Встатье написано практическое значение дидактических игровых технологий, требуемых во время уроков черчение. Приведены методические рекомендации по влиянию дидактических игр на улучшение пространственного воображения и мышления учащихся.
In article is written, the practical impotrance of didactic game technologies, demanded methodic requirements during sketching lessons are written. Methodic recommends of the influence of didactic games on improving spatial imagination and thoughts of pupils are given.
Сегодня, как и во многих развитых странах мира, в независимом Узбекистане накоплен богатый опыт в сфере образования. Все мы являемся свидетелями больших изменений в данной отрасли. Ориентация молодого поколения на получение знаний, науку, системную деятельность в интеллектуальной сфере, самосовершенствование, моральное и материальное стимулирование их творчества возведены в ранг приоритета государственной политики.
В ГОС общеобразовательных школ определены требования к знаниям и умениям учащихся по черчению, для достижения их высокого уровня учителя-инноваторы популяризируют свой опыт через Республиканский центр образования (РЦО).
Привить интерес к графической деятельности и воспитание учащихся грамотными в области графики — одна из основных задач учителя черчения. Черчение учит детей практические навыки составления и чтения чертежей, формируя графическую, техническую грамотность.
Одна из основных задач черчения является формирование и развитие у учеников знаний, умений и навыков построения и чтения чертежа предмета. Чтобы выполнить эту задачу необходимо внести материалы в учебный процесс, которые направлены на развитие пространственного представления и мышления у учеников [6].
В ходе чтения чертежей тесно связываются пространственные представления и пространственное мышление учащихся, он пытается представить облик предмета (детали), просмотрев вид (проекцию), т. е. синтезируя виды деталя, пытается собрать в одно единое все виды. Только в этом случае учащийся может воспринять деталь в полном объеме, иметь точную информацию о ней.
Всякий предмет (деталь) состоит из совокупности геометрическимх тел. Поэтому форма каждой детали характеризуется геометрическими телами. Для того, чтобы пидти к однозначному мению о форме детали необходимо иметь точные представления о геометрических фигурах и их соединении. В процессе чтения видов (ортогональных проекций) детали только после разделения её на отдельные геометрические тела, проверки их соединений в сознании учащегося возникает полноценный объем, облик унинг ъажми, детали. Это является представлением пространства. В психологии оно интерпретирцется так: восприятие пространства — форма познания места, занимаемого предметами и явлениями действительности в пространстве, их формы. количества и отношений друг друга [1].
В результате анализа всех видов детали в чертеже возникает её пространственный облик. Четкое представление детали по выполненным в чертеже её видам называют чтением чертежа. В ГОС определено требование, учащийся должен уметь сорставлять и читать чертежи предметов.
Для достижения такой цели эффективно применение на уроках черчения передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Для организации уроков с применением этих технологий каждый педагог должен знать их содержание, методы и практическое значение.
Одна из таких технологий — игровая технология. Учащиеся через игры познают окружающий нас мир, вместе с тем, получает определенное воспитание. Посредством игры учащийся учится трудиться. Войдя в процессе игры в образ любимого героя, формирует в себе такие положительные качества, как правдивость, честность, остроумие, терпимость, стремление студентом [3].
Да сих пор даже в начальной школе игра не заняла достойного места в качестве метода обучения. Игры проводятся для рациональной организации свободного времени учащихся, физического их закаливания. Обучающие игры независимо от проведения во время урока или внеурочное время имеет большое значение для активизации непроизвольного запоминания, повышения познавательного интереса, подготовке к самостоятельному труду [7].
Если учитель действует сообразно детской психологии, играет с ними, т. е. использует элементы, соответствующие его возрасту, каждая игра состоит из небольших игр, как отмечают высоко квалифицированные учителя черчения, урок проходит живо, интересно, продуктивно.
Дидактические игры должны составляться по принципу от простого к сложному, и ориентированы на активизацию умственной деятельности учащихся.
Дидактические игры к играм по правилам и являются предметов развития ролевых игр. Основу таких игр составляют умственные и волевые действия, направленные на выполнение каких-либо действий, определяющих содержание тго или иного познания, ход игры. В дидактических играх совершенствуются основные мыслительные процессы учащихся: анализ, сравнение, умозаключение и др.к дидактическим играм предъявляются следующие требования:
- Дидактические игры должны выбираться в соответствии с материалом учебной программы дисциплины.
- Дидактическая игра далжна быть разработана с предъявлением определенных требований к участникам в плане повышения знаний.
- Успех дидактических игр зависит от четкого понимания её цели. Ибо при этом создается возможность для целевого направления мыли учащихся, повышения их интереса к выполнению работы.
- При выборе игр следует придерживаться определенной последовательности. Перед сложными по содержанию игр проводятся более простые, и подготовить учащихся к предстоящей сложной игре. Таким образом, следует постепенно усложнять умственные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция при характеристике, конкретизация, обобщение.
- При разработке правил и организации дидактических игр следует учитывать своеобразные особенности учащихся, уровень их знаний, подготовленности.
- Правила игры должны быть просты, доступны, и четко сформулированы.
- Каждый учащийся должен активно участвовать в процессе игры, долгое ожидание «своей очереди» приводит к снижению, порой утрате интереса к игре.
- К каждой игре следует относиться в общем и индивидуально, учитывать уровень сложности заданий и часть, которая выполняется самостоятельно.
На основе вышеприведенных требований к дидактическим играм рассмотрим несколько дидактических игр по составлению и чтению чертежа детали. Вначале остановимся на игре, направленное на самые простые задачи по чтению чертежа, т. е. определение недостающих проекций точек, расположенных на поверхности детали.
Игра 1. “Кто определит быстрее”.
Условие игры.Определение недостающих проекций точек, расположенных на поверхности детали (рис. 1).
Цель. Совершенствование навыков чтения и анализа чертежей, пространственных представлений.
Оборудование. Четкое изображение двух деталей и место точек, расположенных на её поверхности. Плакат с изображением трех видов детали (рис. 1).
Рис. 1.
Подробности (ход) игры. Учитель разбивает класс на две группы. Каждому члену группы объясняется задача — определить недостающие проекции точек А, В, C, Д, расположенных на поверхности детали в выделенном плакате. Побеждает группа, которая находит правильный ответ первой. Если члены группы не смогут определить правильный ответ, на помощь к ним могут прийти другие члены группы, и увеличить свои баллы.
Следующая дидактическая игра направлена на органичное представление видов деталей и их четкого изображения, т. е. мысленный переход от пространства к чертежу и от чертежа к пространству.
Игра 2. «Найди самое правильное».
Условие игры. Найти самый правильный из нескольких видов в четком изображении детали (рис 2).
Цель. Совершенствование навыков чтения и анализа чертежей, формирование знаний на уровне требований стандарта.
Оборудование. Пять кругов диаметра 250 мм и, диаметр одного разделен на четыре части, а остальных — на три, соединив с центром, образуются сектора. В круге с четырьмя секторами размещаются четкие изображения четырех деталей. В кругах с тремя секторами изображения каждой детали в трех вариантах (рис. 2). Круге с четырьмя секторами размещаются не движущиеся, а в других — сопряженные и вращающиеся виды. Виды в кругах с тремя секторами должны размещаться в соответствии с деталями в центре.
Рис. 2.
Подробности (ход) игры. Учитель, показав четкие изображения четырех разных деталей, начерченных в круге, предлагает найти самый правильный, отвечающий требованиям стандарта вид(ы) в трех вариантах вращаюшихся кругов, и повернуть в соответствии с четким изображением детали в центре. Подчеркивает, что при выполнении данного задания необходимо найти вариант, удовлетворяющий асе требования стандарта, касающиеся видов в черчении.
Если учащиеся затрудняются в нахождении самого правильного варианта среди изображенных трех видов, им следует напомнить необходимость обратить внимание на требование стандарта — изображение детали через минимальное количество видов.
Побеждает группа, первой нашедшая самый правильный вид, соответствующий четким изображениям деталей.
Теперь рассмотрим игры, направленные на защиту учащимися своего личного мнения и взглядов, вынесение заключительного верного решения.
Игра 3. “Определить в сравнении”.
Условие игры. Чтение чертежей и сопоставление видов и выполненных разрезов деталей.
Цель. Обучение учащихся чтению чертежей путем сопоставления видов и выполненных разрезов деталей. Развитие их пространственного воображения и представлений, способности к анализу, синтезу, сопоставлению и мышления, навыков чтения чертежей.
Оборудование. Виды 4-ых деталей на одном ватмане формата А1, два плаката с изображением выполненных срезов деталей того же формата. В углу каждой детали на плакате ставятся цифры 1, 2, 3, 4, на срезах буквы А, В, C, Д. В чертежах напротив цифры 1 ставится не соответствующая буква А. При наличии нескольких таких плакатов обеспечивается возможность участия в игре всех учащихся класса.
Рис. 3. Наглядный плакат № 1
Рис. 4. Наглядный плакат № 2
Подробности (ход) игры. Учитель вызывает к доске двоих учащихся, одному поручает найти вид детали А, срез которой нарисован, и написать на доске. Второму учащемуся поручает найти выполненный срез детали, вид которой изображен, и также написать на доске. Каждый учащийся размышляет по-своему, и например, первый ученик пишет, что соответствуют друг друга А и 3, посчитав, что это срез и вид одной детали, пишет на доске А3. Второй ученик, подумав, предположим пишет на доске 1Б. Другие ученики также выполняют задание. Учитель завершает игру, объявляет победителей — нашедших правильный ответ учащихся. Бошыа
Памятка. Перед началом игры проводятся игры с деталями, изображено один или два вида которых, формируются навыки учащихся, а затем начинается работа с деталями, изображено по два-три вида которых, что даст положительный результат. Необходимо разъяснить все ошибки учащихся, допущенные в записях. Для экономии времени урока следует объявить учащимся «считаю до пяти», указывая ограничение времени на выполнение задания.
Теперь рассмотрим дидактическую игру, направленную на совершенствование способности учащихся по составлению, чтению, проектированию чертежей деталей, развитие пространственного мышления и представлений.
Игра 4. “Кто спроектирует больше”.
Условие игры. На основе заданных двух проекций детали определит четкое изображение её третьей проекции, спроектировать несколько его вариантов.
Цель. Развитие способностей учащихся находит по двум заданным проекциям, треью и далее проекции, составления, чтения, проектирование через определение, проектирование четких изображений в нескольких вариантах. Развитие способности учащихся к анализу, синтезу, сопоставлению и мышлению, навыков чтения чертежей, и главное, пространственного воображения и представлений.
Оборудование. На двух ватманах формата А3 даются по два вида 2 деталей (рис. 5 и 6).
Рис. 5.
Рис. 6.
Подробности (ход) игры. Класс разбивается на две малые группы. Учащимся предлагается определить, как можно больше вариантов третьей проекции детали и нарисовать четкое изображение каждого варианта. Каждая группа предлагает свои варианты. Победитель определяется по большему количеству правильных вариантов. Одна группа может вносить дополнения в проекты другой группы, что дает возможность получения дополнительных баллов. Учитель завершает игру, объявляет победителей.
Памятка. Перед началом игры рекомендуется демонстрация образца — чертежа по определению третьего вида, изображенного через квадрат детали (рис. 7). В результате, обеспечивается самостоятельное выполнение учащимися различных вариантов видов и четких изображений заданных деталей. Каждый учащийся группы может рекомендовать свой вариант и тем самым способствовать повышению рейтинга группы, о чем следует им напомнить.
В ходе игры, следует напомнить, что после того, как каждая группа представит свои варианты они могут предложить и другие варианты, за исключением предложенных соперниками.
Рис. 7.
В качестве примера в 8 и 9 рисунках приведены варианты решения деталей, отображенных на рисунках 5 и 6.
В педагогической и психологической науках много сказано о том, что осязание, чувства, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание являются основными факторами в познании человеком мира. Приведенные выше примеры, методические рекомендации могут способствовать нахождению ответов на вопросы: «Как обучать черчению?», «Каковы факторы достижения качества и эффективности обучения черчению?», «как можно развивать пространственные представления и воображение учащихся?» Также, дидактические игры развивают организаторские способности учащихся, целеустремленность, последовательности в работе.
Рис. 8.
Рис. 9.
Участие в рекомендованных дидактических играх способствуют повышению интереса учащихся к черчению, графической деятельности. В результате проведения на уроках дидактических игр развиваются способности учащихся выполнять чертежи, самостоятельное мышление, логическое и пространственное мышление, пространственное воображение. Также, учащиеся учатся работать в команде, общению с группой, делать совместные решения, отстаивать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, признавать и исправлять свои ошибки. Создается среда здоровой конкуренции в классе.
Обоснованность данных положений подтверждает экспериментальная работа, проведенная в общеобразовательных школах.
Литература:
- Ғозиев Э.Ғ. Психология. –Т: Ўқитувчи, 2008. –С. 352.
- Раҳмонов И., Валиев А. Чизмачилик. –Т: Ворис-нашриёт, 2011. –С. 136.
- Раҳмонов И., Валиев А., Валиева Б.. Муҳандислик графикаси фанини ўқитишнинг замонавий технологиялари. –Т: ТДПУ, 2013. –С. 160.
- Рўзиев Э. И., Аширбоев А. О. Муҳандислик графикасини ўқитиш методикаси. –Т: Фан ва технология, 2010. –С. 248.
- Валиев А. ва бошқ. Чизмачилик (ортогонал проекциялар — кўринишлар). –Т: ТДПУ, 2012. –С. 80.
- Валиев А.Н., Рихсибоева Х., Отабеков У. Развитие пространственного мышления учеников при обучении черчению (на примере темы «Виды»). Молодой ученый. Международный научный журнал. 2017 г. №13, часть VI. г. Казань ООО «Издательство Молодой ученый». 527-528 стр.
- Мавлонова Р., Тўраева О., Холиқбердиев К. Педагогика. –Тошкент, 2010.