В современном мире миграции во всех ее проявлениях уже по праву стали глобальной проблемой, волнующей как развитые страны, так и развивающиеся. С ростом миграции возрос и интерес к изучению различных видов миграции. Причем в зависимости от той или иной проблемы, возникающей или связанной с перемещениями, изучению подвергается определенный вид миграций. Например, экономические кризисы и сопутствующие им миграции привели к детальному анализу трудовых миграций, социально-политическая ситуация в мире — к изучению вынужденных миграций. И если данные виды миграций уже досконально изучены представителями научного сообщества, то образовательные миграции пока не удостоились такого внимания. А они в свою очередь оказывают не меньшее влияние на социальную, экономическую, политическую и культурные сферы как принимающего, так и «отдающего» мигрантов общества. От них напрямую зависит технический и экономический потенциал страны, в некотором смысле они могут рассматриваться и как показатель престижа системы образования того или иного государства и государства в целом. Этот перекос изучения различных видов миграций приводит к переизбытку информации с одной стороны относительно трудовых и вынужденных миграций, и к недостатку знаний относительно сторон проявления проблем образовательных миграций с другой.
Бесспорно, масштабы данного явления увеличиваются с каждым годом. Образовательные миграции по численности уступают только трудовым и вынужденным миграциям и считаются одними из самых масштабных в мире. Они происходят как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Безусловным лидером на мировом рынке высшего образования является США, который контролирует треть мирового финансового образовательного оборота. В то же время на территории государства можно наблюдать неравномерность распределения образовательных потоков — небольшая часть экономически развитых штатов принимает значительную часть образовательных мигрантов [5]. Тем не менее, большая численность приезжих студентов стабильно окупается, поскольку американская высшая школа зарабатывает на иностранных студентах в 15 раз больше, чем на нее тратит Правительство самого государства. Далее согласно данным ЮНЕСКО, в рейтинге стран с наибольшим количеством образовательных миграций идет Швейцария, в которой на иностранных студентов приходится около 16 % общего количества студентов университетов — это максимальный показатель в мире. В числе лидеров также Австралия — 12,6 %, Австрия — 11,5 %, Великобритания — 10,8 %, Германия — 8,2 %, Франция — 7,6 % [1].
Относительно России статистика ЮНЕСКО за 2015 год утверждает, что «за рубежом обучаются более 50 тысяч российских студентов, что составляет 1,5 % от общемирового количества иностранных учащихся» [2]. Несмотря на то, что официальной статистики наиболее привлекательных для российских студентов стран для обучения заграницей не существует, опрос РБК участников рынка образовательных услуг позволил выявить наиболее популярные направления учебной миграции, где абсолютные лидеры — это США И Великобритания, далее идут европейские страны (Германия, Франция, Чехия, Финляндия, Италия, Швеция) и Китай. В Россию с образовательной целью приезжают преимущественно население стран СНГ, где явными лидерами является Казахстан (73,5 тыс. человек), Украина (23,2 тыс. человек) и Китай (22,5 тыс. человек) [4]. Однако вследствие несовершенства современных методик статистического оценивания миграционных потоков реальный охват образовательных миграций может быть значительно больше. Например, регулярность проведения статистических и социологических исследований численности людей, перемещающихся с образовательными целями, не соответствует возрастающей динамике этого процесса. Более того, такие процессы как стажировки и обменные программы, длящиеся меньше года, просто не фиксируются статистикой. Сам рост образовательных миграций во многом обусловливается тем, что образование воспринимается одним из факторов попадания на международный рынок труда или повышения социально-профессионального статуса на родине.
Образовательные миграции — это многоаспектное явление, поэтому и подходы к изучению данного вида миграции многогранны. Например, в трудах А. Г. Асмолова, М. Байрама, Дж. Бенкса, М. Беннета, Г. У. Солдатовой образовательная миграция рассматривается через проблемы межэтнического взаимодействия и адаптации в мультикультурной среде. Л. И. Леденева, Е. В. Тюрюканова и В. Н. Петров в основном анализируют профессионально-миграционных намерения российских студентов и механизмы адаптации мигрантов к российской системе образования. В. И. Мукомель интересует роль образования как инструмента миграционной политики и политики интеграции. Можно увидеть, что крупномасштабных трудов по данной тематике не наблюдается, все они носят обрывочный характер. Большинство российских исследователей рассматривают две формы проявления образовательных миграций: «утечку умов» из страны и проблемы адаптации иностранных студентов, наиболее значимыми работами по данному вопросу являются работы доктора социологических наук Е.Е Письменной и доктора экономических наук С.В Рязанцева. Это общее исследование «Миграция ученых и высококвалифицированных специалистов из России: тенденции, последствия и государственная политика», а также диссертационная работа Е.Е Письменной «Социальные последствия учебной миграции в Россию».
Все вышеперечисленное позволяет проследить проблему недостаточности и противоречивости научных знаний об образовательных миграциях, где проблемная ситуация заключается в понимании разрастания масштабов данного явления с одной стороны и противоречивом отношении отдельных групп населения к этому явлению с другой. С одной стороны видно, что государство всячески поддерживает рост образовательных мигрантов [3], с другой прослеживается неоднозначное отношение населения к данному явлению.
Таким образом, социально-экономическая обстановка в мировом сообществе и степень научного знания относительно данного явления доказывают актуальность изучения образовательных миграций как социально-экономического явления. Вследствие этого видна необходимость в разработке теоретико-методологических и методических оснований изучения образовательных миграций.
Литература:
- Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России. — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0387/analit01.php (дата обращения: 12.04.2018).
- Посыпкина А. Миграция за знаниями: сколько стоит высшее образование за границей. — URL: https://www.rbc.ru/money/05/09/2017/59ae5cd09a794765c1b6c8ae (дата обращения: 12.04.2018)
- Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/ (дата обращения 10.04.18)
- Тищенко М. Учебная миграция; в Минобре рассказали, студентов из каких зарубежных стран больше всего в вузах России. — URL: https://russian.rt.com/russia/article/415140-inostrannye-studenty-v-rossii (дата обращения: 11.04.18)
- MPI Sta1te Immigration Data Profiles. — URL: http://www.migrationpolicy.org/programs/data-hub/state-immigration-dataprofiles (дата обращения 11.04.2018).