В данной статье рассматривается использование интерактивных технологий в инклюзивном образовании.
Ключевые слова: интерактивное обучение, инклюзивное образование, дистанционное обучение.
Получение образования в соответствии с нуждами и запросами обучающего приоритетная задача современного образовательного процесса. В этой связи учебные заведения стараются всячески внедрять в образовательный процесс инновационные методы обучения, среди которых особую популярность приобрели интерактивные технологии.
Под инклюзивным образованием традиционно понимается процесс развития общего образования, который предполагает возможность получения образования детьми с особыми потребностями и учет потребностей каждого ребенка. Однако одной из основных проблем является определение той группы детей, которая имеет особые потребности. Чаще всего, к такой группе относят детей, имеющих интеллектуальные, физиологические, эмоциональные нарушения развития.
В связи с этим основная задача, которую необходимо решить — это как включить в образовательный процесс различные группы детей и создать для каждого ребенка равнозначные условия. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.
Инклюзия выступает попыткой придать всем учащимся, которые обладают ограниченными возможностями здоровья, уверенность в собственных силах, мотивировать их без страха учиться в школе вместе с друзьями и соседями. «Особые» дети нуждаются не только в поддержке и особом отношении, они нуждаются в полноценном развитии способностей, в достижении успехов. Инклюзия помогает воплощать в жизнь вышеперечисленные устремления не только представителям младшего поколения с особенностями в развитии, а и школьникам, которые, так или иначе, отличаются от большинства.
Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование [1].
В отличие от традиционных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся с преподавателем, а также друг с другом.
Интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Использование интерактивных методов в процессе обучения оказывает определенное влияние на развитие обучающегося: усиливает мотивацию обучения, общения со сверстниками, обогащает жизненный опыт, активизирует саморазвитие.
Человек осознает потребность в таком общении-взаимодействии. В современной педагогике интерактивные методы воспитания, обучения — одна из важных категорий, так как эти методы представляют собой такой «способ целенаправленного интенсивного включения учащегося в образовательное взаимодействие, при котором, главной целью становится решение конкретных образовательных задач на основе взаимодействия самомотивированного самораскрытия, духовно-нравственного взаимопонимания и принятия, открывающего возможности личностного роста участников данного взаимодействия» [2].
Одним из видов инноваций в организации общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья может стать введение дистанционного обучения, которое, как и другие формы — очная, заочная, очно-заочная и экстернат, является формой получения образования, при этом используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при этом составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная, построенная по индивидуальному образовательному маршруту работа обучающегося [3]
Организационными формами дистанционного обучения являются различные варианты взаимодействия преподавателей и обучающихся, цель которых заключается в достижении конкретных компетенций. Организационные формы представлены семинарами, лекциями, практическими занятиями и другими мероприятиями: презентациями, конференциями, самостоятельной работой, контролем, исследовательские работы.
Взаимодействие преподавателя и обучаемого в среде информационно комфорта, который обеспечен средствами дистанционного обучения, позволяет прийти к комплексному и гармоничному достижению целей, стоящих перед информатизацией образования. Формируется новый тип организации взаимодействия, который обусловлен изменениям взглядов на опосредующую роль компьютеров в механизме социальных взаимодействий. Компьютер становится одним из средств социализации. А взаимоотношения между обучающим и обучаемым приобретают характер активного сотрудничества, а сам обучающий процесс трансформируется в творческий акт [4].
Литература:
- Атаева Т. А. Применение интерактивных технологий / Т. А. Атаева Электронное обучение в непрерывном образовании, УГТУ — № 2, 2015, с 5–6.
- Королева Н. М. Роль интерактивного обучения в современном образовании/ Н. М. Королева, И. В. Костерина/ Ученые записки. Электронный научный журнал Курского Государственного Университета, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii
- Ишембитова З. Б. Формирование социальной успешности у обучающихся с ОВЗ в системе непрерывного инклюзивного образования / З. Б. Ишембитова, Л. М. Кашапова, Н. Н. Шаяхметова / Вестник УГНТУ. Наука. Образование. Экономика. — Серия: Экономика № 3, — 2013, с. 110
- Мукминова Ю. Н. Содержательно-технологическая основа организации инклюзивного образования детей в режиме дистанционного обучения / Ю. Н. Мукминова, Р. Х. Шаймарданов — Российский гуманитарный журнал, 2015, с. 68