Источники финансирования здравоохранения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.04.2018

Статья просмотрена: 6000 раз

Библиографическое описание:

Николаенко, М. Ю. Источники финансирования здравоохранения / М. Ю. Николаенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49513/ (дата обращения: 16.11.2024).



Здоровье населения является основным показателем, характеризующим уровень социально — экономического состояния как страны в целом, так и субъектов по отдельности. Здоровое общество это не только показатель, но и основная составляющая ресурсного потенциала страны. Безопасность страны, а также качество и эффективность трудовой деятельности напрямую связаны с состоянием здоровья. Именно поэтому одним из приоритетных направлений развития нашей страны является эффективное финансирование области здравоохранения, а также инновационное развитие в этой области [1].

До 1991 года в России применялась бюджетная модель финансирования здравоохранения, согласно которой выделялось три источника финансирования, основным из которых были средства, полученные из бюджета страны. Меньшую часть занимали доходы, полученные от деятельности подведомственных Министерству здравоохранения предприятий, и лишь самую малую долю занимали средства, полученные от населения за оказание платных, в основном не жизненно важных услуг.

С переходом на рыночную экономику, система здравоохранения подверглась реформированию. С 1991 года в стране действует система обязательного медицинского страхования (Далее — ОМС) основной целью которой является расширение финансовых возможностей здравоохранения за счет привлечения внебюджетных фондов. Финансирование системы ОМС осуществляется за счет взносов работодателей на страхование работающего населения и из бюджетных платежей на страхование неработающих слоев населения. Данным направлением занимается один из государственных внебюджетных фондов, а именно Фонд ОМС (Далее — ФОМС) [5]. В общей иерархии ФОМС осуществляет координирующую функцию и регулирует деятельность территориальных фондов ОМС (Далее — ТФОМС). Основным документом, регламентирующим деятельность фонда, является Федеральный закон «Об ОМС в РФ» [2], основной целью которого является финансирование профилактических мер и гарантии оказания медицинских услуг застрахованным гражданам при наступлении страхового случая. Основным источником поступления денежных средств в данный фонд являются налоги и страховые взносы. Дополнительным источником является межбюджетный трансферт на компенсацию выпадающих расходов связанных с понижением тарифов страховых взносов на ОМС.

Основным источником финансирование здравоохранение в Российской Федерации (Далее — РФ) является бюджетное финансирование. Объем финансирования производится согласно утвержденным годовым суммам, которых недостаточно для удовлетворения потребностей населения. За последние 10 лет, согласно данным министерства здравоохранения РФ, общий уровень государственных ассигнований из всех уровней бюджетов и средств на ОМС сократились не менее чем на треть в реальном выражении. В среднем по стране в сфере здравоохранения прослеживается дефицит финансовых средств в размере около 30 %, а в общем объеме валового регионального продукта доля средств, выделяемых на здравоохранение, составляет не более 3 % [6].

Несмотря на то, что средства, выделенные из бюджета, занимают наибольшую долю в общем объеме финансирования, государственная система здравоохранения так же финансируется за счет добровольного медицинского страхования (Далее — ДМС). Услуги, предоставляемые по ДМС, не входят в систему ОМС, и оказываются гражданам только при своевременной и полной оплате страховых выплат по заключенному договору. Данный вид страхования пользуется успехом в основном у обеспеченных слоев населения, которые хотят и могут себе позволить медицинские услуги более высокого качества.

Государство стремится стабилизировать ситуацию с финансированием, и к 2019–2020 годам планирует ежегодно направлять в систему здравоохранения около 4–5 % от общей доли валового внутреннего продукта, что в абсолютном выражении будет значить, что финансирование должно увеличиться вдвое. Но несмотря на всю поддержку государства, сфера здравоохранения должна так же развивать и внутренние источники поступления денежных средств, к которым можно отнести:

‒ Средства, полученные за оказание услуг на платной основе;

‒ Доходы, получаемые от ценных бумаг и аренды помещений;

‒ Экономия внутренних финансовых средств

В последние годы, из-за снижения объема финансирования здравоохранительной системы, стало активно развиваться оказание платных медицинских услуг, что позволяет медицинским учреждениям не только иметь собственные средства на текущие расходы, но и делает медицинские учреждения менее зависимыми от объема бюджетного финансирования, что является актуальным, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Правильное сочетание как внешних, так и внутренних источников, их наиболее эффективное использование, оптимальный механизм доведения этих средств в медицинские учреждения являются одним из важнейших задач организаторов здравоохранения.

В целях профилактики и предотвращения заболеваний на их ранней стадии развития 2013 году начала действовать программа по всеобщей диспансеризации. Согласно статистическим данным [4], самые большие объемы финансирования, в частности за счет налоговых поступлений, приходились именно на 2012–2014 года, когда началась подготовка и внедрение данной программы.

На основании уже проделанной работы и полученных результатов продолжается ее разработка и оптимизация программы диспансеризации. В условиях уменьшения финансирования ФОМС, были приняты изменения в перечне предоставленных услуг, и изменены возрастные категории по некоторым процедурам. Особый акцент делается на онкоскрининг. Несомненно, данная программа, несмотря средний уровень явки граждан, является эффективной и уже сейчас по данным статистики за последние годы ситуация с демографией значительно улучшилась и государство смогло преодолеть демографическую яму, которая началась в 90-х годах. Для повышения эффективности действующих программ и привлечения к ней внимания, с начала 2018 года проводится внедрение электронного формата информирования граждан по средствам сообщений на телефон и в электронном виде, а также в форме звонков на телефон [3].

В последние десятилетия все чаще мы видим, что болезни «молодеют» и причиной этому служат не только неблагоприятное влияние экологии, но и многие другие факторы, которые зависят в большинстве своем только от самого человека и его желания быть здоровым. Поэтому в задачи государства входит не только финансирование программ здравоохранения по профилактическим мероприятиям, но и донесение этой информации в массы. Государство должно вести пропаганду граждан на здоровый образ жизни и развивать параллельно и сектор культуры и спорта. Бюджетное финансирование не в полной мере справляется с задачами, и решением может быть только привлечение спонсоров и инвесторов.

Немаловажной причиной нехватки финансирования здравоохранения можно выделить недоплату по налоговым обязательствам физическими и юридическими лицами. Но решение данной проблемы за счет увеличения налоговых обязательств не соответствует фискальной политике правительства РФ, и в данной ситуации правительство находится на перепутье. Выгоднее и эффективнее для государства было бы увеличить долю финансирования разработок научного характера в общем объеме финансирования за счет уменьшения доли, выделяемой для оказания бесплатных медицинских услуг и дать развитие частного сектора здравоохранения. Но данное решение приведет к увеличению социально напряженности в стране, по причине того, что большинство граждан не могут себе позволить пользоваться услугами частных клиник.

Подводя итог можно сказать, что, несомненно, государство делает все возможное для поддержки и развития сферы здравоохранения, но в настоящее время отечественное здравоохранение требует дополнительного влияния денежных ресурсов и повышения уровня эффективности выделяемых средств.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.10.2017 № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»
  4. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики // Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/
  5. Официальный сайт федерального фонда обязательного медицинского страхования // Режим доступа: URL: http://www.ffoms.ru/
  6. Официальный сайт министерства здравоохранения РФ // Режим доступа: URL: https://www.rosminzdrav.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): средство, бюджетное финансирование, государство, общий объем финансирования, основная цель, РФ, система здравоохранения, сфера здравоохранения, услуга, финансирование.


Задать вопрос