В рамках данной статьи автором были рассмотрены сущностные аспекты понятия «городское поселения», кроме того, были выявлены ключевые проблемы их развития. Так же, автором было рассмотрено значение стратегического управления в развитии городских поселений.
Ключевые слова: городское поселение, город, урбанизация, стратегическое управление.
Городские поселения на текущий момент составляют основу экономического потенциала Российской Федерации, что обуславливает актуальность изучения проблем их развития и выработку мер по преодолению выявленных проблем. Прежде всего необходимо рассмотреть сущностные основы выбранной проблематики.
Так, в соответствие с законодательством Российской Федерации, городское поселение — это один из типов муниципального образования, город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [1]. В состав данного типа муниципального образования входят также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории посёлков и сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Изучение проблем развития городских поселений особенно важно с учетом происходящей урбанизации территории РФ. Урбанизация — это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений [2]. Отметим, что Россия относится к числу стран с высоким уровнем урбанизации (доля городского населения превышает 75 % от всего населения страны) [3, с. 60]. При этом, согласно данным Росстата количество городских поселений в России по состоянию на 1 января 2017 года составляет 1589 [4].
Анализ существующих публикаций в рамках выбранной проблематики показал, что имеющиеся проблемы развития городских поселений в целом можно классифицировать на:
‒ экономические;
‒ социальные;
‒ градостроительные;
‒ экологические.
В рамках данной статьи нами будут рассмотрены наиболее серьезные, на наш взгляд, современные проблемы экономического развития городских поселений в РФ.
Рост численности трудоспособного городского населения (преимущественно концентрированный) происходит более динамично по сравнению с ростом рабочих мест — таким образом, растет уровень безработицы, что при самом негативном развитии событий может стать катализатором социальных волнений, роста уровня преступности и общего падения уровня жизни. Кроме того, имеет место разрастание теневого сектора экономики в рассматриваемых муниципальных образованиях, что оказывает значительное негативное воздействие на формирование бюджета регионов и страны в целом [2].
Отметим, что инфраструктура большинства российских городских поселений в принципе не рассчитана на столь огромную численность — по словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева «износ основных фондов систем российского жилищно-коммунального хозяйства составляет около 60 %» [5]. Кроме сферы ЖКХ, низкий уровень развития городской инфраструктуры характерен и для транспортной и других сфер общественной жизни [6, с. 1].
Наряду с простым износом инфраструктуры российских городских поселений в последнее время остро встает проблема её морального устаревания и несоответствия общемировым градостроительным тенденциям. Так, в большинстве российских городских поселений (кроме столиц) отсутствуют городские общественные пространства современного типа (рис. 1), благоустройство улиц и центральных площадей следует устаревшим стереотипам. Внешний вид российских улиц портит «визуальный мусор» − обилие рекламы и вывесок, культурная программа в регионах ограничивается празднованием Дня Города и Нового Года [7]. Данные факторы значительно снижают экономический потенциал российских городских поселений, отталкивая потенциальных перспективных работников (молодые специалисты) и туристов.
Говоря о связи инфраструктуры российских городских поселений и их экономического развития невозможно не упомянуть о значении инновационной инфраструктуры — катализатора инновационного развития муниципальных образований и всей территории РФ в целом. Развитие городских поселений невозможно без развития и финансирования технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, а также без привлечения и развития кадровых ресурсов. В настоящее время инновационная инфраструктура российских городских поселений остро нуждается в модернизации и больших объемах финансирования, что создает значительную проблему на пути инновационного развития нашей страны [8, с. 48].
Рис. 1. Современное общественное пространство
Износ производственной инфраструктуры городских поселений вызывает значительное ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь оказывает негативное влияние как непосредственно на состояние здоровья населения, так и на эстетическое качество городского пространства. Кроме того, можно отметить практически полное игнорирование роли маркетинга и брендинга территорий в развитии городских поселений со стороны органов местного самоуправления, что снижает привлекательность муниципальных образований в качестве мест потенциальной миграции трудоспособного населения и туристических объектов [6, с. 2].
Качественное развитие городских поселений зависит не только от объемов финансирования, но и во многом от качества управления, осуществляемого местными органами власти. На данном этапе развитие городских поселений подразумевает обязательное использование механизмов стратегического управления и разработку стратегического плана развития города (поселка). По мнению исследователей проблемы стратегического управления российскими городами, региональные органы местного самоуправления не имеют четкого представления о сущности, структуре и роли стратегического плана, а практическая работа в области стратегического планирования подменяется неконструктивными обсуждениями и бюрократическими проволочками [9, с. 33].
Развитие городских поселений — процесс, который рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей и учитывает современный уровень развития, особенности конкретного муниципального образования, производственную структуру, географическое положение, производственную специализацию, политическую, экономическую и институциальную составляющие [9, с. 33]. Исходя из данного определения очевидно, что решение совокупности проблем развития городских поселений на современном этапе возможно только с применением методологии стратегического планирования, что требует существенных кадровых, нормативных и др. изменений в административных органах местного самоуправления.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Урбанизация населения [Электронный ресурс]. — URL: http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/urbanizaciya.html (дата обращения: 16.04.18).
- Коломак Е. А. Ресурс урбанизации в России // Пространственная экономика. 2015. № 4. С. 59–74.
- Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/1-adm_2017.xls (дата обращения: 16.04.18).
- Урбанизация в России [Электронный ресурс]. — URL: http://lawinrussia.ru/content/urbanizatsiya-v-rossii (дата обращения: 16.04.18).
- Штеменко К. С., Маслова В. О. Проблемы экономического развития средних городов и способы их решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 1–1 (120). С. 1–5.
- Пустые площади, неуютные дворы, визуальный мусор: 10 проблем русских городов [Электронный ресурс]. — URL: https://daily.afisha.ru/cities/5400-pustye-ploschadi-neutnye-dvory-vizualnyy-musor-10-problem-russkih-gorodov (дата обращения: 16.04.18).
- Боброва Т. Н., Кузнецова А. И. Проблема развития инновационной инфраструктуры города // Вестник Московского университета имени СЮ Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №. 2 (13). С. 47–51.
- Павленков М. Е., Лабазова Е. В. Проблемы управления развитием города // Инновации в менеджменте. 2014. № 1. С. 32–35.