей невозможен в принципе успех в любой области человеческой жизнедеятельности. Нужно знать, что без таких навыков человек изначально будет обречён не на успех. Язык — это лицо нации, а подрастающее поколение — это наше будущее. И если мы не хотим, чтобы в эпоху, когда за день исчезает один язык и одна нация растворяется в другой, нашу нацию не постигла таже участь, надо бережно относится к родному языку, не допустить его засорения жаргонными словами, сленгом и заимствованиями. Надо сделать так, чтобы наш язык и через многие века радовал слух будущих поколений своим мелодичным звучанием.

Литература:

  1. Қосимова К.Матжонов С., Ғуломова Х., Йўлдошева Ш., Сариев Ш. Она тили ўқитиш методикаси. –Т.: Ношир, 2009. — 163 б.
  2. Ғуломова Х., Йўлдошева Ш., Маматова Г., Боқиева Ҳ. Ҳуснихат ва уни ўқитиш методикаси. –Т.: ТДПУ, 2009. — 70 б.
  3. А.Ғуломов. М.Қодиров,М.Эрназарова. Она тили ўқитиш методикаси-Т:”Фан ва технология” нашриёти, 2012.- 108 б.
Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, слово, ученик, разговорная речь, время, литературный язык, начальный класс школы, начальный этап, процесс глобализации, член предложения.


Ключевые слова

преподаватель, глобализация, ученик, нация, литературный язык, разговорная речь родной язык

Похожие статьи

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Язык-посредник в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли языка-посредника в преподавании иностранного языка. Представлены различные точки зрения касательно места языка-посредника на занятии. Особое внимание уделяется возможностям, предоставляемым использованием языка-посредника.

Теоретико-практические проблемы изучения английского языка российскими школьниками

В статье дано краткое описание изучения английского языка в российских школах, говорится о недостаточности школьного курса для свободной разговорной речи школьниками, описываются теоретико-практические проблемы изучения английского языка российскими ...

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Похожие статьи

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

В статье автор анализирует и обобщает опыт, полученный в ходе педагогической практики.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии

Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Язык-посредник в преподавании иностранного языка

Статья посвящена роли языка-посредника в преподавании иностранного языка. Представлены различные точки зрения касательно места языка-посредника на занятии. Особое внимание уделяется возможностям, предоставляемым использованием языка-посредника.

Теоретико-практические проблемы изучения английского языка российскими школьниками

В статье дано краткое описание изучения английского языка в российских школах, говорится о недостаточности школьного курса для свободной разговорной речи школьниками, описываются теоретико-практические проблемы изучения английского языка российскими ...

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Задать вопрос