Развитие умения самостоятельно мыслить (анализировать, сопоставлять, делать выводы) является приоритетной задачей в аспекте требований ФГОС общего образования. Реализация этой задачи наиболее широко применима на уроках русского языка при изучении синтаксиса.
Начиная с начальной школы, дети учатся самостоятельно работать с новым материалом, самостоятельно анализировать языковые явления.
Как правило, при изучении грамматической теории новый материал в классе обычно объясняет учитель. В рамках ФГОС с целью активизировать этот процесс и сделать его более успешным учитель привлекает к участию в объяснении нового материала и школьников, побуждая их анализировать различные грамматические явления, придумывать аналогичные, делать выводы и обобщения. Такое посильное участие детей в объяснении нового материала обеспечивает лучшее его осмысление. Одновременно развиваются навыки самостоятельной работы с новым материалом.
Степень самостоятельности учащихся в момент изложения нового материала определяется не только его характером, но главным образом умением учителя правильно организовать работу.
Начальным этапом при объяснении нового материала являются наблюдения над различными языковыми фактами. При определённых условиях учащиеся могут активно участвовать в анализе наблюдаемых языковых явлений.
Наиболее благоприятные условия для самостоятельных наблюдений учащихся создаются в процессе сопоставления одного явления с другим, в частности неизвестного с известным. В этом случае учащиеся могут применить уже полученные ранее знания к анализу нового материала.
Так, знакомясь с простым глагольным сказуемым, семиклассники учатся анализировать сказуемое с точки зрения его выражения и состава. Этот же алгоритм лежит в основе анализа составных сказуемых (как глагольных, так и именных). Умение производить эту операцию при изучении простого глагольного сказуемого позволит учащимся в дальнейшем при осознании того, что такое именное и глагольное составное сказуемое. Также в ходе определения выражения и состава сказуемого учащиеся самостоятельно могут «вывести» сам термин.
Последнее необходимо для развития умения самостоятельно соотносить содержание понятия с термином, что имеет немаловажное значение при самостоятельной работе над новым материалом в любой области знаний.
Сопоставления, построенные на примерах, подобранных самими учениками, являются важным составляющим для усиления самостоятельности учащихся во время объяснения любого нового материала. Их умственная деятельность активизируется за счёт самостоятельного подбора примеров.
Раскроем это положение на примере работы с дополнением.
Как известно, подлежащее и дополнение выражаются одними и теми же морфологическими категориями. Этим фактом можно воспользоваться при объяснении способов выражения дополнений. Возможно организовать следующую работу.
Учитель с помощью проектора (или на доске) выводит слайд с таблицей способов выражения подлежащего (где названы части речи и приведены соответствующие примеры). Учащиеся изучают эту таблицу, фиксируют её в тетради и получают задание придумать к предложениям, данным в таблице, такие примеры, чтобы в них слово, употреблённое как подлежащее, стало бы дополнением. Таким образом, ученики самостоятельно произведут сопоставление способов выражения подлежащего и дополнения, и в то же время осознают разницу между синтаксическими и морфологическими категориями.
Немаловажное значение для самостоятельной работы с новым материалом имеет умение воспринять логику изучаемого. Развитию этого умения способствуют различные виды работы с планом при изучении грамматики.
Как правило, составить план какого-либо параграфа по грамматике учащимся довольно трудно, в то время как по составлению плана к изложению или сочинению у школьников не составляет особого труда.
Трудность объясняется неумением школьников расчленить теоретический материал и особенностями текстов учебников по русскому языку, поскольку каждая фраза содержит мысль, которая должна быть зафиксирована в плане.
Неумение составить план свидетельствует о том, насколько трудно учащимся воспринять логику грамматического материала. Чтобы облегчить учащимся понимание структуры того или иного материала, зачастую учитель сам сообщает план, или этот план коллективно составляется в классе.
Учитель должен специально показать учащимся отличие плана к сочинениям и изложениям (где в основном фиксируются этапы развития действия) от плана к теоретическому материалу грамматики (где фиксируются различные признаки какого-то языкового явления). Необходимо на конкретном примере показать, в чём состоит особенность составления плана к грамматическому материалу.
Правильно организованная работа над планом не занимает много времени на уроке. Например, изучение всех второстепенных членов предложения построено по единому плану, поэтому достаточно составить его один раз при изучении дополнения, которое рассматривается первым среди второстепенных членов.
План изучения второстепенных членов может быть следующим:
- Что обозначает данный второстепенный член?
- На какие вопросы отвечает?
- Какой частью речи выражается:
a) типичные случаи;
b) нетипичные случаи;
- С каким словом в предложении обычно связывается второстепенный член.
План доступен для восприятия школьников. И они могут составить его самостоятельно при изучении дополнения, но его необходимо отработать, так как по нему будет организована работа при изучении следующих параграфов. Целесообразно его записать в тетради.
Обращаться к этому плану при объяснении других второстепенных членов нужно так, чтобы работа по этому плану способствовала осознанию материала, а также развивала бы умения самостоятельно работать над новым материалом: соотносить план с изложенным, делать самостоятельные наблюдения над языковыми явлениями. Важно использовать этот план и для развития умения самостоятельно составить рассказ о новом материале.
Необходимо помнить, что самостоятельность мысли ученика будет приносить наибольший положительный результат, когда она будет выливаться в самостоятельные действия под руководством учителя.
Изучение второстепенных членов по единому плану — это только один из этапов развития у учащихся навыков самостоятельно продумывать логику всякого теоретического материала. В дальнейшем при изучении типов предложений, однородных членов и т. п. школьники могут быть более самостоятельными в составлении плана. Главное в работе над планом — систематичность.
Среди умений, необходимых для самостоятельной работы с новым материалом, одним из главных является умение самостоятельно работать с учебником. Именно самостоятельное чтение — основной источник знаний человека вне стен учебного заведения. При изучении русского языка учебник используется главным образом для закрепления и повторения знаний в классе и дома. Существует один вид работы с учебником, во время которой условия деятельности учащихся максимально приближаются к условиям работы с книгой вне школы. В этом случае учащиеся знакомятся с новым материалом не путем различным образом организованного объяснения грамматической теории в классе, но путём самостоятельного чтения и изучения соответствующего параграфа учебника.
Для развития у учащихся навыков, необходимых для самостоятельной работы с учебником, учитель может одинаково использовать все виды работы с учебником.
Так, например, при закреплении материала в классе после объяснения учителя соответствующий параграф учебника прочитывается учащимися вслух или про себя. В процессе этой самостоятельной работы воспитывается умение выделить в тексте главную мысль, воспринять логическую структуру параграфа, умение разграничить в нём известное и неизвестное. Для развития этих умений учитель ставит перед учащимися различные вопросы по структуре параграфа, даёт небольшие задания (разбить текст материала на части, составить конспект, план, схему и т. д.)
Всё это вырабатывает умение внимательно читать учебник, что является необходимым условием самостоятельной работы с любым новым теоретическим материалом по книге.
Возникает вопрос: будет ли самостоятельное чтение успешным в овладении знаний без предварительного объяснения нового материала учителем?
Хотя эта работа по форме является самостоятельной, по существу она станет самостоятельной только в том случае, если учитель поставит перед учащимися во время чтения такую задачу, которая может быть разрешена только при условии активности учащихся. Важно научить учащихся так читать учебник, чтобы они не только запоминали, но и самостоятельно осмысливали то, о чём читают. Побудить к этому могут задания и вопросы учителя, аналогичные тем, которые даются во время проведения других видов работ с учебником.
Вот некоторые вопросы и задания, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы с книгой:
- Из скольких частей состоит параграф?
- Какой материал в параграфе вам известен, какой является новым?
- Какая в параграфе главная мысль?
- Перечислите признаки грамматического понятия, о которых говорится в параграфе или в правиле.
- Какие признаки понятия можно использовать при синтаксическом разборе?
- Какие условия постановки знаков препинания указываются в правиле?
- Установите, как связан данный параграф с предыдущим? И т. д.
Эти и подобные вопросы должны научить школьников самостоятельно ставить перед собой аналогичные задачи во время чтения любого материала. Всё это будет обеспечено только при условии систематичности проводимой работы.
Таким образом, для выработки навыков самостоятельной работы с новым материалом не нужно организовывать специальной работы; для этого могут быть использованы различные формы учебной деятельности, в процессе которой важна активность учащихся при сопоставлении, осмыслении языковых понятий. Мы остановились лишь на некоторых из них.