В статье рассмотрена сущность транспорта в рыночной экономике и роль в развитии общественного транспорта города Ташкента.
Ключевые слова: общественный транспорт, транспортная система, эффективность
Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Связывая производство и потребителя, транспорт создаёт для этого соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики.
Транспорт — фундамент рыночной экономики. В этом значении оно выступает как объект рыночных отношений, от эффективной деятельности которого зависит нормальное функционирование и развитие всех обслуживаемых транспортом отраслей экономики, предприятий, их объединений и комплексов.
Общественный транспорт выступает и в роли субъекта регулируемых рыночных отношений, особенно при формировании спроса на перевозки и распределении их между взаимодействующими видами транспорта, при установлении взаимовыгодных хозяйственно-правовых отношений между транспортом и грузовладельцами, транспортом и пассажирами.
Какими качествами при этом должен обладать хороший общественный транспорт города Ташкента? Теми, что удовлетворяют потребностям пассажиров: скоростью, комфортом и безопасностью.
Если человек не может точно спланировать свою поездку из-за возможных пробок и опозданий автобуса, значит общественный транспорт работает плохо. Человек сбежит от него в свой личный автомобиль при первой возможности, и битва за пассажира будет проиграна.
В городе Ташкенте есть ряд серьезных проблем с общественным транспортом. Ключевая проблема — очевидно, из-за низкой конкурентоспособности общественного транспорта, и руководители автотранспортных предприятий не знают современных и инновационных рычагов, как с этим бороться.
Проблемы общественного транспорта города Ташкента можно условно разделить на пользовательские и системные.
К пользовательской проблеме мною было рассмотрено: практически на всех остановках общественного транспорта города Ташкента имеется электронное табло, где указывается информация о маршрутном движении автобуса, а также вывешены схемы движения, информация о билетах, часы работы и возможная срочная информация, чтобы человек не ждал зря свой автобус.
Нужно ли говорить, что ничего этого на остановках нет? Есть приложение для телефона, и в нем список маршрутов, который ничего не даст «новому» человеку в городе. Даже местные в незнакомом месте не угадают трассу автобуса по двум конечным остановкам.
Вторая проблема: попасть внутрь автобуса и понять, куда он едет, кому платить и когда выходить. Молодой и здоровый человек взобраться на три ступеньки автобуса Isuzu в состоянии, но для остальных это более трудная задача.
Системные проблемы. Общественный транспорт города Ташкента организован не на базе каких-то системных решений, а на основе разового спроса. Приобрели новые автобусы, куда посадили водителей со стилем вождения таксистов и кондукторами-зазывалами-техниками в одном лице.
Также имеется еще одна проблема — поставили неправильные и дорогие павильоны-остановки где даже в жаркий сезон не работают кондиционеры или их вообще нет. Это тупиковый путь — затраты на транспорт будут расти, а пассажиры сбегать в свои личные автомобили или такси.
Необходимо кардинально пересматривать модель работы и исправлять ошибки прошлого. Уничтожение трамвая и его замена автобусами малой вместимости, ликвидация остановок вблизи метро, неудобные павильоны с одной дверью и так далее — это ошибки, которые нужно признать и начать системно исправлять.
Далее мною предлагается дорожная карта по решению насущных проблем общественного транспорта и повышению конкурентоспособности (см.рис.1.).
Рис. 1. Предлагаемая дорожная карта по совершенствованию общественного транспорта города Ташкента
Литература:
- Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» № УП-4947 от 7 февраля 2017 г,
- Проект Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О концепции развития пассажирского транспорта города Ташкента на период до 2030 года»
- Аналитическая записка ЦЭИ «Проблемы пассажирского транспорта города Ташкента», Ташкент 2017 год.