Работа посвящена изучению актуальности экологических проблем, связанных с делинквентным поведением молодежи, произведено сравнение понятий «делинквентное поведение» и «девиантное поведение».
Ключевые слова: делинквентное поведение, окружающая среда, экологическое образование, экологическое воспитание, молодежь
Актуальность изучения вопросов связанных с делинквентным поведением обусловлена ситуацией развития современного общества, в процессе которого возникает рост напряженности, появляется многообразие стрессовых ситуаций, которые видоизменяют условия жизни и поведения молодежи. Стабильность отсутствует, процесс социальных сдвигов усиливает негативные тенденции, чем создает условия для закрепления делинквентного поведения, и как следствие деградацию, саморазрушение. Каждый человек в течение своей жизни осознанно или бессознательно совершает поступки, которые в той или иной мере переходят черту социальных норм. Особенно, это касается молодежи как психологически неустойчивой группе.
В настоящее время в России мы часто наблюдаем нарушение экологических законов, в том числе и среди молодежи. Судами было рекомендовано разделить экологические преступления и экологические проступки в ходе рассмотрения уголовных дел, ту деятельность, за которой установлена административная ответственность.
Экологически неблагополучными признаются около 15 территорий в России. По мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15–16: в год, тем самым значительно опережая темп роста ВВП. Экологи также считают, что в некоторых регионах от 35 до 60: питьевой воды не соответствует санитарным нормам. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров. В этих условиях значительно вырастает роль правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, а также экологической науки, экологического образования и воспитания. [2]
Процесс социальных сдвигов и постоянная нестабильность усиливают негативные тенденции, провоцируя возникновение делинквентного поведения, и как следствие деградацию, в том числе уничтожение окружающего мира.
Для дальнейшего изучения данной проблемы необходимо дать определение понятию «делинквентное поведение». Специалисты используют следующие синонимы данного понятия: отклоняющееся, неадаптивное, ассоциальное, патологическое, аддиктивное и т. д.; самих же подростков называют «детьми группы риска», «трудными подростками». В литературе отмечают, что трудный подросток выступает не только лишь правонарушителем, но и человеком, который обладает невротическими симптомами. Этот факт является следствием отсутствия строгого определения и четкого разграничения понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, обозначая тенденцию перехода от одной категории в другую.
Ученые Альберта Бандура, Альфреда Адлера, Лева Семеновича Выготского, Беличевой Светланы Афанасьевны, Лидии Ильиничны Божович, дающие определениепонятию «девиантное поведение», обращают внимание на то, что у человека происходит нарушение социальной регуляции поведения и дефектность психической саморегуляции. Отметим, что зарубежные исследователи «девиантное поведение» отождествляют с «делинквентным».
В отечественной литературе встречается мнения, что патология подросткового периода не является фатальной. Она обусловливается не столько теми перестройками, которые происходят в физических и нервно-психических сферах подростка, сколько аномальными условиями предшествующего ему воспитания и развития.
Л. С. Выготский в своих трудах выделяет следующие факторы, при которых может возникнуть девиантное поведение: избыток или недостаток внимания к подростку со стороны родителей, неправильное воспитание.
Г. М. Миньковский выделяет 4 типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от степени выраженности преступной направленности:
- Несовершеннолетние с преступной направленностью (10–15 %). Для них характерны примитивные, низменные потребности, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость, активность в преступлениях, зачастую выступают их организаторами.
- Несовершеннолетние с отрицательной направленностью (30–40 %). Эту группу подростков отличают привычка к бесцельному времяпрепровождению, склонность к выпивке. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а «плывя по течению».
- Несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью (25–30 %). Такие подростки совершают преступления, прежде всего, ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.
4. Несовершеннолетние с положительной направленностью (25–30 %). Преступления этими подростками совершаются случайно, в результате так называемой детской мотивации или неправильной оценки действительных последствий. [4].
Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. А. приводят обобщенный анализ, выделяя различия между девиантным и делинквентным поведением:
1) под девиантным поведением подростков (социальная дезадаптация пассивного типа) мы будем понимать поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии. Девиантное поведение подростков является следствием негативного формирования личности под воздействием индивидуально-типологических психологических факторов формирования личности в подростковом возрасте и асоциальной направленности ближайшего социального окружения. Девиантное поведение формируется под влиянием негативного формирования смысловой картины мира подростка и его неспособности управлять своим поведением и эмоциональным состоянием;
2) под делинквентным поведением подростков (социальная дезадаптация агрессивно-корыстного типа) мы будем понимать поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Делинквентное поведение подростков является следствием патогенно негативного формирования личности под воздействием антисоциациального ближайшего окружения. Отличительным признаком рассматриваемого социально-педагогического феномена является наличие у такого подростка ценностных установок криминогенной направленности;
3) в основе девиантного и делинквентного поведения подростков могут лежать различные формы непатологического и патологического нарушения психического здоровья ребенка, которые способствуют негативному личностному развитию. Тем не менее основной причиной появления социально-педагогических феноменов девиантного поведения и делинквентного поведения подростков остается негативное воздействие ближайшего социального окружения, формирующего определенные жизненные ценности и нравственно-этические установки. [4]
Делинквентное поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. У подростков (от 13 лет) преобладают хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. [6]
Даже при такой сильной законодательной базе, действующей на территории Российской Федерации, на данный момент мы видим увеличение числа экологических правонарушений. На сайте Федеральной служба государственной статистики указано, что в 1998 году было совершено 7 721 преступление, а в 2015 году — 24 856 преступлений.
30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых он поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой многогранную систему, решения которой проявляется в регулировании взаимодействия человека и природы, подчинением их системе законоположений. Как мы видим, в систему государственных мероприятий России по сохранению, восстановлению, улучшению благоприятных условий входят четыре группы юридических направлений: правовое регулирование отношений взаимодействия человека и природы, государственный контроль, юридическая ответственность правонарушителя, организация качественного экологического образования и воспитания.
Конституция, Федеральный закон, «Водный кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации», «Земляной кодекс Российской Федерации» и «Лесной кодекс Российской Федерации», «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» — в данных документах указаны правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды.
Не смотря на законодательную базу, число экологических правонарушений среди молодежи возрастает, что подтверждает необходимость проведения профилактики делинквентного поведения.
В ГБОУ «Школа № 1296» реализуется профилактика делинквентного поведения молодежи как социально-экологической проблемы путем привлечения обучающихся в волонтерский эко-отряд «МАЯК». Образовательно-воспитательный проект «Школа волонтера» направлена на: приобретение участниками знаний об окружающей среде, об экологических проблемах и путях их решения, формирование ответственного отношения к окружающей среде, создание волонтерских экологических проектов и их реализации. Данная программа обеспечивает 1, 2 и 3 уровни воспитательных результатов по материалам Григорьева Д. В., к.пед.н., доцент, Степанова П. В., к.пед.н., Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО.
Литература:
- В. М. Назаренко. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: опыт развитых стран для стран с развивающейся и переходной экономикой (Москва, 26 июня 2013), материалы и доклады / Изд-во Зелёного Креста, М.: 2013. — с. 275
- Ерофеев, Б. В. Экологическое право: Учебник (Профессиональное образование) / — 5-e изд., перераб. и доп. — Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М:, 2013. — 400 с.
- Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 524–525.
- Паатова М. Э., Бегидова С. Н., Хакунов Н. Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология Выпуск№ 1 / — М., 2012 г.
- Тайлакова Е. А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции // Вестник Башкирского университета — 2012 — вып. № 3 — том 17.
- Ульянова И. В. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях // Социосфера, — М., 2014г.
- Черкашин А. А., Уланова О. В. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития/ Москва: Эка Зеленое движение России, 2013 г
- Чимитдоржина Б. Б. Значение нравственно-экологического воспитания молодежи на современном этапе // Cоциосфера, Могойтуйский аграрно-промышленный техникум, п. Могойтуй, Забайкальский край, Россия. 2013г