В данной статье рассматривается влияние инвестиций в науку и образование на мировой рынок высокотехнологичной продукции, анализируются подходы разных государств к инвестициям по этим направлениям. Приводятся и анализируются статистические данные, которые позволяют оценить результат данных инвестиций применимо к рассматриваемому рынку.
Ключевые слова: высокотехнологичная продукция, инвестиция, образование, наука, высшее образование, мировой рынок, влияние инвестиций, оценка влияния инвестиций, анализ, патент, научная деятельность, образовательная сфера, частный сектор, развитие науки.
Для рассмотрения вопроса влияния инвестиций в науку и образование необходимо отметить, что данная тема актуальна не только для высокотехнологичной отрасли промышленности, но и для всей мировой промышленности в целом. Также необходимо учитывать степень проникновения высоких технологий в другие отрасли. При проведении анализа воздействия финансирования науки и образования на развитие рынков следует отметить, что каждое государство фокусируется на развитии определенных отраслей, исходя из текущих экономических и политических реалий. Например, ряд стран, в силу определенных причин, делает упор на развитие военно-промышленного комплекса для поддержания обороноспособности внутренних сил. Для сохранения конкурентоспособности ВПК необходимо внедрение новых технологий, что сопровождается наличием в этих государствах устоявшихся направлений финансирования. Благодаря тесной взаимосвязи данной отрасли с другими, и возможности применения военных разработок в гражданской промышленности наблюдается двойной эффект от расходов на науку.
Под финансированием науки следует понимать не только инвестиции непосредственно в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), но и средства, затраченные на развитие управляющих структур и механизмов регулирования в области наук (органы по научному консультированию, по формированию научно-технической политики, научные комитеты), а также средства, затраченные на проведение научных форумов, на организацию площадок для обмена технологиями и НИОКР в государственном и частном секторе. Поскольку НИОКР может состоять из нескольких стадий, которые классифицируются на основании наличия признаков самостоятельного планирования и финансирования, постольку количество патентов, новых наименований продукции и выгодоприобретателей может быть сложно прогнозируемо. За исключением ситуации, когда НИОКР выполняется с целью реализации конкретного проекта.
Для оценки влияния инвестиций в науку сложно выявить какие-либо количественные показатели, потому что даже объем и общепризнанное качество научных достижений, а также зарегистрированных патентов, не является для этого достаточным. В качестве примера можно привести ситуацию, когда патент по итогам разработки может принадлежать как разным государствам, так и различным хозяйствующим субъектам. Стоит отметить, что полученные бенефициарами доходы от НИОКР по схожим причинам как сложно прогнозируемы, так и сложно исчислимы. Как следствие, оценивать рентабельность вложений в организацию и проведение различных НИОКР весьма проблематично. Однако, в случае если работы завершатся успешно, то инвестиции, вложенные в них, как минимум будут возвращены.
Инвестиции в образование — это комплекс расходов, который может включать в себя: приобретение и модернизацию материально-технической базы учебных заведений, финансирование строительства, функционирования и модернизации образовательных учреждений, формирования фондов оплаты труда сотрудникам, безвозмездное софинансирование получения образования учащимся, расходы по разработке и составлению учебных программ, а также иные расходы.
Для поддержания и увеличения темпов роста экономики требуется постоянно растущий, как в качественном, так и в количественном показателях, рынок труда, что в свою очередь требует необходимость организовывать и достаточным образом финансировать все уровни образования. Исторически в разных государствах сложились национальные подходы к построению системы образования. Несмотря на отличия, в любой стране система дошкольного и начального образования направлена на получение базового уровня грамотности населением. В большинстве стран организация получения гражданами среднего образования, устроена таким образом, что наряду с принятым в государстве минимумом обучающийся может получать достаточные для работы в определенной отрасли знания. Процесс получения высшего образования и требования, которые составляются для аттестации студентов в разных странах для схожих специальностей весьма отличаются также, как и стоимость его получения. Рынок высокотехнологичной продукции требует наличия сотрудников с соответствующими уровнями прикладного или фундаментального образования.
Для проведения анализа необходимо учитывать динамику общего количества, занятости и успешности научных работ выпускников высших учебных заведений. Для оценки успешности инвестиций в образовательную сферу необходимо провести анализ динамики степени удовлетворенности рынка труда полученной новыми сотрудниками квалификацией.
Сфера образования тесно связана с институтом ведения научной деятельности. В ряде стран большинство НИОКР производится в учреждениях, тесно связанных или напрямую входящих в состав высших учебных заведений. Достаточно популярной практикой является совмещение участия в образовательных процессах наряду с исследовательской или конструкторской деятельностью как преподавательского состава, так и студентов. Как следствие, при оценке влияния комплексных инвестиций по конкретному отраслевому направлению, наиболее значимыми показателями результативности, наряду с другими, можно считать общее количество и динамику количества персонала научно-исследовательских центров, различных лабораторий или иных площадок, предназначенных для проведения НИОКР.
В мире существует несколько подходов к процессу инвестирования в научную и образовательную сферы, различающиеся прежде всего по структуре инвестиционного портфеля и источникам привлечения денежной массы. По различным причинам, будь то традиционные, исторические или экономические, в ряде стран мира доли государственного и частного капитала в общем инвестиционном потоке значительно отличаются. Также стоит отметить, что в силу тех же и ряда других причин, отличия наблюдаются и в политике государства по отношению к развитию науки.
Если не акцентировать внимание на источнике финансирования, то можно условно выделить три принципиально отличающихся подхода государств к развитию науки и образованию. Первый представляет собой краткосрочные инвестиции в НИОКР, как правило с привлечением иностранного человеческого ресурса, для достижения конкретной задачи в жестко установленные сроки. Стоит отметить что система образования в этом случае не получает должного внимания и финансирования. Обучение граждан происходит косвенно, посредством взаимодействия с высококвалифицированным приглашенным персоналом, что в свою очередь создает необходимый базис для развития данной отрасли или комплекса отраслей науки в своей стране. Однако по ряду причин это происходит далеко не всегда. Второй способ является противоположностью первого. Инвестиции являются долгосрочными и направляются на построение и планомерное развитие государственных систем образования и науки посредством внутренних ресурсов. В данном случае не происходит взрывного прорыва и резкого увеличения количества НИОКР, однако создается крепкий фундамент и благоприятная атмосфера на будущее. Третий и наиболее распространенный подход заключается в комбинировании первых двух. Объем инвестиций неравномерно распределяется как на решение текущих задач, так и на создание задела на будущее.
Фактическим результатом НИОКР в зависимости от масштаба проекта может являться разное количество научных-исследовательских работ, а также патентов наряду с непосредственно объектами разработки или результатами исследований. Несмотря на практику составления технических заданий на исполнение НИОКР нельзя не учитывать наличие рисков заказчика, выражающихся в несоблюдении сроков или возможно полным неисполнением работ, что не позволяет реально оценить возвратность инвестиций. Наряду с этим мировая практика проведения НИОКР также примечательна тем, что возможны разные формы организации распределения прав на полученные результаты. Как следствие, если оценить реальное влияние инвестиций на примере одной конкретной НИОКР достаточно проблематично, то и анализ совокупных инвестиций государственного и частного сектора в НИОКР в целом по стране в конкретный год будет весьма условным.
Если оценивать влияние вложений в НИОКР в рамках конкретной отрасли или в целом по стране, рынку, миру в разрезе получения определенной материальной выгоды, то для анализа необходимо учитывать основную особенность, заключающуюся в том, что сроки исполнения разных работ сильно различаются. Поставленные перед специалистами задачи при исполнении НИОКР весьма уникальны, количественные и качественные показатели продукции или особенности разрабатываемых технологий настолько неоднородны для разных сфер, что использовать унифицированный подход к анализу даже в рамках конкретного рынка весьма самонадеянно.
Анализируя влияние инвестиций в науку, также стоит отдельно выделить научно-исследовательские работы и в целом деятельность исследовательских центров, кафедр университетов, конструкторских бюро и схожих по назначению организаций. Финансирование деятельности обозначенных учреждений в разных государствах организованно по-разному, что усложняет сбор статистических данных, однако результаты их деятельности несомненно оказывают влияние на мировой рынок высокотехнологичной продукции.
Следует отдельно отметь такие направления инвестиций в научно-исследовательскую деятельность как инвестиции в фундаментальную науку. В качестве примера можно обозначить: финансирование изучения космоса (строительство обсерваторий, спутников и схожих по масштабам материальных затрат проектов), финансирование проектов по исследованию нерешенных проблем физики. Проекты данных направлений требуют больших затрат на всех этапах функционирования, начиная со строительства. Ярким примером является большой адронный коллайдер (БАК). Вложения в данные отрасли следует отметить особо, так как окупаемость столь весомых затрат на создание и поддержку подобных проектов рассчитать по ряду причин невозможно. В случае с затратами на изучение космоса инвестиции являются крайне долгосрочными. Аналогичный вывод можно сделать и в области финансирования работ БАК. Однако, ввиду наличия прогресса в ряде исследований можно предположить, что в ближайшие годы в качестве одного из результатов научной деятельности будет представлен новый источник энергии и технология по её получению. В противовес можно указать направление с краткосрочными инвестициями — научно-исследовательские работы в области разработки новых информационных технологий.
Как было сказано выше, в мире существует несколько подходов к инвестированию в науку и образование, но разграничить эти денежные потоки достаточно проблематично. Поскольку степень взаимного влияния этих инвестиций не очевидна, то статистические данные, с помощью которых можно будет сделать анализ и общий вывод, собираются отдельно.
Для оценки влияния инвестиций в науку и образование на мировой рынок высокотехнологичной продукции были выбраны статистические данные по следующим странам: США, Китай, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Южная Корея, Российская Федерация. Выбор обусловлен рейтингом стран по экспорту высокотехнологичной продукции. Из 8 верхних позиций данного рейтинга для анализа был исключен Сингапур в силу особенностей данного региона и, как следствие, сложности для анализа. Российская Федерация добавлена для сравнения. Для выявления тенденций и анализа эффективности инвестиций в науку был проведен анализ следующих статистических данных, представленных как результат влияния инвестиций: количество научных статей, патентов, выданных государственными организациями.
Таблица 1
Статистические данные для анализа рынка высокотехнологичной продукции
Страна |
Население |
ВВП |
||||||
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
2000 |
2005 |
2010 |
2015 |
|
США |
282162411 |
295516599 |
309348193 |
320896618 |
10284779 |
13093726 |
14964372 |
18120714 |
Германия |
82211508 |
82469422 |
81776930 |
81686611 |
1949953 |
2861410 |
3417094 |
3375611 |
Франция |
60912498 |
63179356 |
65027512 |
66624068 |
1368438 |
2203678 |
2646837 |
2433562 |
Великобритания |
58892514 |
60401206 |
62776365 |
65128861 |
1647951 |
2520701 |
2441173 |
2885570 |
Китай |
1262645000 |
1303720000 |
1337705000 |
1371220000 |
1211346 |
2285965 |
6100620 |
11226185 |
Япония |
126843000 |
127773000 |
128070000 |
127141000 |
1211346 |
2285965 |
5700098 |
4379869 |
Южная Корея |
47008111 |
48184561 |
49554112 |
51014947 |
561633 |
898137 |
1094499 |
1382764 |
Россия |
146596557 |
143518523 |
142849449 |
144096870 |
259708 |
764017 |
1524916 |
1326324 |
Расходы на образование |
Расходы на НИОКР |
|||||||
США |
462815,055 |
589217,67 |
718289,856 |
924156,414 |
277689 |
366624,33 |
404038 |
507380 |
Германия |
79948,073 |
117317,81 |
160603,418 |
158653,717 |
52648,73 |
80119,48 |
99095,73 |
97892,72 |
Франция |
67053,462 |
107980,222 |
134988,687 |
121678,1 |
30105,64 |
48480,916 |
58230,41 |
53538,36 |
Великобритания |
67565,991 |
118472,947 |
134264,515 |
155820,78 |
28015,17 |
42851,917 |
39058,77 |
49054,69 |
Китай |
21804,228 |
41147,37 |
109811,16 |
202071,33 |
20592,88 |
41147,37 |
115911,8 |
235749,9 |
Япония |
37551,726 |
70864,915 |
182403,136 |
135775,939 |
37551,73 |
73150,88 |
182403,1 |
144535,7 |
Южная Корея |
16287,357 |
30536,658 |
47063,457 |
56693,324 |
19657,16 |
34129,206 |
43779,96 |
58076,09 |
Россия |
9349,488 |
28268,629 |
57946,808 |
51726,636 |
2856,788 |
7640,17 |
15249,16 |
14589,56 |
Заявки на патенты |
Статьи в НТ журналах |
|||||||
США |
164795 |
207867 |
241977 |
288335 |
379701 |
409853 |
429139 |
|
Германия |
51736 |
48367 |
47047 |
47384 |
82969 |
97179 |
105775 |
|
Франция |
13870 |
14327 |
14748 |
14306 |
59581 |
70177 |
72224 |
|
Великобритания |
22020 |
17833 |
15490 |
14867 |
84993 |
95489 |
101407 |
|
Китай |
25346 |
93485 |
293066 |
968252 |
164747 |
316915 |
411268 |
|
Япония |
384201 |
367960 |
290081 |
258839 |
109662 |
108292 |
99812 |
|
Южная Корея |
72831 |
122188 |
131805 |
167275 |
31647 |
50935 |
64523 |
|
Россия |
23377 |
23644 |
28722 |
29269 |
33092 |
33961 |
53061 |
|
Экспорт ВТ товаров |
Импорт ВТ товаров |
|||||||
США |
197466 |
190737 |
145932 |
154345 |
214319,6 |
232327,48 |
275331,2 |
313620,5 |
Германия |
85541 |
146388 |
158507 |
185556 |
53173,82 |
83258,85 |
92307,65 |
85530,56 |
Франция |
58765 |
70505 |
99735 |
104339 |
19612,78 |
33514,081 |
48564,67 |
63529,78 |
Великобритания |
71717 |
82538 |
60172 |
69417 |
62753,46 |
66103,986 |
53983,09 |
51656,05 |
Китай |
41735 |
215928 |
406089 |
549799 |
25229,19 |
142879,47 |
252957,1 |
368142,1 |
Япония |
128902 |
125445 |
122102 |
91513 |
54485,95 |
62642,295 |
75229,44 |
80559,62 |
Южная Корея |
54332 |
83907 |
121478 |
126526 |
33240,67 |
38447,032 |
49486,63 |
61829,96 |
Россия |
3907 |
3820 |
5075 |
9677 |
1558,81 |
9659,442 |
20882,72 |
17564,91 |
Количество грамотного населения |
Получивших высшее образование |
|||||||
2013 |
2008 |
2013 |
||||||
США |
86 |
2782200 |
3308490 |
|||||
Германия |
99,8 |
|||||||
Франция |
99 |
628090 |
726540 |
|||||
Великобритания |
99 |
676200 |
791950 |
|||||
Китай |
93,3 |
7071050 |
9366200 |
|||||
Япония |
99 |
1033770 |
980900 |
|||||
Южная Корея |
99 |
605280 |
618280 |
|||||
Россия |
99,5 |
2064470 |
||||||
В настоящий момент большинство государств в своих программах указывают расходы на НИОКР как один из основных элементов модернизации экономики. Поэтому в качестве примера для реального выражения инвестиций указаны именно эти расходы. Для оценки влияния инвестиций в образование на мировой рынок высокотехнологичной продукции были рассмотрены количество грамотного населения и количество получивших высшее образование. В качестве общего показателя, отражающего результаты влияния инвестиций как в науку, так и в образования были выбраны данные об импорте и экспорте высокотехнологичной продукции. Так как различные виды финансирования науки или образования не могут в силу обозначенных в статье причин гарантировано обеспечить одинаковое воздействие на рассматриваемый рынок в четко определенные сроки, то для анализа были использованы статистические данные за разные годы. Данный подход также обеспечивает возможность оценить это влияние как на рынок, так и на экономику государства в целом анализируя динамику результирующих показателей.
Проанализировав представленную выше информацию в таблице можно заметить, что как экспорт, так и импорт высокотехнологичной продукции в период с 2000 по 2015 годы почти во всех странах вырос в несколько раз. Это в первую очередь обусловлено не инвестициями в образование и в науку за этот период времени, а большим скачком научно-технического прогресса, который был последствием научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности с сопутствующими инвестициями в течение предыдущих десятилетий. Исключением является Япония, падение показателей которой за период 2010–2015 гг. вызвано последствиями известных событий 2014 года.
Проводить детальный анализ всех приведенных в таблице показателей как в рамках данной работы, так и в принципе, нецелесообразно. Поверхностный анализ этих статистических показателей явно указывает на отсутствие жесткой прямой взаимосвязи между инвестициями в науку и образование и показателями, отражающими динамику рассматриваемого рынка.
В качестве примера рассмотрим Великобританию. Как мы можем заметить, в рассмотренные периоды времени показатель ВВП, а также количество инвестиций в образование и НИОКР показывают разнонаправленную динамику. В тоже время количество статей в научно-технических журналах и патентов, а также показатель количества ежегодно выпускаемых из высших учебных заведений студентов демонстрирует стабильный рост. Пример Великобритании самым лучшим образом доказывает высказанное выше предположение об отсутствии прямой взаимосвязи между финансированием науки и образования и ростом рынка высокотехнологичной продукции.
Стоит отметить, что несмотря на похожие количественные показатели грамотного населения, получившего высшее образование, публикаций научных статей в журналах, заявок на патенты, в некоторых странах при этом сильно отличаются как по темпам роста, так и, что особенно важно в денежном эквиваленте, показатели экспорта высокотехнологичной продукции. Если оценивать при этом также количественные показатели населения и ВВП в этих же странах, то можно прийти к выводу, что качество самого образования, научных работ и патентов сильно отличается. В свою очередь данное утверждение делает анализ еще более сложным поскольку выборка показателей в таком случае становится нерепрезентативной.
Проанализировав показатели ряда стран можно отметить, что в них расходы на науку и образование в денежном эквиваленте привязаны жестко к проценту от ВВП. Учитывая данный подход, при оценке динамики статистических данных можно заметить следующую особенность: при росте инвестиций в те же самые периоды времени может наблюдаться спад экспорта высокотехнологичной продукции. Это объясняется тем, что инвестиции в науку и образование не являются единственными составляющими комплекса факторов, влияющих на интенсификацию рынка высокотехнологичной продукции. Стоит отметить, что все эти меры влияют как на рынок, так и друг на друга. И оценить степень и границы их влияния невозможно.
В заключение следует отметить, что при рассмотрении вопроса целесообразности инвестирования в науку и образование в первую очередь необходимо учитывать, что если по определенным причинам в отдельно взятом государстве длительный период времени будет наблюдаться спад этих инвестиций, то это повлечет за собой снижение количества квалифицированных участников рынка труда. Уменьшение же количества специалистов на рынке, в целом сильно повлияет на всю экономику государства, а понижение их квалификации особенно сильно отразится на рынке высокотехнологичной продукции.
Литература:
- Доклад ЮНЕСКО по науке. На пути к 2030 году // UNESCO sience report 2030. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235406r.pdf.
- Мировой Атлас Данных // Knoema. URL: https://knoema.ru/.
- World Bank Open Data // The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/.
- THE GLOBALTECHNOLOGY REVOLUTION // Bio/Nano/Materials Trends and Their Synergies with Information Technology by 2015. URL: https://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monograph_reports/2005/MR1307.pdf.