Ключевые слова: национальная безопасность, Российская Федерация, принцип, исполнение расходов, осуществление расходов, безопасность государства.
Бюджетные расходы в качестве составной части включают в себя расходы на национальную безопасность. Также бюджетные расходы являются составляющей частью (основной) публичных расходов.
Законодательно закрепляется, что расходы на национальную безопасность являются частью бюджетных расходов и соответствуют одноименному разделу классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Вместе с тем, Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [1] содержит детальное определение видов расходов на национальную безопасность. Раздел 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности войск национальной гвардии, органов прокуратуры, следствия, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области.
Однако для правильного изложения системы принципов, которые применяются при создании и исполнении расходов на национальную безопасность, нужно определить понятие принципа.
Принципы права — это «абстрактное выражение смысла некоего множества правовых норм». «Принципы права в отличие от конкретных юридических норм больше зависят от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как правовые нормы в ряде случаев возникали стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Принципы права исторически появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев» [2]. Иными словами, можно сделать вывод о том, что необязательно закреплять в законе четкие правовые принципы. Поэтому существует необходимость в разделении принципы формирования и исполнения расходов на национальную безопасность от норм и правил, привязанных к данной сфере. Отталкиваясь от вышесказанного, не стоит принимать принципы формирования и исполнения расходов на национальную безопасность как комплекс правовых норм, закрепленных в законодательстве в однозначном смысле.
Потребность в обеспечении безопасности государства в Российской Федерации имеет конституционное основание. В частности, в Конституции Российской Федерации закреплены некоторые важнейшие принципы обеспечения безопасности. Так, согласно статье 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а статья 56 провозглашает тот факт, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
На примере статей 55 и 56 Конституции Российской Федерации можно говорить о некоем превосходстве интересов обороны и безопасности государства над всеми остальными интересами, поэтому при стечении конкретных обстоятельств любые возможные расходы бюджета должны быть переадресованы для выполнения целей национальной безопасности.
С уверенностью можно говорить о наличии трех основных принципов: принцип законности, принцип непрерывного планирования и осуществления расходов на национальную безопасность в полном объеме и принцип соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Данные принципы составляют вместе общеправовые принципы. К ним также отнести принципы плановости и гласности (прозрачности). Помимо общеправовых принципов в систему принципов формирования и осуществления расходов на национальную безопасность также включаются отраслевые (финансово-правовые) принципы и специальные принципы.
Отраслевые (финансово-правовые) принципы полностью совпадают с принципами бюджетного права. К ним относятся: принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип прозрачности (открытости), принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, принцип подведомственности расходов бюджетов, принцип достоверности бюджета и принцип единства кассы. К примеру, рассмотрим некоторые из них.
Принцип эффективности использования бюджетных средств закрепляется в статье 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Однако, Президент Российской Федерации не раз отмечал низкий уровень эффективности бюджетных расходов, обращалось внимание на отсутствие четкой системы оценки их эффективности. [3] Примечательно, что в 2014 г. Правительству РФ было дано поручение по сокращению в 2015–2017 гг. Расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5 % в реальном выражении, за исключением расходов на национальную оборону и национальную безопасность за счет снижения неэффективных затрат. [4] На самом деле, такое поручение могло означать, что потенциал увеличения уровня эффективности использования бюджетных средств не был задействован в полном объеме в предыдущие года.
Принцип прозрачности (транспарентности), согласно БК РФ означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). В настоящее время, многие граждане нуждаются в фискальной открытости, а для многих участников рынка финансов необходима правильная и точная оценка финансового положения государства. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Засекречивание отдельных статей расходов на национальную безопасность и национальную оборону проявляется уже в третьем, специальном принципе — принципе приоритета интересов национальной обороны и национальной безопасности.
Необходимость наличия принципов при осуществлении правового регулирования в сфере национальной безопасности обуславливается способностью принципов определять является ли конкретная норма правовой или нет. С уверенностью можно говорить о том, что на сегодняшний день законодательно закреплены не все принципы планирования и осуществления расходов на национальную безопасность.
Литература:
- Финансовая газета, N 32, 05.09.2013;
- Четвернин ВА. Краткий курс лекций по Проблемам теории права и государства // http://new.hse ru/sites/tp/default.as;
- См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014–2016 годах»;
- Воронцов О. Г. Правовые дефекты принципа эффективности использования бюджетных средств // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 110–119.