Ресурсное состояние как профилактика эмоционального выгорания педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.04.2018

Статья просмотрена: 1305 раз

Библиографическое описание:

Некрасова, М. В. Ресурсное состояние как профилактика эмоционального выгорания педагогов / М. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49640/ (дата обращения: 18.12.2024).



«Настоящий мастер не тот, кто выжимает силы из своего организма до последней капли, а тот, кто, бережно его используя, доводит до совершенства». Какие мы, учителя, в начале учебного года? Какими мы становимся к окончанию учебного года? И как мы можем изменить картину своего внутреннего состояния, чтобы на протяжении всего учебного года быть в ресурсном состоянии и радоваться каждому дню?

Ключевые слова: ресурсное состояние, энергия, работа, забота, принятие, баланс, радость обучения, жизнь.

«A true master is not the one who squeezes the forces from his body to the last drop, but the one who uses his pit to the DD Serena». What are we, teachers, at the beginning of the school year? What are we spots by the end of the school year? And how can we change the picture of our internal state, so that throughout the school year to be able to resource and enjoy every day?

Key words: resource condition, energy, work, care, acceptance, balance, joy of learning, life.

Ну как, отдохнула? — спрашивали меня учителя-коллеги после нескольких месяцев отпуска

— Честно? Даже высыпаться не начала…

В течение жизни каждый из нас строит Царствие Небесное внутри себя. И для успешного строительства необходимо и достаточно научить ребенка двум вещам — любить и жить полноценной жизнью. Когда на основе фундамента Любви выстраивается колонны Жизни — хочу, могу и знаю.

Любовь — это не только принятие и приятие, это еще и забота. И забота прежде всего о себе. Тогда мы сможем позаботиться о другом. Все по инструкции в самолетах — сначала кислородную маску на себя, потом на ребенка.

Есть родители, которые считают себя плохими из-за того, что не испытывают, по их словам, любви к своим детям. Признаются они в этом, как в страшном грехе, за который их ждет моментальная расплата. Есть учителя, которые считают себя недостойными этой профессии, потому что не любят всех учеников одинаково сильно.

Лубочно-приторная реклама в СМИ и отфотошопленные сказочные посты в социальных сетях демонстрируют идеальную картинку, при несоответствии с которой начинают развиваться комплексы. Это сродни пресловутым 90–60–90 или набору «дети-дача-машина». Кто и когда засеял в вашей голове идеальный образ чего бы то ни было? Хоть единожды это подарило вам радость? И зачем вы упорно продолжаете стремиться в несуществующий мир идеального? Наверно, было бы замечательно пукать бабочками, вот только тщетные попытки перфекциониста достичь идеала рано или поздно приводят к обрушению уверенности в себе и унынию.

Принятие и приятие начинается с форматирования вашего мозга в целях удаления всех вирусных картинок идеального мира. Ваша любовь — это не сентиментальные мимишно-экстазные эмоции. Любовь — это принятие и забота.

Все легко могут представить человека, только-только вышедшего на работу после отпуска. С учителем в главной роли эта картинка будет не такой яркой и явной, но все-таки некий налет легкости и энтузиазма прослеживается. Образ получается более насыщенный, когда мы вызываем в воображении учителя в середине учебного года? Сейчас даже февраля ждать не нужно — уже к концу октября большинство учителей могут посоперничать с загнанными клячами — у кого ресурса меньше осталось. Некоторые уже в сентябре временами себе напоминают «полудохликов».

Я сейчас не преувеличиваю и не сгущаю краски. По уровню стресса учитель входит в 10-ку самых стрессовых профессий России [1]. Но почему-то немного наплевательское отношение к своему физическому состоянию у учителей сохраняется. У пилотов есть The I'M SAFE Checklist [2] с параметрами, которым пилот должен соответствовать перед вылетом. В противном случае он не допускается до полетов. Понимаю всю свою наивность в попытках призвать учителей к заботе о себе, равномерно распределить жизненные области, менее серьезно относиться к работе. Для большинства российских учителей работа — это смысл жизни. И гробят они себя в попытках перепахать эту целину и засеять все вечным, добрым, мудрым.

Для меня это непреходящая боль. Мама — талантливый Учитель русского языка и литературы после инфаркта в течение полугода сражалась с махиной здравоохранения по восстановлению себя на работе. Добилась, так как всегда отличалась неимоверной целеустремленностью и бойцовским духом. Потом был синяк в пол лица от пьяного «мужчины», когда она единственная во всем автобусе заступилась за «не местную» девушку. Но она продолжила ходить на работу в школу. Потом был грипп, и не восстановившись до конца, она снова спешила в школу. А потом уже ничего не было… «Мне нужно довести до конца мой 11-ый класс» — твердила она на все просьбы и мольбы поберечь себя ради нас, ее родных детей. Как учитель, я понимаю, принимаю и уважаю ее выбор. Как ее ребенок, я эгоистично плачу и перебираю варианты, как еще можно было уговорить ее отпустить вожжи.

Всем учителям-коллегам и друзьям я постоянно твержу: «Берегите себя. Если не ради себя, то хотя бы ради ваших родных и близких. И помните, что вы у себя — самая большая ценность».

Поиск верного пути начинается с осознания, что ты сбился с правильной дороги. И мне потребовалось почти полгода сидения без полной нагрузки, чтобы осознать свою зависимость от работы.

Предлагаю вам небольшой экспресс-тест, колесо жизненного баланса в миниатюре. Распределите свою жизнь в процентах по трем областям — работа, семья, отдых. Если проценты легли равномерно, то продолжайте движение, господа хорошие. А вот чрезмерное заваливание жизненного времени на одну из областей сигнализирует о зависимости со всеми вытекающими. И как Горлум, вы будете страдать по своей прелести, если Жизнь попытается у вас это отнять. А она попытается и преуспеет в этом, ибо Вселенная не терпит дисбаланса. Лучше заняться пропедевтикой и менять себя добровольно-принудительно. Потому что либо вы сами полетите, либо получите мощный пинок — результат будет одинаковым, только ощущения разные. Заботиться, холить и лелеять. Поддерживать энергию на высоком уровне.

Давайте поиграем. Представьте себя телефоном.

Какая у него батарея? На сколько ее хватает? Как часто этот телефон требует подзарядки? Как часто вам приходится включать режим сохранения энергии? Какие приложения «съедают» максимальную энергию? Какие программы работают в фоновом режиме, потому что вы забыли их закрыть?

А теперь вас предоставляется уникальная возможность совершить покупки в волшебном магазине аксессуаров для телефонов. Какое самое эффективное быстродействующее зарядное устройство изготовили специально для вас? Какие дополнительные аксессуары и приложения вы получаете в подарок?

Важный момент — поддерживать уровень заряда телефона не менее 50 %. То есть не ждать, когда на дисплее будет 40 % или 30 %, и уж тем более не доводить до критического красного деления. Это значит, что отдыхать и «подзаряжаться» нужно ДО первых признаков усталости. Лучше перебдеть, чем недобдеть. Помните анекдот: «Как вы расслабляетесь? Я не напрягаюсь».

Вот так и здесь — будьте всегда на высоком уровне. Отдыхайте не для того, чтобы восстановиться, а для того, чтобы поддержать уровень энергии на комфортном зеленом уровне. Кто знаком с коучингом, может походить по шкале состояний, чтобы выявить для себя маркеры физического состояния при разном уровне заряда.

Если вы хотите, чтобы дети на уроках не замечали, как летит время, поддерживайте высокий уровень энергии класса. Классические физкультминутки через каждый 15 минут именно для этого были придуманы. Высший пилотаж, если вы запускаете передышки не по времени, а нутром чувствуя момент приближения кривой спада. И делаете перерыв ДО первых признаков спада концентрации. Для старшеклассников это не менее важно, чем для малышей. Разбивайте урок на этапы, делайте небольшие перерывы. Даже во время 45-минутного урока в старших классах. По времени работать вы будете меньше, но делать будете больше и с более высоким качеством усвояемости материала.

«Если вы не заботитесь о своем теле, где вы собираетесь жить?" В начале учебного года все мы отдохнувшие, загорелые, сияющие и вдохновленные. Мы полны сил и энергии для решения предстоящих задач, мы находимся в ресурсном состоянии, которое характеризуется наличием физических, душевных и духовных сил.

Говоря о ресурсном состоянии, нужно сказать о 4-х уровнях энергии, 4-х видах топлива (рис.1): [3]

– физическая энергия

– эмоциональная, или психологическая, энергия

– умственная, или личностная, энергия

– духовная энергия

Описание: Рисунок2

Рис. 1. Уровни энергии.

Избыточность энергии, как и ее дефицит, — одинаково не экологично для человека. Если сравнить резервуар с энергией с водохранилищем, то ваше какое? Мы ежесекундно расходуем воду жизни, и нам необходимо восполнять эти ресурсы. Вреден как слишком низкий уровень воды без достаточного восстановления, так и слишком большой запас. Уныние, неверие в себя — самые мощные пожиратели энергии. Пресекайте на корню эти разрушительные эмоции.

Очень важно находиться в балансе ресурсного состояния. «Настоящий мастер не тот, кто не выпадает из ресурсного состояния, а тот, кто его быстро создает». Как же можно восполнять ресурсы?

Физическая энергия — это базовый уровень. Три основных источника: сон, спорт и правильное питание.

Хорошо ли вы спите? Что значит «достаточный» сон именно для вас? Что вы могли бы изменить в режиме, в условиях сна, в вечернем ритуале, чтобы чувствовать себя выспавшимся, отдохнувшим и бодрым каждый день?

Занимаетесь ли вы спортом? Как вы могли бы привнести приятные, доставляющие удовольствие физические нагрузки в свою жизнь? Зарядка, растяжка, прогулка пешком до школы, лишний раз спуститься и подняться по лестнице, 20 приседаний перед ужином? Что будет приносить вам радость, не будет занимать много времени, будет по силам и в удовольствие? Что естественно и регулярно вы могли бы совершать каждый день, чтобы добавить в свою жизнь энергию движения?

Правильно ли вы питаетесь? Особенно в течение учебного года. Что вы могли бы изменить, на что вы готовы, чтобы чувствовать себя в физически ресурсном состоянии?

Эмоциональная энергия дарит позитивное настроение, ощущение жизненных сил и энергии. Уровень эмоциональной энергии восполняется тогда, когда вы испытываете радость и удовольствие.

Для кого-то наибольшую радость приносит вызов, риск, преодоление себя, достижения; для кого-то счастье — это общение с близкими, с детьми; для кого-то — пройтись по парку или по магазинам; а кому–то чашечка утреннего кофе задает настроение на весь день. А что вдохновляет вас? Что доставляет вам радость и может являться источником эмоционального восстановления? Как можно увидеть больше позитива в своей жизни? Что вы могли бы изменить или добавить в свою жизнь, чтобы испытывать в течение дня больше радости?

Умственная энергия — это способность осознанной концентрации, внимания и фокуса. Ресурс умственной энергии восполняется тогда, когда человек позитивно мыслит, находится во времени и оттачивает навыки целеполагания, применяя к жизни творческий подход и принимая мир таким, какой он есть. Восполнять этот уровень проще, когда вы находитесь в физически и эмоционально ресурсном состоянии. Если несколько дней почти не спать или быть сильно чем-то расстроенным, то для концентрации внимания нужны неимоверные усилия. И наоборот, если бодр и испытываешь позитивные эмоции, то все получается легко и красиво.

И помните, что на чём концентрируется человек, туда и направляется его энергия. Что может повысить вашу осознанность? К чему вы стремитесь? Представьте наилучший вариант развития вашего будущего. Какое это будущее? Что видите? За что вас благодарят окружающие вас люди? Какие эмоции вы испытываете? Благодаря чему вам удалось достичь этого будущего? Что вы готовы сделать уже сейчас?

Духовная энергия — это уровень приверженности тому, что мы делаем, понимая «зачем» мы это совершаем. Духовная энергия питает нас тогда, когда наша деятельность соответствует нашим глубинным ценностям, когда существует баланс между обязательствами перед другими людьми и заботой о себе, когда жизнь наша гармонична, и мы знаем «зачем» мы проЖИВаем нашу жизнь. Что наполняет вашу жизнь смыслом? Что даем вам наиболее полное ощущение самореализации? Почему это важно для вас? Чем в своей жизни вы больше всего гордитесь? И что в этом ценного для вас? Чему в вашей жизни вы благодарны больше всего?

«Настоящий мастер не тот, кто выжимает силы из своего организма до последней капли, а тот, кто, бережно его используя, доводит до совершенства». Когда вы поддерживаете высокий уровень энергии на всех четырех уровнях, вы живете в потоке на полной мощности, реализуя себя и даря этому миру все лучшее, что в вас есть. «Да пребудет с вами сила».

Литература:

  1. Карьерист.ру — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://careerist.ru/news/top-10-samyx-stressovyx-professij-v-rossii.html (дата обращения: 10.04.18).
  2. Sarina Houston — The I'M SAFE Checklist [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.thebalancecareers.com/the-i-m-safe-checklist-282948 (дата обращения: 15.04.18).
  3. Тони Шварц — Жизнь на полной мощности. Управление энергией — ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью [Текст]: [пер. с англ.] / Тони Шварц, Джим Лоэр /. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ресурсное состояние, жизнь, духовная энергия, работа, учитель, энергия, ваша жизнь, высокий уровень, последняя капля, умственная энергия.


Ключевые слова

работа, жизнь, баланс, энергия, забота, радость обучения, ресурсное состояние, принятие

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях

В статье рассмотрена актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях, рассмотрены цели, задачи и основные направления службы медиации в образовательных организациях. Создание службы медиации — это совместный путь...

Умственно отсталый ребенок. Общее и коллективное развитие

Информирован, значит, вооружен — это простой принцип работы в любой сфере. В педагогике нужно быть особенно внимательным и чутким, уметь отбирать нужное от бесполезного, правильное от ложного. Развитие молодого поколения — это долг и большая ответств...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Использование воспитательного потенциала урока

В статье идёт речь о том, что педагог обязан помочь растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития, необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечи...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Похожие статьи

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях

В статье рассмотрена актуальность использования службы медиации в дошкольных образовательных организациях, рассмотрены цели, задачи и основные направления службы медиации в образовательных организациях. Создание службы медиации — это совместный путь...

Умственно отсталый ребенок. Общее и коллективное развитие

Информирован, значит, вооружен — это простой принцип работы в любой сфере. В педагогике нужно быть особенно внимательным и чутким, уметь отбирать нужное от бесполезного, правильное от ложного. Развитие молодого поколения — это долг и большая ответств...

Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника

В статье представлена принципиальная позиция учителя-практика в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников. В руках учителя-словесника бесценный опыт человечества. Именно литература и искусство, создавая нравственно-психологический идеал, с...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Воспитательная работа в учреждениях НПО

В статье рассматриваются вопросы, связанные с постановкой воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования. Воспитательная работа в учреждениях НПО направлена на становление личности. Поддержать и развить Человека в человеке, ...

Развитие этической культуры менеджера в системе профессионального образования

Статья освещает общие контуры формирования этической культуры менеджеров. Успех в бизнесе и предпринимательской деятельности во многом определяется нравственностью. Положение Протагора «Человек — мера всех вещей» наиболее актуально в современную эпох...

Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания

Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагае...

Использование воспитательного потенциала урока

В статье идёт речь о том, что педагог обязан помочь растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития, необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечи...

Игра как эффективное средство обучения школьников иностранному языку

Данная статья посвящена изучению понятия «игра» в широком смысле слова, а также в качестве эффективного средства формирования личности школьника и реализации его потребности воздействия на мир, а в частности изучение иностранного языка. Игра в педаго...

Задать вопрос