Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 1370 раз

Библиографическое описание:

Саидова, Н. Р. Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы / Н. Р. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49493/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Ключевые слова: математика, начальные классы, методы обучения, успеваемость, игра, преподаватель, ученики.

Наш новый ХХI век — время, когда на первый план вышло развитие информационных технологий. Не проходит месяца, чтобы где-то в мире не было объявлено о каком-то новом изобретении в данной области.

Сейчас большей частью человеческой жизнедеятельности управляют умные гаджеты. Как известно, основой всех этих новомодных изобретений служит вычисление и точный расчет, точнее говоря, — математика Её называют царицейвсех наук. Надо признать, что этот предмет является одним из самых трудных для изучения предметов из предметов средней общеобразовательной школы.

Преподавателям данной дисциплины приходится на порядок труднее по сравнению с другими учителями в процессе обучения пробудить заинтересованность учеников к их предмету.

Особенно приходится быть изобретательными педагогам в начальных классах.

В ходе многочисленных исследований и наблюдений было установлено, что восприимчивость к изучаемым предметам в школе может развиваться у детей в положительную сторону. Ребёнок, который, например испытывал определённые трудности в правописании букв или знаков, в школе может существенно улучшить свои показатели в данном направлении. То же самое можно сказать и про уроки чтения — ученик, в дошкольном учреждении затруднявшийся в запоминании названия букв или пересказе различных текстов, в школе может научиться быстро читать и пересказать по памяти любой вид текста.

Но в отношении математики нельзя утверждать то же самое. Как было замечено, дети, которые в детском саду имели трудности, связанные с этим предметом, в реалиях начальных классов усугубляли свои проблемы. Говоря проще, ребёнок, который не умел правильно выполнять простейшие математические действия, в школе продолжал испытывать те же проблемы. Так как программа дальнейшего обучения математике предполагает изменения в сторону усложнения, то становится очевиднымтот факт, что ученик, не владеющий навыками выполнения простейших действий математики, в данном случае сложением и вычитанием, в дальнейшем будет оставать от своих одноклассников, которые таких проблем не имеют. А это может существенно повлиять на самооценку неуспевающих учеников и как следствие, снизить их интерес к школьным занятиям, что в свою очередь приведёт к общей неуспеваемости.

Надо признать, что при наличииогромного количества исследований направленных на изучение методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы, среди них не так много таких, которые посвящены именно проблемам преподавания математики в данный период. Кроме того, нет серьёзных оценок эффективности педагогических технологий. Ещё меньше тех, которые рассматривают, как методы обучения могут влиять на отстающих от программы учеников.

Почему изучение проблем, касающихся преподавания математики, так важно? Потому что было установлено, что ученик, который плохо учился по этому предмету сначала в начальных классах потом в средней школе, продолжал показывать неутешительные результаты и в последующих этапах обучения. Как следствие, в будущем такой ученик бывал вынужденвыбрать себе в качестве профессии те виды деятельности, которые не требуют углублённого знания математики. А это означает, что изначально такой ученик выступал в качестве аутсайдера, которому приходится довольствоваться низкой оплатой за подобный труд. Вследствие этого они в будущем обязательно могут попастьвгруппу, которая может быстро потерять работу из-за своей низкой квалификации.

Всё это показывает то насколько важно знание математики для каждого человека в наше время. Учителя начальных классов, у которых множество неуспевающих по данной дисциплине учеников, стремятся использовать разнообразные методические приемы, направленные на повышение успеваемости отстающих учеников. Но, надо признать, эти методы либо не имеют никакого положительного влияния на успехи учеников, либо они помогают лишь тем ребятам, которые и так хорошо разбираются в математике, оставляя далеко позади одноклассников послабее.

Известно, что в преподавании математики используются методы, которые можно условно разделить на четыре группы:

1) Управленческий метод: это наш более традиционный метод обучения, в рамках которого учителя сначала показывали, как решать задачи а затем просили учеников попробовать самостоятельно решить похожую задачу. Эта технология используется повсеместно.

Имеет свои преимущества и недостатки. Положительной строной данного метода является то, что ученик видит наглядную демонстрацию решения математической задачи и применение на практике изучаемые в данной теме правил темы урока. Используя решённую преподавателем задачу в качестве примера, он учится легко решать такие задачи. Отрицательным моментом этой технологии можно назвать то, что в большинстве своем неуспевающие ученики в таких случаях остаются как-бы в тени лидеров. Все их действия сводятся к списыванию решённых другими задач. Понятно, что при этом такой ученик так и не усвоит преподанный на уроке материал. Почему этот метод называют управленческим? Потому что в нём преподаватель управляет всем процессом урока беря на себя основные моменты.

2) Личностно-ориентированная модель:

Этот метод подразумевает работу учеников, разбитых в группы. Он позволяет детям работающим в группе создавать свои математические гипотезы и применять их к реальной жизни.

3) Манипулятивно-калькулятивный метод. Подразумевает работу детей с физическими объектами для решения математических задач или использовали калькуляторы.

4) Метод «движение музыка». В него включены методы, в которых ученики перемещаются сами и используют музыкальное сопровождение.

Все эти методы направлены на улучшение восприятия тем программы математики. При преподавании данной дисциплины в начальных классах более эффективны управленческий метод и технология «движение музыка». Первый названный метод предпочтителен тем, что в начальных классах ребёнок ещё испытывает острую необходимость в наставнике, который может направлять его на правильный путь решения задачи поощряя его стремление к усердию. В этом возрасте дети уязвимы к критике со стороны, склонны следовать всем указаниям преподавателя и зачастую слепо подчиняются его инструкциям. Но при систематическом использовании данного метода ученик может заскучать: монотонное объяснение и последущее самостоятельное решение задачи будет повторятся изо дня в день. У ребёнка наблюдается снижение внимания к изучаемому материалу, он престает вникать в суть вопроса.

По этой причине опытный преподаватель должен уметь почувствовать такой момент. В таких случаях на помощь приходит метод «движение музыка» Это технология примечательна именно наличием в нем элемента движения в сопровождении музыки. В начальных классах учатся ученики, которые ещё находятся под воздействием порядков принятых в дошкольных учреждениях. А они предполагают много движения. Воспитатели в детских садах хорошо владеют навыками превращения процесс обучения в увлекательную игру, которая, несомненно, заинтересовала бы ребёнка. Это означает, что педагоги в начальных классах тоже должны быть знакомы с подобными методами.

При этом у учителей должны быть навыки импровизации, потому что дети должны поверить, что эта игра действительна предназначена для них. Какие игры можно применить на уроках математики?

В начальных классах, особенно в первый год обучения ученикам даются представления о сложении и вычитании. При применении метода «движение музыка» с успехом можно применить игру в стулья: Дети становятся в круг, внутри которого ставятся стулья, которых на один меньше, чем дети. Выключается музыка и дети ходят или бегут вокруг стульев. При выключении музыки они должны очень быстро занять стулья. Так как стульев на один меньше ученик, не сумевший сесть, выбывает из игры. Преподаватель пишет на доске общее число детей, принявших в игре участие, и вычитает из него один, например: 15–1=14

Потом игра начинается по новой. Каждый раз убирается один стул. И каждый раз на доске в виде примера записывается количество оставшихся учеников. В конце — концов середине круга остается один стул и два участника. Один из них обязательно выиграет эту игру. При этом на доске образуется внушительный ряд математических примеров. Наградив победителя игры и поощрив проигравшего, преподаватель обращает внимание учеников к классной доске и предлагает вспомнить откуда взялась каждая цифра в каждом примере. Это можно сделать как коллективно-хором, так и индивидуально, спрашивая отдельных учеников. Как показывает практика индивидуальный опрос в данном случае более предпочтителен, так как при коллективном опросе есть риск, что замеченные в плохой успеваемости по математике ученики останутся в стороне, растворяясь в голосе более успешных в данном направлении учеников. При индивидуальном подходе преподаватель имеет возможность вовлечь таких детей в учебный процесс, дать возможность им самовыразиться, понять, что этот предмет не такой сложный, каким может показаться на первый взгляд. Применение подобных игр в процессе урока делает его ярким и запоминающимся, ученики расслабляются и с лёгкостью усваиваютпреподанный материал запоминая его. В дальнейшем, как показывают различные исследования в данной области, ученик при ассоциации с подобной игрой, может легко вспомнить тему такого урока, даже после длительного промежутка времени. Такие методы и приёмы предназначены для того, чтобы дети могли усвоить такой серьёзный и нужный предмет, каким является её величество математика.

Литература:

  1. Ишмухамедов Р., Абдукадыров А., Пардаев А. “Ta`limda innovatsion texnologiyalar”,Ташкент, 2008. — 182 с.
  2. Д. К. Абдураҳмонова “Бошланғич синф ўқитувчилари учун болага таълим бериш билан биргаликда уларнинг ҳаётий кўникмаларини ривожлантиришга қаратилган машқлар тўплами ”,Ташкент, 2008. — 36 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, игра, класс, ребенок, метод обучения, общеобразовательная школа, процесс обучения, процесс урока, управленческий метод, урок математики.


Похожие статьи

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Творческие задания на уроках математики в начальных классах и предъявляемые к ним требования

В статье приводятся размышления о необходимости применения на уроках математики творческих заданий и предъявляемые к ним требования.

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе

В данной статье рассматривается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в данный временной период, эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Описывается исследование, определяющее значение эстетического воспитания ...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Проблемы организации современного урока информатики в школе

Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.

Похожие статьи

Особенности методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данном материале рассматриваются методы обучения в средней школе и их классификация в различные группы.

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Творческие задания на уроках математики в начальных классах и предъявляемые к ним требования

В статье приводятся размышления о необходимости применения на уроках математики творческих заданий и предъявляемые к ним требования.

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе

В данной статье рассматривается роль эстетического воспитания подрастающего поколения в данный временной период, эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Описывается исследование, определяющее значение эстетического воспитания ...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

О различных подходах формирования творческих способностей учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые аспекты использования различных подходов формирования творческих способностей учащихся на уроках математики и даны рекомендации по их применению в процессе изучения конкретных тем школьного курса математики.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Проблемы организации современного урока информатики в школе

Данная работа является описанием трудностей, с которыми сталкиваются учителя информатики, в современных образовательных организациях.

Задать вопрос