Статья посвящена рассмотрению международной и национальной безопасности в стратегии Российской Федерации на международном и общеевропейском уровне в современных условиях. Также рассматривается аспект международной безопасности в борьбе против терроризма.
Ключевые слова: международная безопасность, международный терроризм, военная угроза, политическое сотрудничество, общеевропейская безопасность.
Человечество с древности испытывало насущную потребность в обеспечении безопасности — общества, государства, жилища, семьи, детей. На генетическом уровне в человеке укрепился феномен безопасности дома (дом — крепость), женщин, детей. По словам известного американского писателя Э. Хемингуэя, обеспечить безопасность — значит увернуться от опасности. Есть множество русских пословиц, связанных с безопасностью личности — «Бережёного Бог бережёт» и т. п.
В межгосударственных отношениях существует феномен международной безопасности (МБ). МБ представляет собой совокупность угроз и средств противодействия угрозам, применению и потенциальному применению вооруженного и иных форм насилия — по своим масштабам выходящих за пределы национальных государств. Структурно МБ подразделяется на военную, экономическую, продовольственную, экологическую, энергетическую, информационную, финансовую, социально-политическую и духовно-нравственную безопасность. Каждый структурный компонент МБ может стать предметом самостоятельного научного исследования.
Национальная безопасность (НБ) представляет собой совокупность государственных мер по противодействию вызовам и угрозам, обеспечению жизненно важных интересов общества. В последние годы обеспечение НБ стало стратегическим направлением внутренней и внешней политики Российского государства.
Проблематика НБ РФ неразрывно связана с общеевропейской, а шире — с международной безопасностью [1]. В современном мире все социально-экономические и политические процессы настолько взаимосвязаны, что национальная безопасность любого государства часто трансформируется в безопасность региона и даже более масштабную. Примерами тому стали события на Украине, в Сирии и ряде других регионов. Существует угроза перерастания региональных конфликтов в международные с применением современного вооружения и с вовлечением в конфликт многих акторов.
К сожалению, Запад продолжает использовать обветшавшие мифы времен холодной войны о российской «военной угрозе». В интервью газете Le Figaro В. Путин высказался по вопросу международной безопасности: «Не нужно ничего нагнетать, не нужно придумывать мифических российских угроз, каких-то гибридных войн… Сами напридумывали, а потом сами себя пугаете и на этой основе еще и формулируете перспективы политики. Нет у такой политики никаких перспектив — есть перспектива только в одном: в сотрудничестве по всем направлениям, в том числе по вопросам безопасности» [3].
Крайне важно осознать, что отторжение России от Европы наносит экономический, политический и военный ущерб не только и не столько России, обладающей огромными природными ресурсами и необходимым человеческим потенциалом, а, прежде всего, Европе, испытывающей экономические трудности от собственных антироссийских санкций.
В последнее время антироссийская риторика и политика лидеров ряда ведущих стран Запада достигла беспрецедентных масштабов и напряжения, что позволяет говорить о возобновлении Западом новой «холодной войны». Впрочем, она не прекращалась даже в периоды относительной нормализации отношений России и Запада. Даже если бы не произошло воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года. Запад нашел бы повод для обострения отношений с Россией, которая стала на путь самостоятельного развития, без оглядки на инструкции Вашингтона, Лондона, Берлина и Парижа. Запад вновь делает главную ставку на силовое разрешение противоречий в мировой политике, что чревато самыми серьезными последствиями, в том числе и для Запада. Наша страна имеет все возможности, включая современные виды вооружений, чтобы дать отпор любому агрессору.
США и Англия оказались в авангарде антироссийских сил. Вашингтон утратил ведущие позиции в мировой политике, уступил первенство в экономической гонке Пекину. Противоречия двух мировых гигантов усугубляются обострением развернувшейся между ними торговой войны. Лондон до сих пор не может смириться с крушением некогда могущественной Британской империи и любыми способами стремится покачать дряблыми мускулами, не гнушаясь самыми наглыми обвинениями и выпадами в адрес России.
В реальности за всеми антироссийскими акциями скрывается стремление Запада прикрыть собственные преступления и агрессивные намерения. НАТО в Прибалтике и Польше разместили 10-тысячный воинский контингент, имеющий все виды современных наступательных вооружений. Активизируется деятельность военных флотов США и других стран НАТО в Чёрном и Балтийском морях. По периметру российских границ размещены американские военные базы. В таких условиях легче всего валить с больной головы на здоровую, чем и заняты западные политики. К оголтелой антироссийской риторике присоединяются новые члены НАТО — страны Прибалтики, видящие угрозу собственной независимости со стороны России. Хотя лучшим способом поведения для них было бы сохранение нейтралитета и добрососедских отношений с Россией.
Гораздо более конструктивной политической линией могло бы стать объединение усилий для борьбы с международным терроризмом. В 2017 году количество убитых и раненых в результате терактов в мире составило свыше 32 тыс. человек. Ежегодно в мире совершается более 1600 терактов. В России в 2017 году было предотвращено 25 терактов, совершено четыре [4]. Именно здесь — большое поле совместной деятельности России и Запада. ВКС России фактически в одиночку ведут борьбу с международным терроризмом в Сирии, где международная коалиция во главе с США более четырех лет не может одержать победы.
Особое место в контексте безопасности России занимает Европа. НБ РФ как фактор общеевропейской безопасности имеет геополитический аспект при рассмотрении России как органической части Большой Европы. Под данной формулировкой есть исторические и идеологические основания: евразийская идеология получила распространение в России благодаря осознанию российского пространства как европейско-азиатского.
Актуальность проблемы состоит также и в том, что в ХХ веке Европа дважды становилась ареной самых кровопролитных войн, унесших десятки миллионов жизней и вызвавших колоссальные разрушения в России (СССР) и в Европе. Поэтому так остро воспринимается угроза новой большой войны в Европе даже через 70 с лишним лет после ее окончания (в отличие от США, не воевавших на своей территории в ХХ столетии). Кроме того, история ХХ века, особенно история Второй мировой войны, подвергается в последние годы массированным фальсификациям со стороны западных политиков и историков, стремящихся умалить роль СССР в разгроме германского фашизма и японского милитаризма и возвеличить роль Запада [2].
С 1930-х годов при непосредственном участии СССР в Европе формировалась конструктивная идея коллективной общеевропейской безопасности, которая в силу ряда обстоятельств не получила воплощения на практике. Силы агрессии и войны оказались мощнее сил мира и безопасности. Война победила мир. Вторая мировая война ввергла Европу в хаос и разрушение. Длительное время европейские и советские политики искали приемлемую формулу для выстраивания нового типа сотрудничества по линии Восток — Запад. Уникальным историческим событием во взаимодействии Европы и СССР стал Заключительный акт СБСЕ в Хельсинки в 1975 году. К сожалению, отношения на основе новых принципов взаимодействия по ряду причин не были реализованы в полной мере. Однако опыт подобного сотрудничества требует возвращения к истокам, к формированию пространства Хельсинки-2.
Современное противостояние России и Запада достигло высшей степени конфронтации, чреватой самыми негативными последствиями для европейских государств. Против нашей страны используется весь идеологический арсенал Запада — от фальсификации исторического прошлого до прямых угроз и провокаций. В настоящее время особо остро стоит вопрос о создании эффективной системы коллективной безопасности.
Система эффективной коллективной безопасности предполагает выполнение ряда условий. Во-первых, неприменение силы, гарантии безопасности, взаимное доверие, конструктивный диалог без взаимных обвинений. Во-вторых, совершенствование международного законодательства по обеспечению международной безопасности, особенно в деле определения агрессора. В-третьих, тесное взаимодействие европейских и российских структур в сфере безопасности, максимальная открытость в движении навстречу друг другу. Европа и Россия имеют общего врага — международный терроризм, против которого необходимо объединить усилия. В-четвертых, формирование благоприятной общеевропейской экономической и военно-политической среды с распространением позитивного европейского опыта на международные отношения в целом. В-пятых, укрепление роли ООН как международной организации, призванной обеспечивать международную, в том числе европейскую, безопасность. В-шестых, в перспективе (не обязательно дальней) возможно подписание договора о европейской безопасности с участием РФ, а также соглашение между ЕС и ЕАЭС о едином экономическом пространстве.
К сожалению, в современной Европе не осталось политиков такого масштаба, образа государственного мышления и стратегического действия, способных осознать необходимость укрепления взаимодействия с Россией в решении сложных и противоречивых международных проблем. Многие высказывания и решения ряда западных политиков можно классифицировать на грани бредовых, не имеющих ничего общего с реальностью. На такой сомнительной политической основе невозможно строить не только конструктивное сближение России и Запада, но и в целом нормально сотрудничать. Россия никогда не принимала и ныне не приемлет разговор с позиций силы, от кого бы он ни исходил, любые формы давления со стороны других государств.
Многовековой опыт сотрудничества России и Европы показывает, что нас сближают не только общие исторические корни, но и многое в современной жизни. Это — общие проблемы борьбы с терроризмом, экология, транспорт, безопасность, миграционные процессы, общая ответственность за состояние дел в Европе и в мире.
Вне всяких сомнений, Европа постепенно придет к осознанию того, что настало время самостоятельно без оглядки на Вашингтон определить собственный исторический путь, выбрать новый вектор развития, в котором не последнее место будет принадлежать России. Россия неизменно сохраняет и охраняет исторические культурные ценности, связанные с состоянием нравственности, с семьей, воспитанием детей. Европе, отходящей от традиционных идеалов и ценностей, есть чему поучиться у России в сфере духовно-нравственной составляющей государственной безопасности.
Литература:
- Ляхов Е. Г. Безопасность государства и Мирового сообщества: теоретико-правовая формула обеспечения в XXI веке / Е. Г. Ляхов, А. А. Алимов.- Челябинск: Цицеро, 2015; Костин В. И. Национальная безопасность современной России: экономические и социокультурные аспекты.- 3-е изд./ В. И. Костин, А. В. Костина.- М.: URSS, ЛЕНАНД, 2016; Голуб Ю. Г. Европейская безопасность в новых условиях взаимодействия России и Запада / Ю. Г. Голуб, Д. С. Алексеев // Современная Европа.- 2017.- № 2.- С.55–64, и др.
- Мединский В. Р. Мифы о России / В. Р. Мединский.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
- Le Figaro.- 2017.- 2.06.
- Бойко А. Шойгу объяснил, кто раздувает гонку вооружений / А. Бойко // Комсомольская правда.- 2018.- 6 апреля.