Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 27.04.2018

Статья просмотрена: 15260 раз

Библиографическое описание:

Иванченко, А. Г. Понятие высокотехнологичной продукции. Анализ российской и зарубежной литературы / А. Г. Иванченко, Д. С. Ушаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49692/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматривается понятие высокотехнологичной продукции, отличие высокотехнологичной продукции от наукоемкой продукции и продукции инновационной деятельности. Проведен анализ подходов российских и зарубежных ученых к определению данных понятий. Рассматриваются различные подходы к классификации отраслей промышленности и критерии их отнесения, исходя из объема затрат на отраслевую науку, к той или иной категории.

Ключевые слова: мировой рынок высокотехнологичной продукции, высокотехнологичные продукты, высокотехнологичное производство, высокотехнологичная отрасль, международная специализация, ОЭСР, ЮНИДО, НИОКР, инвестиции, инновации, наукоемкая продукция, наукоемкость, продукция инновационной деятельности.

Для понимания сущности и структуры мирового рынка высокотехнологичной продукции необходимо дать определение следующим терминам и понятиям: высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная продукция. В настоящее время существует множество классификаций отраслей промышленности. Отнесение того или иного производства к высокотехнологичному или наукоемкому достаточно условно. На текущий момент в современных научных трудах ученые из разных страна мира дают множество понятий. Наиболее точно, на мой взгляд, они раскрываются в следующих определениях.

В отечественной литературе понятие наукоемкой продукции было прекрасно раскрыто профессором А. Е. Варшавским: «Наукоемкая продукция — продукция, при производстве которой характерны превышающий некоторый фиксированный уровень объемы затрат на НИОКР по отношению к объему выпускаемой, либо отгруженной продукции, добавленной стоимости или величине основных факторов производства (производственных фондов или труда)».

Как структурное составляющие и как следствие из этого определения вытекает определение наукоемкости, данное профессором Варшавским в этой же статье: «Наукоемкость — экономический показатель, который определяется как расходы на НИОКР в расчете на единицу валовой, товарной или отгруженной продукции».

В проекте Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции» от 1 ноября 2012 года дано следующее определение инновационной продукции: «К инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, основу которых составляют результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых принадлежат производителю, и удовлетворяющих одному из следующих критериев:

– использование в продукции в течение последних трех лет научно-технических и (или) технологических решений, значительно улучшающих или создающих новые потребительские свойства;

– более высокая (в сравнении с существующими аналогами) экономическая и (или) экологическая эффективность на стадиях жизненного цикла продукции».

Через определение продукции инновационной деятельности в этом же документе дается определение высокотехнологичной продукции: «К высокотехнологичной продукции относится инновационная продукция, при производстве которой используются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и (или) перечню критических технологий страны».

На мой взгляд, в данном понятии, являющимся официальным в России, сказывается сильное влияние государства на принятие решения об отнесении продукции к высокотехнологичной. В работе Т. В. Коночкиной дано наиболее корректное, на мой взгляд, определение: «Высокотехнологичная продукция — это продукция, выпускаемая предприятиями наукоемких отраслей, произведенная с использованием новейших образцов техники и технологий, с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала, воплощающая современные научные достижения, передовой опыт и обладающая высокой социально-экономической эффективностью».

Как мы можем заметить, понятия наукоемкой и высокотехнологичной продукции во многом близки, но не являются взаимозаменяемыми. Исходя из выше обозначенных определений, следует, что наукоемкая продукция не всегда будет высокотехнологичной, поскольку высокая доля затрат на НИОКР теоретически может присутствовать в любой отрасли производства, не только в высокотехнологичном сегменте. Обратное утверждение тоже не всегда верно.

В данный момент в мире существует две наиболее авторитетных классификаций высокотехнологичных отраслей промышленности: классификация Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). При составлении классификации ЮНИДО были использованы разработки ОЭСР, однако в ней отрасли промышленности делятся на три группы: высокотехнологичные, среднетехнологичные и низкотехнологичные. Стоит отметить, что согласно данной классификации, высокотехнологичный сектор также включает в себя и среднетехнологичные отрасли высокого уровня.

По методике ОЭСР к высокотехнологическим относят такие отрасли, в отгруженной продукции которых доля затрат на отраслевую науку составляет более 5 %. К средне-высокотехнологическим относятся отрасли, доли затрат на исследования и разработки в которых составляют 2,5 до 5 %, к среднетехнологическим — от 1 до 2,5 %, и к низкотехнологическим — ниже 1 %.

Ниже приведена классификация отраслей по степени технологичности согласно ОЭСР.

Высокотехнологичные отрасли:

– авиакосмическая;

– фармацевтика;

– производство офисной техники и компьютеров;

– производство радио- и телекоммуникационного оборудования;

– производство медицинского оборудования, точных и оптических приборов, а также часов.

Среднетехнологичные отрасли высокого уровня:

– электрические машины и оборудование;

– автомобили, прицепы и полуприцепы;

– химическое производство за исключением фармацевтики;

– железнодорожное оборудование и транспорт;

– машины и оборудование, не включенные в др. группы.

Среднетехнологичные отрасли низкого уровня:

– судостроение и ремонт судов и лодок;

– производство резины, каучука и пластика;

– производство кокса, нефтепродуктов и ядерного топлива;

– производство др. минеральных продуктов (кроме металлургии);

– металлургия.

Низкотехнологичные отрасли:

– прочие производства и переработка отходов;

– производство древесины, бумаги и издательская деятельность;

– производство продуктов питания, напитков и табака;

– текстильное производство, производство кожи и обуви.

Для сравнения приведем перечень отраслей промышленности, относящихся к высокотехнологичным, согласно классификации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию:

– химические изделия и продукты;

– офисная, бухгалтерская и компьютерная техника;

– электроника, оборудование для радио, телевидения и связи;

– медицинские, точные и оптические инструменты;

– автомобили, прицепы, полуприцепы и другое транспортное оборудование;

– машины и оборудование, не включенные в другие категории.

Проанализировав обе методологии, становится очевидным, что принципиальных отличий нет. Методология ООН является более общей, не выделяя в отдельные отрасли такие высокотехнологичные производства как: авиакосмическое, фармацевтику, военную промышленность, а также железнодорожное оборудование и транспорт. Классификация отраслей промышленности по степени высокотехнологичности в Российской Федерации основывается на данных классификации ЮНИДО. Поскольку большинство современных производств стараются внедрить инновационные разработки в свои технологические процессы и, как следствие, грани в этих классификациях между сферами становятся весьма условными, постольку процесс отнесения производства к той или иной сфере промышленности вызывает сложности.

Проведя анализ понятийной базы мирового рынка высокотехнологичной продукции, невозможно не отметить, что, не смотря на существование классификаций ОЭСР и ЮНИДО, четко сформулированных и общепринятых мировых стандартов деления рынка высокотехнологичной продукции на отрасли нет. Каждое государство, хотя и базируется на вышеуказанных методологиях, выдвигает свою концепцию сегментации рынка. Также разнятся и принципы деления рынка на отрасли, в связи с тем, что пороговый показатель затрат на НИОКР в различных методология установлен на разном уровне, да и определить его реальное долевое значение в конкретной отрасли крайне трудно, учитывая факт использования продукции одной отрасли при производстве другой.

Литература:

  1. Варшавский А. Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России // Экономическая наука современной России. — 2000. — № 2. — С.6.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс] // Проект приказа Минобрнауки России об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции. — 2012. — Режим доступа: http:// минобрнауки.рф / документы / 2665 / файл / 1155 / 12.09.26 — критерии.pdf
  3. Коночкина Т. В. Формирование производственной программы выпуска высокотехнологичной продукции. — Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2009. — С.21.
  4. OECD iLibrary: [Электронный ресурс] // OECD Science, Technology and Industry Outlook. — 2014. — Режим доступа: http:// www.oecd-ilibrary.org / science-and-technology / oecd-science-technology-and-industry-outlook-2014_sti_outlook-2014-en
  5. United Nations Industrial Development Organization: [Электронный ресурс] // Industrial Development Report. — 2013. — Режим доступа: https:// www.unido.org / fileadmin / user_media / Research_and_Statistics / UNIDO_IDR_2013_main_report.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): высокотехнологичная продукция, наукоемкая продукция, инновационная продукция, отрасль, инновационная деятельность, мировой рынок, мой взгляд, отгруженная продукция, производство, Российская Федерация.


Похожие статьи

Анализ мирового рынка высоких технологий

В данной работе раскрывается история становления понятия «высокие технологии», приводится характеристика классификации видов высоких технологий; также предлагается определение высокотехнологичной продукции. Приводятся рейтинги зарубежных и российских...

Влияние цифровых технологий и искусственного интеллекта на развитие мировой экономики

Статья посвящена цифровым технологиям и искусственному интеллекту, их влиянию на современную мировую экономику. Автор анализирует значение отдельных видов цифровых технологий для современной мировой экономики. Проводится анализ внедрения искусственно...

Современные тренды развития топливно-энергетического комплекса в России и мире. Проблема миграции рабочей силы и информационные технологии в производстве высокотехнологичных товаров топливно-энергетического комплекса

В статье авторы пытаются определить освещенность современных трендов развития топливно-энергетического комплекса в мировой практике, а также в сравнении с Россией. Также освещают проблематику миграции рабочей силы с помощью информационных технологий ...

Повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности России

В статье анализируется необходимость внедрения инноваций в агропромышленный комплекс России, рассматриваются наиболее перспективные способы перехода на инновационный тип развития, а также изучаются новейшие нормативно-правовые акты в данной сфере.

Концептуальные основы рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС

В статье проанализированы современные взгляды и особенности понятия рынка научно-технической продукции, а также выделены наиболее значимые из них. Рассмотрены аспекты формирования и развития рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС.

Оценка степени включенности региональной экономики в цепочки создания добавленной стоимости

В статье рассматриваются актуальные вопросы интеграции экономики российских регионов в глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС), играющих значительную роль в современной мировой экономике. На основе анализа экспортных и импортных квот, товарной с...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений

В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью иннова...

Товарная политика и её эффективное применение для инновационного развития предприятий в машиностроении

В статье рассмотрены основные особенности эффективного применения товарной политики, способствующие развитию промышленности и экономики нашей страны.

Инновационный потенциал нефтегазовых предприятий

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с инновационным потенциалом. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса оценки и анализа инновационного потенциала российских вертикально интегриров...

Похожие статьи

Анализ мирового рынка высоких технологий

В данной работе раскрывается история становления понятия «высокие технологии», приводится характеристика классификации видов высоких технологий; также предлагается определение высокотехнологичной продукции. Приводятся рейтинги зарубежных и российских...

Влияние цифровых технологий и искусственного интеллекта на развитие мировой экономики

Статья посвящена цифровым технологиям и искусственному интеллекту, их влиянию на современную мировую экономику. Автор анализирует значение отдельных видов цифровых технологий для современной мировой экономики. Проводится анализ внедрения искусственно...

Современные тренды развития топливно-энергетического комплекса в России и мире. Проблема миграции рабочей силы и информационные технологии в производстве высокотехнологичных товаров топливно-энергетического комплекса

В статье авторы пытаются определить освещенность современных трендов развития топливно-энергетического комплекса в мировой практике, а также в сравнении с Россией. Также освещают проблематику миграции рабочей силы с помощью информационных технологий ...

Повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности России

В статье анализируется необходимость внедрения инноваций в агропромышленный комплекс России, рассматриваются наиболее перспективные способы перехода на инновационный тип развития, а также изучаются новейшие нормативно-правовые акты в данной сфере.

Концептуальные основы рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС

В статье проанализированы современные взгляды и особенности понятия рынка научно-технической продукции, а также выделены наиболее значимые из них. Рассмотрены аспекты формирования и развития рынка научно-технической продукции в России и ЕАЭС.

Оценка степени включенности региональной экономики в цепочки создания добавленной стоимости

В статье рассматриваются актуальные вопросы интеграции экономики российских регионов в глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС), играющих значительную роль в современной мировой экономике. На основе анализа экспортных и импортных квот, товарной с...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений

В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью иннова...

Товарная политика и её эффективное применение для инновационного развития предприятий в машиностроении

В статье рассмотрены основные особенности эффективного применения товарной политики, способствующие развитию промышленности и экономики нашей страны.

Инновационный потенциал нефтегазовых предприятий

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с инновационным потенциалом. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса оценки и анализа инновационного потенциала российских вертикально интегриров...

Задать вопрос