Принципы формирования расходов на национальную безопасность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 24.04.2018

Статья просмотрена: 533 раза

Библиографическое описание:

Наркевич, Н. В. Принципы формирования расходов на национальную безопасность / Н. В. Наркевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49727/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: национальная безопасность, Российская Федерация, принцип, исполнение расходов, осуществление расходов, безопасность государства.

Бюджетные расходы в качестве составной части включают в себя расходы на национальную безопасность. Также бюджетные расходы являются составляющей частью (основной) публичных расходов.

Законодательно закрепляется, что расходы на национальную безопасность являются частью бюджетных расходов и соответствуют одноименному разделу классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Вместе с тем, Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [1] содержит детальное определение видов расходов на национальную безопасность. Раздел 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности войск национальной гвардии, органов прокуратуры, следствия, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области.

Однако для правильного изложения системы принципов, которые применяются при создании и исполнении расходов на национальную безопасность, нужно определить понятие принципа.

Принципы права — это «абстрактное выражение смысла некоего множества правовых норм». «Принципы права в отличие от конкретных юридических норм больше зависят от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как правовые нормы в ряде случаев возникали стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Принципы права исторически появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев» [2]. Иными словами, можно сделать вывод о том, что необязательно закреплять в законе четкие правовые принципы. Поэтому существует необходимость в разделении принципы формирования и исполнения расходов на национальную безопасность от норм и правил, привязанных к данной сфере. Отталкиваясь от вышесказанного, не стоит принимать принципы формирования и исполнения расходов на национальную безопасность как комплекс правовых норм, закрепленных в законодательстве в однозначном смысле.

Потребность в обеспечении безопасности государства в Российской Федерации имеет конституционное основание. В частности, в Конституции Российской Федерации закреплены некоторые важнейшие принципы обеспечения безопасности. Так, согласно статье 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а статья 56 провозглашает тот факт, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

На примере статей 55 и 56 Конституции Российской Федерации можно говорить о некоем превосходстве интересов обороны и безопасности государства над всеми остальными интересами, поэтому при стечении конкретных обстоятельств любые возможные расходы бюджета должны быть переадресованы для выполнения целей национальной безопасности.

С уверенностью можно говорить о наличии трех основных принципов: принцип законности, принцип непрерывного планирования и осуществления расходов на национальную безопасность в полном объеме и принцип соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Данные принципы составляют вместе общеправовые принципы. К ним также отнести принципы плановости и гласности (прозрачности). Помимо общеправовых принципов в систему принципов формирования и осуществления расходов на национальную безопасность также включаются отраслевые (финансово-правовые) принципы и специальные принципы.

Отраслевые (финансово-правовые) принципы полностью совпадают с принципами бюджетного права. К ним относятся: принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип прозрачности (открытости), принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, принцип подведомственности расходов бюджетов, принцип достоверности бюджета и принцип единства кассы. К примеру, рассмотрим некоторые из них.

Принцип эффективности использования бюджетных средств закрепляется в статье 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Однако, Президент Российской Федерации не раз отмечал низкий уровень эффективности бюджетных расходов, обращалось внимание на отсутствие четкой системы оценки их эффективности. [3] Примечательно, что в 2014 г. Правительству РФ было дано поручение по сокращению в 2015–2017 гг. Расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5 % в реальном выражении, за исключением расходов на национальную оборону и национальную безопасность за счет снижения неэффективных затрат. [4] На самом деле, такое поручение могло означать, что потенциал увеличения уровня эффективности использования бюджетных средств не был задействован в полном объеме в предыдущие года.

Принцип прозрачности (транспарентности), согласно БК РФ означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). В настоящее время, многие граждане нуждаются в фискальной открытости, а для многих участников рынка финансов необходима правильная и точная оценка финансового положения государства. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Засекречивание отдельных статей расходов на национальную безопасность и национальную оборону проявляется уже в третьем, специальном принципе — принципе приоритета интересов национальной обороны и национальной безопасности.

Необходимость наличия принципов при осуществлении правового регулирования в сфере национальной безопасности обуславливается способностью принципов определять является ли конкретная норма правовой или нет. С уверенностью можно говорить о том, что на сегодняшний день законодательно закреплены не все принципы планирования и осуществления расходов на национальную безопасность.

Литература:

  1. Финансовая газета, N 32, 05.09.2013;
  2. Четвернин ВА. Краткий курс лекций по Проблемам теории права и государства // http://new.hse ru/sites/tp/default.as;
  3. См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014–2016 годах»;
  4. Воронцов О. Г. Правовые дефекты принципа эффективности использования бюджетных средств // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 110–119.
Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, принцип, исполнение расходов, осуществление расходов, безопасность государства, национальная оборона, расход, полный объем, федеральный бюджет.


Ключевые слова

национальная безопасность, принцип, Российская Федерация, исполнение расходов, осуществление расходов, безопасность государства

Похожие статьи

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской Федерации.

Понятийный аппарат и предметное поле обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Роль таможенных органов в системе безопасности РФ

В данной статье рассматривается актуальность вопроса безопасности России в условиях импортозамещения и санкций. Роль, функции и задачи таможенных органов в регуляции данной безопасности, а также административно-правовые аспекты таможенных органов.

Сущность и правовое регулирование экономической безопасности государства как элемента системы национальной безопасности Российской Федерации

В статье автор исследует сущность, значение и структурные элементы национальной безопасности Российской Федерации, а также ее составляющих, которыми в частности выступает экономическая безопасность. Влияние коррупционной деятельности на безопасность ...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

Экономическая безопасность государства

В данной статье рассмотрено понятие экономической безопасности государства, разобраны внутренние и внешние угрозы, представлен механизм обеспечения экономической безопасности государства.

Правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

В представленной статье рассматриваются вопросы, связанные с законодательными основами, обеспечивающими национальную безопасность Российской Федерации. Подчеркивается, что безопасность России является одним из главных приоритетов государства, и что е...

Государственная политика в области охраны труда: сущность, направления

В данной статье рассмотрены основополагающие направления правового регулирования, а также приоритеты гoсударственной политики в области oхраны и безoпасности труда в Рoссийской Федерации.

Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...

Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации

Исследуются подходы к определению понятия «механизм государства» в ракурсе реализации государством функции по обеспечению национальной безопасности с помощью специальных органов государства.

Похожие статьи

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы национальной безопасности Российской Федерации.

Понятийный аппарат и предметное поле обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Роль таможенных органов в системе безопасности РФ

В данной статье рассматривается актуальность вопроса безопасности России в условиях импортозамещения и санкций. Роль, функции и задачи таможенных органов в регуляции данной безопасности, а также административно-правовые аспекты таможенных органов.

Сущность и правовое регулирование экономической безопасности государства как элемента системы национальной безопасности Российской Федерации

В статье автор исследует сущность, значение и структурные элементы национальной безопасности Российской Федерации, а также ее составляющих, которыми в частности выступает экономическая безопасность. Влияние коррупционной деятельности на безопасность ...

Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

Экономическая безопасность государства

В данной статье рассмотрено понятие экономической безопасности государства, разобраны внутренние и внешние угрозы, представлен механизм обеспечения экономической безопасности государства.

Правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

В представленной статье рассматриваются вопросы, связанные с законодательными основами, обеспечивающими национальную безопасность Российской Федерации. Подчеркивается, что безопасность России является одним из главных приоритетов государства, и что е...

Государственная политика в области охраны труда: сущность, направления

В данной статье рассмотрены основополагающие направления правового регулирования, а также приоритеты гoсударственной политики в области oхраны и безoпасности труда в Рoссийской Федерации.

Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...

Государство как основной субъект обеспечения национальной безопасности: механизм реализации

Исследуются подходы к определению понятия «механизм государства» в ракурсе реализации государством функции по обеспечению национальной безопасности с помощью специальных органов государства.

Задать вопрос