В рамках инициативы «Один пояс и один путь» просматриваются долговременные задачи по усилению влияния Китая на евразийском пространстве. Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона. Россия заинтересована в сотрудничестве с КНР в рамках проекта. Статья посвящена характеристике проекта КНР «Один пояс и один путь» и его влиянию на развитие экономики России.
Ключевые слова: КНР, Российская Федерация, «Один пояс один путь», ОПОП, «Экономический пояс Шелковый путь», ЭПШП.
Изложение основного материала. О создании проекта «Один пояс и один путь» председатель Китайской Народной Республики — Си Цзиньпин впервые заявил в сентябре 2013 года. Эта инициатива КНР является частью общей китайской политики по развитию региональной интеграции в отношении своих соседей и призвана сформировать между государствами региона тесные отношения в политической, экономической и гуманитарной сфере [5].
Усилия КНР по созданию проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) повлекут за собой существенные изменения в логистической сфере по всей Евразии. Территориально проект охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию. Продвигая «Шелковый путь» и подобные проекты в Западной и Южной Азии, КНР в еще большей степени обращается на Запад [7]. Помимо решения внутренних экономических проблем КНР, инициатива ЭПШП направлена на усиление авторитета Китая на мировой арене и укрепление зоны его экономического влияния. Экономическое сотрудничество в рамках проекта ЭПШП даст возможность стабилизировать политику сдерживания КНР, внедряемую Соединенными Штатами и их союзниками против Китая.
При реализации концепции ЭПШП КНР рассматривает Российскую Федерацию в виде основного партнера. Для России взаимодействие с КНР в рамках проекта открывает возможности по модернизации неразвитых регионов Сибири и Дальнего Востока, которые нуждаются в современной инфраструктуре и инвестициях, поэтому Россия принимает активное участие в проекте «Один пояс и один путь».
Стоит сказать, что внешнеэкономические связи между Китаем и Россией вышли сегодня на уникальный в их истории уровень. Задачи РФ на китайском направлении связаны с эффективным использованием ресурсов «мирного возвышения» Китая и углублением стратегического партнерства. Китай же делает ставку на дальнейшее сближение с Россией для обеспечения на севере стабильности и прочного стратегического тыла, инвестиционного, торгово-экономического энергетического сотрудничества.
В настоящее время через РФ проходит два маршрута, которые могут быть включены в проект. Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по Транссибирской магистрали через европейскую Россию в Европу; другой следует из западного Китая через Казахстан и Россию в Европу [2].
Применению и развитию транзитного потенциала Транссибирской магистрали длительное время не уделялось необходимого внимания. В последние годы ситуация изменилась. За 2015 год объем транзита по магистрали вырос в сравнении с 2014 годом почти на 90 %. В настоящий период магистраль поддерживает маршруты из КНР в города Европы — Мадрид, Пардубице, Гамбург, Дуйсбург, Варшаву, Лодзь. Существует контейнерный маршрут по Транссибу в Финляндию. От границы КНР до Финляндии железнодорожный состав идет 8 суток.
Также в рамках ЕПШП возводится железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян, который даст возможность перевозить грузы из КНР на Транссиб через Еврейскую автономную область [8].
Новым железнодорожным маршрутом из КНР в РФ является Гуанчжоу — Ворсино Калужской области, который заработал с февраля 2016 года. Маршрут планируется продлить через Брест в Европу. В 2016 году в «Ворсино» прибыло 3 железнодорожных состава. В ближайшее период времени их количество вырастет до 4–6 раз в месяц. За короткое время в Ворсино был возведен современный транспортно-логистический комплекс. Железнодорожные составы к нему приходят уже из двух точек КНР — из Гуанчжоу (провинция Южный Китай, Гуандун) и порта Далянь. Существование этого транспортного маршрута будет дополнительным мотивом для размещения производств на всем протяжении железнодорожного пути, а также в самой Калужской области [4].
Стоит сказать, что в конце 2016 года с терминала компании «Томские транспортные линии» был запущен контейнерный экспресс по железнодорожному маршруту Томск — Забайкальск — Китай [1]. Кроме стандартных преимуществ грузового экспресса (формирование маршрута и скорость доставки), удалось решить вопрос по разгрузке Степановского переезда в Томске.
Важнейшим инфраструктурным проектом, имеющим основополагающее значение для развития экономического партнерства РФ и КНР, является строительство железнодорожного моста через реку Амур. Обе стороны намерены провести все требующиеся меры для ускорения окончания строительства этого проекта такого железнодорожного моста в прилегающих к Амуру районах Нижнеленинское — Тунцзян. Финансовым оператором данного проекта выступил Российско-китайский инвестиционный фонд, сформированный Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation. Оператором в проекте возведения моста с российской стороны является ООО «Рубикон».
Значительный потенциал есть и у другого трансконтинентального маршрута, проходящего через РФ. Товарообороты, проходящие из КНР в Европу через Россию и Казахстан, только два раза пересекают таможенную границу (из КНР в ЕАЭС и из ЕАЭС в ЕС), идут без каких-то дополнительных остановок и с единой весовой нормой от КНР до Польши.
Потенциал для взаимодействия ЭПШП и ЕАЭС на российском направлении огромный. Возможно, в плане проведения стыковки северного направления «Шелкового пути» с проектом РФ «Трансевразийский пояс RAZVITIE» и программой развития Транссиба и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Стоит сказать, что оба сухопутных проекта являются конкурентами морского транспорта. А распределение грузов по маршрутам будет следующим образом: с запада Китая, из Урумчи, крайне невыгодно везти товары через Забайкальск, с востока, из Харбина — через Казахстан. Так, оба проекта действуют взаимосвязано, расширяя действующие рынки и формируя новые [5].
По мнению ряда экспертов, увеличение поставок товаров, в том числе транзита через РФ, с помощью сухопутного транспорта по маршруту КНР — Европа реально, если развить инфраструктурные возможности и увеличить пропускную способность.
Специалисты также отмечают наличие проблемы дисбаланса недозагрузки железнодорожных составов при следовании по обратному пути. Еще одна проблема — капиталовложения. Участники нового Шелкового пути, которые принимают участие в проекте в качестве транзитных пунктов, пока опасаются активно вкладываться в проект, поэтому основная финансовая тяжесть ложится на КНР. Выдержит ли китайская экономика это испытание, особенно в сегодняшних условиях, мы увидим в будущем [5].
Что касается маршрута северного пути, то онзаключается в трех сферах. Во-первых, он представляет собой кратчайший коридор между Северо-Восточной Азией и Западной Европой. Во-вторых, вдоль маршрута располагаются многочисленные перспективные месторождения энергоносителей. В-третьих,— прибрежное государство Россия — характеризуется единством и политической стабильность.
Русская Арктика богата энергоресурсами, а таяние льдов в районе арктических маршрутов, тем более на участке СМП, предоставляет Китаю возможность доступа к дополнительному источнику ресурсных месторождений и еще один путь транспортировки.
Россия надеется на новое возрождение маршрута и реализацию своих великих целей и задач в сфере его развития. Развитие СМП с опорой на китайскую стратегию «Пояс и путь» предоставляет самому маршруту новый шанс. Хотя включенные в китайскую стратегию три евроазиатских коридора (два наземных и один морской) и могут стать серьезными конкурентами транзитного судоходства по СМП, однако возможное включение проекта развития СМП в китайскую стратегию, да и сами планы его модернизации позволят смягчить риски острого соперничества и найти пути преодоления трудностей развития. Так что можно считать, что у проекта развития Северного морского пути и стратегического плана «Один пояс, один путь» есть черты взаимодополняемости.
Но пока Фонд Шелкового пути особенно активно вкладывает инвестиции в проекты на территории РФ. Два крупных инвестиционных проекта в РФ в рамках ЭПШП — это выкуп 10 % нефтехимического холдинга «Сибур» и около 9,9 % акций проекта компании НОВАТЭК по производству СПГ «Ямал СПГ». На данный момент это единственный практический итог сотрудничества России с ЭПШП. Участие КНР в этих российских проектах можно расценивать как «политические инвестиции» в партнерские отношения между лидерами КНР и РФ [3].
Тем не менее, Россия заинтересована в участии в ЕПОП. Это благоприятно влияет на создание возможностей для ее участия в транспортно-логистической сети Евразии, что позволит обеспечивать дополнительные возможности для транзита и предоставления логистических услуг, а также для выхода России на новые рынки. Реализация проектов ЭПОП будет укреплять промышленную кооперацию между странами региона, формируя возможности для создания добавленной стоимости, создания новых экономических кластеров.
Выводы. Итак, концепция «Один пояс, один путь» определила один из основополагающих векторов во внешней политике Китая. Образовавшийся вектор является совокупностью практических проектов в экономике и культурно-гуманитарном направлении, привлекая большое число государств Евразии. Потенциал для взаимодействия ЕАЭС и ЭПОП в российском направлении велик. РФ заинтересована участвовать в этом китайском проекте. Это сформирует возможности для ее вхождения в транспортно-логистическую сеть Евразии, что позволяет обеспечить дополнительные условия для транзита и оказания логистических услуг, а также расширит возможности поиска новых рынков товаров.
Литература:
- Из Томска отправился первый грузовой экспресс в Китай. — URL: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/iz-tomska-otpravilsya-pervyy-gruzovoy-ekspress-v-kitay/ (дата обращения: 15.04.2018)
- Инвестиции в развитие и интеграцию. Евразийский банк развития. — URL: http://www.eabr.org/r/press_center/press_releases/index.php?id_4=496241 (дата обращения: 15.04.2018)
- Китай собирает в путь. — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/05/15/59159e0d9a7947318586f81f (дата обращения: 15.04.2018)
- Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). М.: Научный эксперт, 2016. — 130 с.
- Новый Шелковый путь: как Китай изменит экономическую карту мира. — URL: https://www.south-insight.com/shelk (дата доступа:15.04.2018)
- Путь из китайцев в европейцы. Кто и зачем возрождает древнюю торговую дорогу. URL:https://lenta.ru/articles/2015/10/22/silkway/. (дата обращения: 15.04.2018)
- Фролова И. Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шёлкового пути»: развитие, проблемы, перспективы // Проблемы национальной стратегии. — 2016. — № 5 (38). — С.47–67
- Шелковый путь: безальтернативность северного маршрута. URL:http://www.ritmeurasia.org/news--2016–06–30--shelkovyj-put-bezalterna tivnost-severnogo-marshruta-24422 (дата обращения:15.04.2018)