В статье рассматриваются изменения в социальной, экономической, политической и духовной сферах, создание художественно-творческого образовательной среды, интеллектуальный потенциал школьников повышающее интерес к обучению, деятельность родителей и классного руководителя.
Ключевые слова: семья, школа, классный руководитель,родитель.
Введение. Внаше время изменения происходят во всем — в социальной, экономической, политической и духовной сферах. Развивается общество вправе ожидать от педагогов глубоких педагогических результатов, которые определяются уровнем обученности, воспитанности и развития подрастающего поколения. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы, а также в трудах известных педагогов.
Создание художественно-творческого образовательной среды, где каждый ребенок чувствует свою талантливость, достигает уровня определенного творческой одаренности.
Активная творческая деятельность повышает интеллектуальный потенциал школьников, повышает интерес к обучению, положительно влияет на формирование моральных качеств и мировоззрения.
О ком чаще всего говорят и вспоминают ученики? Кто для них авторитет после родителей? Конечно, это классный руководитель, который выступает и другом, и советчиком для малышей. Его деятельность предусматривает:
– обеспечение жизни и здоровья учащихся;
– усвоения учащимися учебной программы;
– создание положительного, здорового психологического микроклимата;
– воспитание чувства патриотизма, формирование гражданско-правового опыта;
– профилактическую работу с учащимися группы риска.
Личностно ориентированный подход к воспитательному процессу, отработана система художественно-творческой деятельности учащихся начальной школы позволяют выявить талантливых учащихся; достичь высоких результатов благодаря участию в различных фестивалях, конкурсах, смотрах художественной самодеятельности.
Для реализации воспитательных проектов требуется творческая личность, поэтому учителя уделяют значительное внимание индивидуальной работе с одаренными детьми, создают условия для достижения и реализации их талантов.
Для создания акмеологического воспитательной среды нужно разработать модель успешной личности учащихся, где были бы учтены направления работы и конечный результат воспитательной деятельности. Четкое представление о том, каким должен быть современный школьник, позволит воспитать креативную, гармонично развитую, самодостаточную и счастливую личность.
Известно, что влияние семьи сильнее по сравнению со школой, улицей, средствами массовой информации. Совместно с родителями, учителями и администрацией школы заведения решаются вопросы по организации содержательного досуга учащихся начальной школы во время каникул. Родители вместе с классными руководителями готовят и разрабатывают сценарии праздников, игр, организуют познавательные экскурсии, походы. Итак, укрепляется связь между семьями и школой, а это — залог воспитания здорового, всесторонне развитого успешной, а главное — счастливой личности.
Семейные ценности, формируются в течение долгого времени и передаются из поколения в поколение, имеют особое значение для каждого человека, общества, государства. Нельзя заставить ребенка быть успешной и счастливой. Ее можно только научить жить в любви к другим: родителей, друзей, одноклассников.
По своим формам и методам воспитания опирается на народные традиции, а также на лучшие достижения национальной и мировой педагогики: самый действенный воспитательную силу имеет семья, где закладываются ценностные ориентиры на будущее. Именно семья является носителем добра, милосердия, любви и уважения к старшему поколению.
В школе стали популярными проведения семейных праздников и встреч. Таким образом, происходит и укрепляется связь между поколениями. Родители узнают своих детей, имеют возможность взглянуть на них под другим углом зрения. А они, в свою очередь, учатся понимать значение семьи в жизни человека. Лучший способ привить ребенку семейные ценности — это родственные собрание, где царят любовь, уважение и благодарность.
Важное значение в работе с учащимися начальных классов уделяется созданию индивидуальной программы воспитательной работы с классом. Содержание программы — формирование общечеловеческих ценностей, позитивного отношения к жизни. Она помогает шаг за шагом решать ряд вопросов, связанную с воспитанием учащихся начальных классов. Программы созданы с учетом возрастных особенностей детей определенного возраста.
Вывод. Основные потребности учащихся 1–4-х классов состоят в общении, дружбе, признании со стороны сверстников, родителей и учителей позитивного отношения к жизненным явлениям.
Литература:
- Занкова Л. В. Развитие школьников в процессе обучения, — М., Просвещение, 2007г.
- Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов, — М., Академия, 2005г.
- Артюхова, А. П. Семья и школа: поиски, находки.// Классный керивник.- 1999.- № 5. — С. 54.
- Бестужева, И. Что делать родителям в школе? // Классный руководитель — + 1997.- № 1. — С. 94.
- Гейко, В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа — 1999. № 3. — С. 60.