В статье анализируются проблема понятия термина «государственный суверенитет» в современном законодательстве РФ. Автор высказывает оценку защищенности государственных символов, как признака государственного суверенитета в российском законодательстве, а также недостаточность этой защищённости, что, в свою очередь, влечёт опасность для института механизма защиты суверенитета.
Ключевые слова: государственный суверенитет, государственные символы, государственный флаг, государственный гимн, государственный герб, ответственность, надругательство над государственными символами, незаконное использование государственных символов.
Понятие «государственный суверенитет» в современной правовой терминологии имеет такие характеристики, как отсутствие ограничений и возможность верховной власти самостоятельно определять и реализовывать свою волю; наличие собственных институтов власти, осуществление властных полномочий без внешнего влияния, давления; осуществление полномочий, отраженных в юридических нормах национального законодательства. И эти, по сути, классические характеристики дополняются новыми признаками. Глобализация привела к созданию единого экономического и политического пространства, которое в свою очередь затрагивают основы национального государства. Понимание суверенитета как независимости во внешних и внутренних делах стал архаичным. Новый подход к пониманию требует учета многочисленных факторов, среди которых Концепция внешней политики РФ [1], в частности выделяют: распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм, нелегальная миграция, коррупция, региональный и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, угрозы информационной безопасности и др. [2, с.6–8]. Но отмечается довольно часто, что для использования термина «суверенитет» необходимо уяснить понятие «государство». [3, с.45–50]
Множественные понятия государственного суверенитета в научной литературе зачастую имеют отличное содержание. Основываясь на определениях суверенитета ведущих конституционалистов [4, с. 167–176] [5 с. 17–19], под «государственным суверенитетом», мы понимаем — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
Важным составляющим элементом государственного суверенитета является государственная символика, которая, в свою очередь, является выражением не только суверенитета страны, но и её самобытности. Символика России отражает многонациональность культур и традиций, а также патриотическую и историческую ценность, отражает духовные и нравственные черты нации, стремление к самостоятельности развития. Символика включает в себя флаг, герб и гимн страны. Суверенность заключается в том, что только государство имеет исключительное право на установление своих символов. Учреждаются они в главном нормативно-правовом акте страны — Конституции. Сегодня в России отсутствует легальное определение государственного символа. Сообразно этимологии слова «символ» в самом общем смысле под государственным символом можно понимать объект, который установлен уполномоченным органом государства в пределах его компетенции для выражения в овеществленной форме государственного суверенитета.
Согласно Конституции РФ (ст. 70) государственный флаг, герб, гимн России, их описание и порядок официального использования устанавливается федеральными конституционными законами. Они приняты 25 декабря 2000г., вступили они в силу со дня их официального опубликования. [5, ст. 11] [6, ст. 12] [7, ст. 13] Несмотря на значение государственных символов, в Конституции РФ им посвящена лишь ч.1 ст.70., которая представляет собой лишь отсылку к федеральным конституционным законам. Иное положение занимал статус государственных символов в Конституциях СССР, где им была выделена целая глава. Например, Конституция СССР 1936г., где 12 глава, состоящая из 3 статей, посвящена государственным символам, за исключением того, что в этой главе говорится о флаге, гербе и столице СССР.
Установление государственных символов кем-либо еще, помимо государства,- невозможно. Также атрибуты государственного суверенитета находятся под защитой государства, т. е. неуважительное отношение к ним и, тем более, их осквернение влечёт административную и уголовную ответственность. [8, с. 125–126]
Нередки случаи, когда коммерческие организации, индивидуальные предприниматели при осуществлении своей деятельностью используют государственную символику РФ. Вместе с тем, государственные символы РФ находятся под охраной действующего законодательства, и за их неофициальное использование предусмотрена административная ответственность. В федеральных конституционных законах предусмотрены все случаи использования флага, гимна и герба. А статьёй 17.10 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность за все остальные случаи, которые влекут «наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей».. [9, ст. 32.14] Надругательство над гербом или флагом РФ влечёт уголовную ответственность по ст. 329 уголовного кодекса РФ: «наказывается ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года». [10, ст.361].
Но необходимо отметить, что в УК РФ статье 329 закреплена ответственность только за надругательство над государственным флагом и гербом РФ, а административная ответственность предусмотрена за нарушение официального использования, как герба, флага, так и гимна РФ.
Севастопольская история с исполнением гимна РФ в далекой от официального образца побудила законодателей инициировать соответствующий законопроект. Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов обещает внести в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за надругательство над этим символом государства. Но отметим, что все предыдущие попытки дополнить уголовный кодекс таким составом не увенчались успехом. Камнем преткновения стала возможная формулировка, которая бы позволяла определить, что именно следует считать надругательством над таким сложным государственным символом, как гимн, и которая позволяла бы адекватно её применять. Этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным и требует внимания законодателей.
Но наличие символов, таких как герб, гимн и флаг, не всегда свидетельствует о суверенитете. Отсутствие суверенитета субъектов РФ влечёт за собой негосударственный характер соответствующих элементов, внешне схожих с признаками государства. На данном этапе идут споры по поводу придания символам субъектов РФ значения «государственные». Законодатели субъектов пытаются закрепить данный статус своих символом, что в свою очередь противоречит федеральным конституционным законам. Сохранение подобных норм является рудиментом периода формирования федеральных отношений, а также нежелания обострять отношения между центром и субъектами, не давая использовать скорее формальную, нежели существенною норму в популистских целях сепаратистки настроенным регионам. [11, с. 30]
Таким образом, государственный суверенитет РФ находит своё формальное выражение в символах государственности — гимне, гербу, флаге. По этим признакам внутри страны и на международной арене определяют государственный характер тех или иных объектов. Охрана этих символов является частью сохранения государственного суверенитета от современных угроз: радикализация общественных отношений, сепаратистские настроения, терроризма. Защита государственных символов — это путь к созданию полноценного института по защите государственного суверенитета, а значит и к сохранению независимости и самобытности. [12, с. 5–10]
Литература:
1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.) 2232–01–12–2016
- А. Р. Симонишвили Проблемы понимания суверенитета государства в современных условиях// международное публичное и частное право. 2014. N 1. C. 6–8.
- Морозова А. С., Карасев А. Т. Некоторые подходы к пониманию государственного суверенитета // История государства и права. 2014. N 20. С. 45–50.
- Страшун Б. А. Суверенитет государства в современном национальном, международном и наднациональном праве // Lex russica. 2016. N 7. С. 167–176. Пастухова Н. Б. О некоторых особенностях государственного суверенитета в системе современных международных отношений // Юридический мир. 2014. N 3. С. 17–19.
- Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) «О Государственном гимне Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. Ст. 11.
6. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) «О Государственном гербе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. Ст. 12.
7. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // СЗ РФ. 200. Ст. 11.
- Зенков М. Ю. Основы государственного управления. 2016. С.125–126.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СЗ РФ. 2001. Ст.32.14
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 1996. Ст. 361
- Павлов С. Ю. Субъекты Российской Федерации в свете теории признаков государства. 2010. С.30.
- Красинский В. В. Государственный суверенитет: гносеологический аспект проблемы // Современное право. 2015. N 7. C. 5–10.