Термин «концепт» появился в лингвистике ещё с эпохи средневекового концептуализма. Его родоначальниками стали П. Абеляр, Т. Гобс, У. Окам и другие.
«Концептуализм рассматривал концепты как универсалии, которые обобщают признаки вещей и созданы разумом для его внутреннего употребления, фокусируя в себе важную и актуальную информацию. П. Абеляр считал концептом совокупность понятий, связывание высказываний в единую точку зрения на тот или другой предмет при условии определяющей силы разума» [2, с.119].
В современном языкознании термин «концепт» вновь приобрёл актуальность. Это можно связать с развитием когнитивного направления в таких науках как психология и лингвистика.
Целью данной работы является анализ словоупотребления концепта городской в языке художественной литературы с XIX по XXI век.
Городской — лексема общеславянского происхождения, образованная от слова город— «крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством». Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений. Первоначально слово «город» означало «забор», «ограда», «огороженное место». Древние славяне старались разными способами оградить свои поселения, защитить от врагов, диких животных и т. д. В итоге городами стали называться крупные поселения с домами, огороженные крепостной стеной. [3, с.121].
Таким образом, внутренняя форма этого слова заключается в том, что это «защищенное место для большого скопления людей, занятых развитием искусства и ремесел».
Под концептуальным значением слова мы понимаем «чистый смысл, не обретший языковой формы; это первосмысл, первообраз, архетип, константа и т. д». [1, с.53].
Используя методику анализа концепта В. В. Колесова, сравним семантический объем слова в литературе 19ого века.
Предикаты устанавливаем на основании следующих текстов:
А) с группой неодушевленных существительных:
1) Я уверен, что со временем у тебя выветрится из головы городской чад (Ф. В. Булгарин); 2) В городской суматохе нет времени опомниться, и, быть может, что не только наши дети, но и сам Государь, под внушением его окружающих, всё ещё будут опутаны мыслию о свободе народной (Л. В. Дубельт); 3) Вы хранитель городской нравственности (В. А. Соллогуб); 4) Нет, не льщу я, не умею я льстить, — отвечал Иван Васильич, — я не городской житель, не светский шаркун (М. В. Авдеев); 5) В незначительных привычках городской тихой жизни способен я находить прелесть (А. В. Дружинин); 6) Деревенские кучера еще не привыкли к городской дисциплине (А. А. Фет); Она очень удивилась, найдя в нём умного, по-тогдашнему образованного человека и щеголевато одетого по городской моде (Д. В. Григорович); 7) Исчезли постепенно и самые признаки городской суетливости (Д. В. Григорович); Либерализм вообще явление переходное, развившееся в городской цивилизации (А. И. Герцен)
Б) с группой названий лиц:
1) В продолжение двух-трёх часов путешествия по Москве можно встретить все степени развития городской жизни, начиная от столичного шума и блеска до патриархального быта какого-нибудь уездного городка (И. Т. Кокорев); 2) Много было и всяких других разговоров о будущем житье-бытье в Уфе, о дальнейшей службе Алексея Степаныча, о средствах для городской жизни (С. Т. Аксаков); 3) Городской человек, проделав для отвода глаз необходимые церемонии, попадал в кабак я за полуштофом водки, получал самые точные сведения, где найти верное золото (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Описанные тексты позволяют выделить следующие денотаты:
Основания— что? Быт столичный, хранитель нравственности, светский шаркун, признаки суетливости, мелкое мещанство. Условия— как? Привыкли к дисциплине, щеголевато одетый, по ту сторону цивилизации, по ту сторону черни, средства для жизни. Причины— почему? Выветрится из головы, обязаны давать работу, нет времени опомниться, либерализм, не даёт житья. Цели— для чего? Находить прелесть, больше шансов для деятельности, полный комфорт, получал самые точные сведения, развитие жизни.
Возможные семантические константы:
Читается: Городской — это хранитель нравственности, привыкший к дисциплине; либерализм и развитие жизни.
Читается: Городской — это щеголевато одетый светский шаркун, у которого ветер в голове, он во всём находит прелесть.
Читается: Городской — это постоянные признаки суетливости в поисках средств для жизни, получение самых точных сведений не даёт времени опомниться.
Исходя из полученных сведений можно сделать вывод, что лексема городской имела определённые значения, в основе своей связанные с городом как местом заработка. Понятие городской так же указывало на высокий уровень развития, принадлежность к светской жизни.
В конце XX века появляется такое направление как постмодернизм, который характеризуется интертекстуальностью, флагментарностью, иронией, вторичностью, пастешем и т. д. Соответственно, лексема городской стала приобретать иное значение и это наблюдается на страницах книг В. Пелевина, С. Довлатова, Т. Толстой, В Набокова и др.
Таким образом, современные представления о понятии городской можно изложить на основе суждений современных авторов:
1) Только одет он был иначе — на нем не было черных лат, а вместо полевого камуфляжа с листочками и ветками он носил городской, изображающий бетонную стену с засохшими плевками, выбоинами и разными рисунками: пробитым стрелой сердцем, богохульно разогнутой спастикой и сибиризмом «мохнаткя» (над которым, чтобы не оставалось сомнений, было изображено поименованное) (В. Пелевин); 2) Все ладьи всех морей, все поцелуи, все острова, дороги все и города, куда дороги те ведут, все городские ворота, щели и лазы, подземелья, башни, флаги, все кудри златые, все косы черные как смоль, оружья гром и бряцание, облака, степи, да опять ветры, да опять моря да звезды (Т. Толстая); 3) В городских садах звучала африканская музыка (С. Довлатов); 4) Неприятно было главным образом то, что день-деньской и добрую часть ночи слышны были поезда городской железной дороги, и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то (В. Набоков); 5) В этот странный, осторожно-темнеющий вечер, в липовом сумраке широкого городского парка, на каменной плите, вбитой в мох, Ганин, за один недолгий час, полюбил ее острее прежнего и разлюбил ее как будто навсегда (В. Набоков); 6) Дряхлые, страшные лошади, давным-давно переставшие удивляться достопримечательностям ада, развозят с фабрик товар по городским выдачам (В. Набоков); 7) Снова вернувшись в полутьму, он бодро оделся, вынул из шкала городскую шляпу (В. Набоков); 8) Всегда странно это городское новоселье (В. Набоков); 9) Рокочущий гул, широкий дым проходили, казалось, насквозь через дом, дрожавший между бездной, где поблескивали, проведенные лунным ногтем, рельсы, и той городской улицей, которую низко переступал плоский мост, ожидающий снова очередной гром вагонов (В. Набоков); 10) Изредка, вскрикнув оленьим голосом, промахивал автомобиль, или случалось то, что ни один городской пешеход не может заметить, падала, быстрее мысли и беззвучнее слезы, звезда (В. Набоков); 11) Счастье, за которое он уцепился, остановилось; апрельский этот день замер навеки, и где-то, в другой плоскости, продолжалось движение дней, городская весна, деревенское лето — смутные потоки, едва касавшиеся его. (В. Набоков)
Описанные тексты позволяют выделить следующие денотаты:
1. Основания— что? Щели и лазы, подземелья, башни; осторожно-темнеющий вечер; рокочущий гул, широкий дым.
2. Условия— как? Сквозь оконные витражи; пробитым стрелой сердцем; всегда странно.
3. Причины— почему? Звучала африканская музыка; слышны были поезда, полюбил острее прежнего.
4. Цели— для чего? Разводят с фабрики товар, снова вернувшись в полутьму, продолжалось движение дней.
Возможные семантические константы:
Читается: Городской — это щели и лазы, подземелья, башни, где сквозь оконные витражи, звучала африканская музыка, вследствие чего продолжалось движение дней.
Читается: Городской — это осторожно-темнеющий вечер, когда можно полюбить острее прежнего, несмотря на пробитое стрелой сердце, чтобы снова вернуться в полутьму.
Читается: Городской — это рокочущий гул, широкий дым, в результате чего всегда странно слышны были поезда и как разводят с фабрики товар.
Исходя из полученных результатов, можно сделать заключение, что в литературе постмодернизма слово городской имеет беспорядочную и сумбурную формулировку. Такие концепты как осторожно-темнеющий вечер, широкий дым, полюбить острее прежнего и т. д. придают лексеме магический оттенок. На сегодняшний день под городским подразумевается некое хаотичное, разрушающееся пространство с атмосферой полутьмы.
Таким образом, лексема городской в современной литературе расширила количество значений по сравнению с XIX веком. В XIX веке под городским подразумевалась светская жизнь, либерализм, столичный быт, место, хранящее нравственность и т. д. В литературе XXI века наблюдается соприкосновение реального и фантазийного — это осторожно-темнеющий вечер, рокочущий гул, звонкие названия, воды, исцеляющие от всех болезней и др. Если ранее городской носил отчётливое и ясное определение, то сегодня это слово имеет более мистическое и хаотичное толкование.
Литература:
- http://www.ruscorpora.ru/index.html
- Колесов В. В. О логике логоса в сфере ментальности / В. В. Колесов // Мир русского слова. — 2000.- № 2.- 52–59с.
- Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм П. Абеляра. — М., 1994. — С. 216.
- Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. — М.: ЮНВЕС, 2003. — 704 с.