В статье рассматриваются особенности современного озеленения исторических объектов ландшафтной архитектуры. На примере Троице-Сергиевой Лаврой демонстрируется существующая практика благоустройства территории. Рассматриваются принципы работы с историческими объектами, специфика разработки проектов.
Приведённый иллюстративный ряд, наглядно демонстрирует опыт озеленения благоустройства исторического объекта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (далее СТСЛ).
Ключевые слова: исторический объект, объект культурного наследия, ЮНЕСКО, озеленение, благоустройство.
The article discusses the features of modern landscaping historical objects of landscape architecture. For example, the Trinity-Sergius Lavra demonstrates the practice of landscaping. Describes the principles of working with historical objects, the specifics of project design.
Illustrative series, demonstrates experience in the landscaping beautification of the historical building of the Holy Trinity-St. Sergius Lavra ('e stsl).
Keywords: historical site, cultural heritage site, UNESCO, gardening, landscaping
Исторический объект — это объект культурного наследия, созданный человеком, сохранивший до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, исторической, этнографической и научной точки зрения. Все творения человечества есть зеркальное отражение тысячелетий жизни и развития людей, их переживаний, вероисповеданий, философий и достижений. Мы меняемся, памятник искусства и его окружение так же меняется. Поэтому, говоря о озеленении исторических объектов, мы прежде всего должны знать их жизненный путь. В какое время и в какой среде родился очередной феномен, с какой целью он был создан и как использовался в последующем. [2]
Например, Садово-парковому искусству России, допетровского времени характерны преобладание утилитарной и религиозной функций садов над эстетической. При Киевской Руси существовал культ растений, почитались священные рощи и такие деревья, как дуб (являвшийся образом долголетия и мощи), береза (символизировавшая добро, плодородие), липа (почитавшаяся древом Богородицы, символом женского начала). В древнерусских городах сохранялись луга и рощи. При монастырях создавали участки с лекарственными и декоративными растениями. [3]
В 15–16 веках появились сады при усадьбах, чаще всего они были плодовыми. До средины 17 века не было деления усадьбы на парадную и хозяйственную часть.
Характерными чертами русских садов допетровского периода были:
1) сочетание утилитарной и эстетической функций
2) наличие регулярных элементов и их свободное размещение в планировке усадьбы
3) свободное расположение всех планировочных элементов с учетом природных условий
4) отсутствие ансамблевого единства и осевого решения в планировке
5) широкое распространение рощ
6) устройство верховых садов в кремлёвских и монастырских угодьях. [3]
Максимальный толчок развитию садово-паркового искусства в России отмечен в 18 веке при правлении Петра I.
Характерными чертами русских садов петровского периода являются:
1) каналы и цветники;
2) голландское влияние;
3) расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев.
4) регулярный стиль, присущий эпохе барокко. [3]
Рассмотрим существующую практику озеленения исторических объектов на примере благоустройства территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в настоящее время. Специфика налицо: монастырские ансамбли несли множество функций: духовные, оборонительные, общественные, хозяйственные. В зависимости от времени основания церквей, эпохи возникновения святилищ, меняется и облик территории.
Что такое монастырь и его сады? Отношение человека к ним менялось. Например, в XIV—XV веках скитальцы отшельники чтили божественной первобытную, девственную, не тронутую рукой человека природу. Среда, где основана обитель, символизирует мир Бога, свободный от всего нечестивого. Поэтому при выборе места для будущего монастыря главную роль играло качество ландшафтного окружения. Таким образом основывалось значительное число известных монастырей, начиная Сергием Радонежским, Нилом Соровским. [5]
Наличие благоустройства территории не может быть лишь самоцелью исторического объекта. Что важно для территории монастырей и ее посетителей: духовная составляющая, привлечение посетителей верующих, создание атмосферы неба на земле. Церковная обитель отличается особенной духовностью, уникальной эстетикой.
Монастырь — обитель Бога и его служащих, а его девственное окружение символизирует священность места. На протяжении веков, человек, пытаясь приблизиться к Богу, изменял и саму природу, видя в ней, как Адам и Ева узрели свою наготу, несовершенство, и пытаясь упорядочить ее. Храм, как омофор Пресвятой Богородицы, защищал русских людей не только духовно и нравственно, но и физически, укрывая в своих стенах рабов божьих от нападений врагов. И задача ландшафтного архитектора при озеленении монастыря как исторического объекта в 21 веке передать истинную сущность веры, которая дает нам надежду на спасение человечества. Мы должны донести современному человеку простые истины и ценности жизни, и сделать природу связующим звеном человека и Бога. [4]
Бог нас учит всепрощающей любви, смирению и вере. Но что же должен нам поведать монастырский сад? Показать рай на земле, чтобы возникла тяга самосовершенствования и искупления, исправления. Помочь очистить душу, мысли, сердце от злобы и жестокости, попав в другой мир со своими законами.
Архитектурный ансамбль СТСЛ входит в перечень особо охраняемых объектов ЮНЕСКО, что делает благоустройство и озеленение объекта культурного наследия более интересным и вместе с тем сложным процессом. [7]
С какими трудностями встречается ландшафтный архитектор на таких территориях? Так как ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры развивался на протяжении 8 веков, он представляет собой комплекс сооружений, построенных в совершенно разных стилях. Задачей специалиста в данном случае является объединение подобного стилевой мозаики ландшафтной архитектурой местности, не нарушив при этом сложившиеся устои и правила мужского монастыря.
Другой сложной задачей является сохранение реликтовых деревьев на территории объекта и их грамотное использование в композициях.
Содержание зеленых насаждений объекта культурного наследия так же имеет свою специфику.
На территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры обслуживаются и производится технологический уход за следующими зелеными насаждениями:
Деревья: 729 шт., из них: реликтовые: 46 шт (диаметр ствола > 45 см.); в групповых посадках: 54 шт; в живой изгороди: 138 шт; в рядовой посадке: 76 шт; в одиночной посадке: 461 шт.
Кустарники: 2889 шт., из них: в групповой посадке: 1915 шт, в рядовой посадке: 626 шт; в одиночной посадке: 348 шт
Лианы: 30 п.м. Плодовый виноград отнесен к кустарникам.
Цветники из многолетников: 922 кв.м. Преобладают хосты; дополнитльно используются ирисы, лилейники, папоротник орляк, вербейник, брунера
Цветники из однолетников: 712 кв.м. В основной массе это алиссум, бегония, петуния, пеларгония, сальвия, львиный зев, колеус.
Газон: 19423 м2
Служба озеленения лавры, производящая технологический уход за насаждениями и воплощающая реализацию проектов в натуре, состоит из следующих штатных единиц: мастер по озеленению-1человек, бригадир-1 человек, садовник-15 человек.
При проектировании новых растительных композиций на территории исторического объекта ландшафтный архитектор, в поисках идеального варианта, проходит следующие этапы создания концепции: изучение истории развития объекта, анализ его исторических планов и ассортимента растений, поиск исторических чертежей цветников и композиций объекта проектирования и современная интерпретация способов их воплощения.
Одним из итогов такой трудоемкой работы было воплощение цветника на Соборной площади в 2017 году по чертежу, разработанному на основе исторических эскизов.
Как создавался данный цветник.
В ходе изучения исторических планов-аналогов выявлены проекты цветников соответствующие монастырским угодьям и времени расцвета территории (конец 18-го века).
Рисунок цветника несет православное символическое значение, колористическое решение композиций из цветочных культур принимается в гармонии с архитектурным решением территории. Композиции так же могут быть выполнены в пейзажном стиле, подчеркивая первоначальное размещение святых обителей в отчуждении от светского мира, в нетронутой человеком природе. [1]
Православная символика издавна используется в мощении, убранстве сооружений. Для проекта цветника на Соборной площади был выбран православный символ лилия — знак любящей Бога души, невинности и чистоты. Данный символ обычно размещали на входе перед церковью, поэтому мы ввели такой мотив в цветник на Соборной площади — главной на территории. Цветовое решение для данного места выбрано в красно-белой гамме, что гармонизует с окружающими сооружениями Успенским собором и Надкладезной часовней. [7]
Чтобы понять, какой ассортимент растений использовали в монастырях, изучались исторические справки, описания, художественные произведения.
Так Иван Сергеевич Шмелев в своей книге 1937 года «Пути небесные» про инженера Виктора Вейденгаммера (1843–1916) описал цветы монастырских угодий так:
«Здесь особые цветы, «церковные»: астры, георгины, бархатцы, бессмертники… вон, за канавкой спаржи. И душистый горошек…»
Про приусадебные сады автор писал: «Сама вскопала в саду клумбы, купила летников и посадила — георгины, петунии, горошек, резеду и астры — цветы обителей». [5]
Георгины в монастырском саду считали самыми духовными цветами, чистыми, бесстрастными, их называли земными звездами и сравнивали с церковным вином. [6]
Упоминания о садовом хозяйстве лавры найдены так же в Историческом описании Свято-Троицкой Сергиевой Лавры А. В. Горского 1910 г.:
«1784 г. В Пафнутьевском саду были высажены: 406 яблонь, 192 груши, 388 вишен, слив и чернослива. К середине XVIII в. обе части сада объединили в одно хозяйство. К концу столетия впервые встречается название этого хозяйства — Пафнутьев сад. Помимо непременных яблонь и красной смородины в саду выращивали и другие культуры, необходимые для братской трапезы и больницы. В садовой оранжерее выращивали землянику, виноградную лозу, множество разнообразных цветов, а также персики, сливы, абрикосы лимоны. Во второй половине XIX в. Пафнутьев сад превратили в тенистый парк, цветники и грядки оставили лишь перед Луковой башней, возле которой в 14 веке был луковый огород». [5]
Архивы по проектам цветников и ассортименту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, к сожалению, утеряны. Но проведен анализ проектов цветочного оформления аналогичных объектов.
Найдены архивы культивируемых растений Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада за 200 лет его существования с начала 19-го века. [2]
Изучены издания цветочного оформления и проектов 19-го века авторов: А. Регель «Изящное садоводство и художественные сады», Н. Кичунов «Цветники и партеры», К. Епанчин «Ландшафтный сад», диссертация М. Максименко «Изучение динамики травянистых растений и ее значение при реставрации исторических парков России» ассортимента исторических территорий. На базе данных источников разработана таблица исторического ассортимента растений, которые дошли до наших дней, предназначенных для благоустройства монастырских территорий, объектов культурного наследия.
После создания эскиза концепции цветника, на основе проведенных анализов исторического ассортимента растений, выполнялись разбивочные и посадочные чертежи. После проект выносился в натуру садовниками Сергиевой лавры.
Рис. 1. а) Фото. Цветник на Соборной площади б) Визуализация концепции цветника на Соборной площади
Рис. 2. а) Посадочный чертеж б) Разбивочный чертеж цветника на Соборной площади
Рис. 3. а), б) Фото. Произведение разбивки и посадки цветника
Рис. 4. а) Цветник на Соборной площади. Итоги реализации проекта. б) Вид с колокольни
Приведённый иллюстративный ряд, наглядно демонстрирует сложившийся опыт озеленения объекта культурного наследия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, его приемы и способы реализации.
Литература:
- Ананьева А. В., Веселова А. Ю. Сады и тексты. (Обзор новых исследований о садово-парковом искусстве в России) [Электронный ресурс]
- А. А. Фишер-фон-Вандейгейм: Императорский С.-Петербургский Ботанический сад за 200 лет его существования.- Петроград, 1913–1915
- Вергунов А. П. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до нач. 20 в.). — М.: Культура, 1996. — 431 с
- Епанчин К. П. Ландшафтный сад. — 3-е изд., пересм., переиздание 1878. — М.: Кладезь-Букс, 2007. — 112 с.
- Регель. А. Э. Изящное садоводство и художественные сады. Историко-дидактический очерк. — СПб: Изд. Г. Б. Винклер, 1896. — 448 с.
- Соколова Т. А., Бочкова И. Ю., Цветочное оформление: Учебник. М.: Академия, 2003 г. 108 с.
- Ю. Балабанова Изящное убранство курдонера усадебного ансамбля XIX- нач. XX веков. — Мир искусств 03 (11) 2015. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izyaschnoe-ubranstvo-kurdonera-usadebnogo-ansamblya-xix-nach-xx-vekov (дата обращения 10.11.17)