Важнейшая миссия педагога — воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика. Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация.
Музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, выступает мощным мотиватором познания.
В дошкольном образовании музейная педагогика играет существенную роль. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями. Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у детей.
Опрос детей показал, 40 % — имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 35 % — считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 25 % — узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях. Но есть дети, которые ни разу не были в музее.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают вних? В нашем городе не так много музеев. В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз.Причины самые разные. Во-первых, многие родители не знают, что в городе есть краеведческий музей. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малыши ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в- третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В течение учебного года мы сотрудничали с социальными партнерами СП «Краеведческого музея» и МБУК «Дома ремесел». Для этого мы разработали и согласовали, с руководителями краеведческого музея и дома ремесел, план посещения экскурсий и интерактивных занятий. В него вошли посещение постоянных экспозиций: «Природа и археология», «Крестьянская изба», «Купеческая гостиная», «Зал боевой славы», «Город ветра», «Город на 150 версте», «Народные промыслы Самарского края»
Посещение музейных интерактивных экскурсий: «Посудная лавка»- знакомство с историей изготовления посуды: деревянной, гончарной, стеклянной, металлической; «Сам себе мастер» — знакомство с традиционными ремеслами: гончарство, кузнечество, плетение и т. д.; «Кто оставил след» — рассказ об археологических памятниках и природе родного края; «Своя избушка — свой простор» — знакомство через игру с крестьянским бытом; «Все дело в шляпе» -знакомство с особенностями головных уборов российской моды прошлого; «Под каблучком» -знакомство с историей изготовления обуви на Руси»-изучение головных уборов особенностей российской моды прошлого; «Город на 150 — й версте с дворянской фамилией» — знакомство с историей города, с происхождением названия города.
Идея создания мини-музеев в группе возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности. Они стали приносить в группу старинные предметы и вещи, особенно было много ложек. Мы предложили родителям и детям создать мини — музей «Ложки из бабушкиного сундука» Для этого поставили цели и задачи перед родителями воспитанников группы (провели консультации, родительское собрание, индивидуальную работу). В целях экономии полезного пространства группы и возможности показа в других местах мы предложили оформить мобильный мини — музей в чемодане. Родители вместе с детьми собрали много сведений о ложке и отразили это в мини проектах. Целью создания музея стало: обогащение представлений детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям). В ходе работы по организации этой экспозиции дети познакомились с историей возникновения ложки, ее назначением, способами изготовления из различных материалов.
Наш переносной мини-музей был показан детям других групп, родителям, коллегам. Выбранные дети — экскурсоводы провели экскурсию по мини-музею. Всем очень понравился наш музейный уголок. Это в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, ко всем предметам свободный доступ, можно брать экспонаты в руки, потрогать, «ощутить» и даже переносить его.
Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекала детей. В ходе игр дети стали использовать ложки как заместителей сказочных персонажей. Любой утилитарный предмет из маленького музея может стать основой для сказки, а сама сказка способствует познавательному развитию детей, развитию художественных, изобразительных навыков. Мы предложили детям и родителям изготовить театр ложек по знакомым сказкам и самим придумать сказку об этом предмете. В качестве примера нам хочется показать фрагмент авторской сказки:
«-Я деревянная ложка, живу в этом доме со своими братьями и сестрами, такими же ложками, как и я. Решила на свет посмотреть, приключений повидать, а кто ты?», — спросила она.
—«Я маленький светлячок, загораюсь по ночам и освещаю дорогу, чтоб было видно куда идти. А как тебя зовут?», — спросил он ложечку.
—«Не знаю», — услышал в ответ светлячок.
—«Давай будем звать тебя «Звездочкой», ведь ты спрыгнула с подоконника, будто с неба упала как настоящая звездочка» — говорит светлячок.
—«Ура! Здорово! Мне очень нравится мое имя», — ответила ложечка.
—«А меня все зовут «Колокольчиком».
Пойдем, Звездочка я тебе все покажу» — сказал светлячок»
Это способствовало развитию инициативности и самостоятельности, дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, процесс познания окружающего мира становится более эффективным.
Любой экспонат из музейного уголка может стать основой не только для творчества ребенка, но становится объектом детского исследования, к которому активно подключаются и родители. В качестве примера нам хочется показать фрагмент исследовательского проекта «Ложка как свидетель семейной истории и документ времени», воспитанника подготовительной группы, который он выполнил вместе с папой и дедушкой:
«В детском саду воспитатели рассказали нам сказки о путешествии ложки, мы познакомились с тем, какие бывают ложки, поискали какими ложками можно кушать, узнали, как в старину называли ложки, выяснили, что не во всех странах ложка необходимый предмет кухонной утвари.
Дома родители рассказали мне, что в нашей семье есть тоже ложка с историей. Так я узнал, что есть семейная реликвия-ложка. Семейная реликвия — это старинная вещь, которая хранится в нашей семье как память о прошлом. Мы с воспитателями и родителями, посещая краеведческий музей, познакомились с историческими реликвиями.
Такие предметы, близкие сердцу, бережно передаются из поколения в поколение вместе с историей семьи.
У нас есть вещи, к которым мы относимся бережно, с большим уважением. Но мне бы хотелось рассказать о другой реликвии семьи– дедушкиной ложке.
Однажды, за обеденным столом в гостях у моего дедушки, я обратил внимание на то, что он ест «особенной» ложкой. Она была деревянная и необычной формы. Дедушка сказал, что это старинная ложка, она с ним побывала на стройке и в армии, он ее сам смастерил. Мне захотелось узнать, что такое ложка, почему ее так назвали, какие ложки были в старину, чем они отличаются от тех, которыми мы пользуемся сейчас.
Объект исследования: семейный столовый прибор-ложка.
Предмет исследования: ценность ложек как реликвии.
У меня появилась цель: узнать историю ложек.
Я поставил перед собой задачи:
‒ узнать историю возникновения ложки как столового прибора;
‒ выяснить, почему дедушка хранит эти предметы.
Мы с родителями предположили: что ложка моего деда — это наша семейная ценность, она о многом может рассказать. В нашем исследовании нам очень помогали и направляли наши воспитатели. Исследовательская работа по теме «Ложка как свидетель семейной истории и документ времени», которую я сделал, была первой в моей жизни. Я рад, что в моей семье сохранились старинные предметы, передавая их из поколения в поколение, мы сохраняем историю своей семьи»
Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея, в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка. Дети, полюбив и освоив занятия в музейном уголке, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.
Литература:
- Арсёнова М. А., Груздева А. В. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 3406–3410. — URL: http://e-koncept.ru/2014/54945.htm.
- Евтушенко С. Г., Быкова Е. И., Первова О.А Музейная педагогика как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников Журнал Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 2012 КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kak-innovatsionnyy-podhod-k-hudozhestvennoesteticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov