В нашей статье мы поднимаем вопрос вовлечённости молодежи в сетях интернет. Говоря о масштабе погружённости в данный процесс, то он является глобальным. Что же касается образования, то в настоящее время эти процессы становятся неразрывны, более того очевидным становится факт наиболее успешного и эффективного образования за счёт интернета.
Ключевые слова: молодежь, интернет, образование, современные сети, социальные сети, современное общество, современная молодежь
In our article we raise an issue of involvement of young people in the Internet. It is global process if we speak about immersion scale. Education and the internet nowadays are inseparable processes, moreover it’s obvious fact that the education is more successful and effective on account of the internet.
Для большей части человечества в современном мире интернет стал незаменим. Постоянно увеличиваются возможности открывающиеся благодаря интернет технологиям. Коммуникации приобретают новые формы, влияя на социальную жизнь молодёжи, более того без интернет среды сегодня практически невозможна личная жизнь, а проблемы или отсутствие сети приводят к дискомфорту и появлению «компьютерного голода» [5 Вып.3 С.101–112]
Социальная позиция определяется как результат ранее существующих у человека разноуровневых диспозиций, которые, актуализируясь в конкретный момент жизнедеятельности человека, могут переходить в позицию, то есть в готовность к действию на основе существующих ранее отношений к обществу, к деятельности, к себе и тем самым превращаться в устойчивые установки, которые неотвратимо приводят человека к действиям по реализации своих предрасположенностей.
Если в поисковике задать запрос: «Интернет — это», то менее чем за секунду мы получим 48 900 000 ссылок с ответами, например с таким: «С точки зрения обычного пользователя, Интернет — это средство обмена цифровой информацией. С технической точки зрения — это миллиарды компьютеров по всему миру, связанные между собой проводами в единую сеть. Интернет — это колоссальное хранилище знаний, средство обмена личным опытом и свободное СМИ» [7, с. 1]. Интернет — часть той среды, которая окружает молодежь повсеместно: дома, на работе, в образовательных учреждениях... Даже во время личных контактов молодые люди пользуются Интернет, получая и передавая информацию различного содержания. При этом качество и достоверность контента практически никем не контролируется [3, С. 208–212]
Принимая во внимание погружённость молодежи в интернет среду, формируется однозначное утверждение, что масштаб влияния глобальный. Непрерывный ‘’online’’ стал стилем современной молодёжи. Множество молодых людей используют разнообразные девайсы и проводя в глобальной сети основное своё время.
Одновременно с этим исследователи в данной области не пришли к единому мнению условного направления психологического воздействия интернет технологий. Так, Н. С. Козлова пишет: «Мы исходим из того, что само по себе виртуальное пространство не способно изначально задать полюс своего влияния. По сути, Интернет является по отношению к личности индифферентным. Последствия зависят от социально-психологических особенностей лиц, вовлеченных в сеть» [4, с. 275]. Противоположную позицию высказывают М. И. Бочаров и И. В. Симонова, обращающие внимание на наличие в информационно-агрессивной среде Интернет таких негативно влияющих на личность явлений, как распространение порнографии, педофилии, непристойной рекламы, нарушения конфиденциальности и киберхулиганства [1. C 6–16].
Тем не менее многие исследователи отмечают что интернет технологии несут в себе как негативные, так и положительные стороны. К положительным аспектам интернет технологий стоит отнести доступное дистанционное обучение, разнообразный и доступный поиск досуга, доступ к альтернативному заработку, общение. К отрицательным аспектам относятся такие проблемы как интернет зависимость и увеличение число обманутых молодых людей.
Способом манипуляции в интернет среде являются информационные материалы, способная повлиять на личное мнение и сформировать нужное общественное мнение. Это может быть и политическое сознание. и эмоционально-личностное развитие и давление. Л. С. Выготский указывал на то, что социальная ситуация развития определяется системой отношений человека с окружающей его социальной средой, и подчеркивал, что именно она инициирует динамику возрастных преобразований на протяжении всего онтогенетического периода [2. С. 244–268.]
Современная же среда, в которой формируется личность молодежи зачастую крайне агрессивна в силу как научно-технических достижений, так и изменений морально-нравственного порядка. Интернет является наглядным примером тех преобразований, которые уже произошли в социуме и продолжают происходить, изменяя условия взросления подрастающих поколений. Специалисты, изучающие интернет- среду, указывают на некоторые ее психологические особенности. А. В. Минаков, например, выделяет «эффект дрейфа целей», мифологичность и «эффект азарта» [6. C1]. «Эффект дрейфа целей» состоит в том, что при поиске информации первоначальная цель может заменяться другими: даже при отсутствии результата и психологическая направленность, и интерес человека как бы дрейфуют, т. е. переключаются между многочисленными объектами. Мифологичность проявляется в том, что человек в этой среде приобретает такие возможности, которых у него нет и не может быть в реальной жизни. «Эффект азарта» приводит к смещению при работе с информацией аналитической деятельности на поисковую активность.
Довольно остро обсуждается тема интернет — технологий в образовании. Так как данные технологии взаимодействуют с молодежью на их территории, облегчая процесс обучения, показывают простоту взаимодействия в привычной для молодёжи сфере. Что в свою очередь открывает новые возможности для более углубленного изучения разного рода материала, участие в онлайн проектах, учебный процесс протекает в удобном «своём» темпе, с возможностью проверять уровень своих знаний и изучать разные сферы деятельности людей и профессий.
Интернет- технологии несут в себе большие возможности, но вместе с тем занимая огромное место и время в жизнь современной молодёжи. Адаптируясь к современным реалиям, вырабатываются навыки, которые необходимы в связи с развитием интернет-технологий, это например мультизадачность — способность одновременно делать несколько дел (онлайн переписка, просмотр видео, чтение новостей, просмотр профилей в социальных сетях др.)
Проведено не мало научных исследований, которые дали основание полопать что общение в социальных сетях в современном обществе важно для построения отношений в коллективе, но есть и обратная сторона, так же могут возникать трудности и недопонимание.
Мультизадачность как данность, сформировалась в интернет среде из делания поддерживать онлайн связь, одновременно с несколькими людьми или развлечениями при этом ещё контролировать происходящее. Тут уместно упомянуть о таком явлении как Полихронность — данный термин в социальные науки ввёл американский кросс- культурный исследователь Эдвард Твитчелл Холл младший в 1959 году, называя склонность или возможность заниматься одновременно несколькими делами. Такая особенность отмечена им в некоторых культурах.
Согласно Эдварду Твитчеллу Холлу, полихронные культуры ориентированы на настоящее время, общение с людьми, налаживание связей, на семью.
Данную тему так же исследовали К.Кауфман-Скарбороу и Дж. Линдквиста которые выявили что полихронные сотрудники склонны высоко оценивать вероятность того, что они успеют сделать все намеченное на день, им легче работать в условиях острого дефицита времени, так же они легче переключаются с одной задачи на другую и редко откладывают дела на потом.
Обратная же сторона в том, что полихронности не свойственны планирование и пунктуальность, соблюдение сроков и установленных процедур. По мнению Э.Шейна, А.Блюдорна, полихронность может оказывать различное влияние на эффективность человека в зависимости от характера выполняемой им деятельности, например такие профессии как дантист, терапевт, Руководитель, требуют полихронности, что в настоящее время тесно взаимодействует с интернет- технологиями.
Опираясь на вышеизложенные факты, можно предположить, что интернет-технологии будут более эффективны для обучения, способствуя самоподготовке, расширяя образовательную территорию. Открывая возможность работать и учиться без отрыва от работы.
Выводы
Возраст интернет пользователей становится все меньше. Молодежь овладевает новыми возможностями и технологиями быстрее взрослого населения. В связи с этим интернет- технологии все больше входят в жизнь молодёжи. Родители в свою очередь обеспокоены, так как неизвестно какое воздействие в будущем окажет такое раннее освоение интернет- технологий. Данная проблема исследуется в психологии. Большую часть которых исследует факторы, влияющие на интернет зависимость молодёжи и общества в целом.
Литература:
- Бочаров М. И., Симонова И. В. Превентивные средства и методы противодействия негативным воздействиям на личность со стороны информационно-агрессивной среды Интернет // Научный поиск. 2014. № 2.2. С. 6–16.
- Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание со- чинений: в 6 т. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984. С. 244–268.
- Карпова Д. Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 5 (32). С. 208–212
- Козлова Н. С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 274–283.
- Кондратьева Т. В. Воздействие искусственного интеллекта на личность // Человек в системе социокультурный отношений: сборник научных статей. Москва: фонд Новое Тысячелетие. 2000. Вып. 3 С.101–112]
- Минаков A. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/minakov_some_psihological_properties/ (дата обращения 05.03.2018).
- Что такое Интернет? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://znanija.com/task/25351666 (дата обращения 05.03.2018).