Социальная деятельность Русской православной церкви в Ставрополье в 1990–2000-е годы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 27.04.2018

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Чурсинов, А. Г. Социальная деятельность Русской православной церкви в Ставрополье в 1990–2000-е годы / А. Г. Чурсинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 262-266. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49717/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: социальное служение, Русская православная церковь, социальная концепция РПЦ, Ставропольская епархия.

В 90-е годы XX века в России произошли существенные социально-экономические изменения, которые повлекли за собой снижение уровня жизни людей. Социально-экономический кризис дополнился и духовными аспектами. Изменение государственного строя, сопровождалось и изменениями мировоззрения многих людей, и сменой духовно-нравственных ориентиров для общества. Государственные институты, деятельность которых была направлена на социальную поддержку населения, в этих новых условиях, не справлялись. В связи с этим возросла роль религиозных институтов и прежде всего РПЦ, которая имела огромный опыт в деятельности социального служения.

Под социальным служением мы подразумеваем различные действия, направленные на различные социальные группы, требующие особого внимания и заботы: неимущие, малообеспеченные, попавшие в трудную жизненную ситуацию [1, с. 92].

Так уже в 1990 году при Священном синоде РПЦ создаются два комитета: по образованию и катехизации и по благотворительности и социальному служению. Это было важным шагом для Церкви и общества, который определил дальнейшее взаимодействие данных институтов.

Принятая в 1993 г. Конституция РФ подтвердила отделение религиозных организаций от государства. Но по Федеральному Закону о свободе вероисповеданий [2], принятом еще в 1990 году, религиозным объединениям и церквям было разрешено заниматься благотворительной деятельностью, что укрепило и активизировало дальнейшую социальную работу РПЦ.

В 1991 году при Московском Патриархате был образован отдел по благотворительности и социальному служению, который координировал работу таких же отделов, созданных во всех епархиях РПЦ, и в том числе и в Ставропольской епархии.

Важным направлением в социальном служении РПЦ является помощь в рамках медицинских учреждений. Так в г. Ставрополе при городской больнице № 4 уже в 1993 г. появилась молитвенная комната, а в 1994 г. патриарх Алексий II освятил закладной камень Свято-Пантелеимоновского храма на территории больницы № 4, где было образовано сестричество милосердия. Такие больничные храмы и часовни открывались по всей стране. Так только в Москве по данным на 2003 год, при больницах действовало 44 храма и часовни [3, с. 137.].

На Северном Кавказе, где обстановка в 90-е годы была крайне обостренная, начались процессы вынужденной миграции. Люди, в большей части русское население республик, покидали свои дома, оставляя все нажитое имущество. Русская Православная Церковь имела многовековой опыт социальной деятельности, но советский период, в который Церковь боролась за свое выживание, нанес огромный урон церковным социальным институтам и традициям.

Ставропольская епархия оказалась в непростых условиях дестабилизация региона не давала православным социальным институтам возродиться в полной мере, в то же время на Ставрополье шел поток беженцев, которым требовалась помощь. В этих условиях социальная деятельность РПЦ на Ставрополье и Северном Кавказе, отличалась от социальной работы в других епархиях.

Еще одним направлением социальной деятельности Ставропольской епархии, стало попечение о заключенных, уже в начале 90-х годов, был создан епархиальный комитет по тюремному служению, задачей которого было координирование душепопечительной и благотворительной помощи заключенным. 30 октября 1997 года в селе Кочубеевском при учреждении ФСИН был освящен храм, который построили сами заключенные [4, с. 1.].

Так в 90-е годы налаживалась социальная работа РПЦ, и определялись аспекты ее деятельности. В 1998 году митрополит Гедеон (Докукин) встречался с делегацией Европейского Союза. В ходе беседы владыка говорил о бедственном положении многих людей на Северном Кавказе и о беженцах, прибывших на Ставрополье. Епархиальному управлению удалось убедить членов делегации, оказать гуманитарную помощь [5, с. 1]. Во многих ситуациях Церковь выступала посредником в оказании социальной помощи.

К 1998 году количество официальных мигрантов на Ставрополье превысило 60 тысяч человек, а не зарегистрированных, не имеющих статуса беженца или вынужденного переселенца, почти в два раза больше [6, с. 2]. Беженцы расселялись по всему Ставропольскому краю, но бежав от войны, люди сталкивались с другими, социальными проблемами, а именно бедностью, сложным материальным положением, отсутствием средств для покупки жилья. Большинство вынужденных мигрантов оседало в восточных района края. Так в Курский район была направлена «Миссия милосердия», предпринятая Координационным советом общественных организаций Ставропольского края, куда входил социальный комитет Ставропольской епархии. Храм в станице Курской стал для многих первым приютом, где была оказана помощь.

Храмы стали местом не только духовно-просветительской деятельности, но и социальной. Главные проблемы заключались в том, что возрождающиеся приходы, не могли в это время оказывать социальную помощь в полной мере. Поэтому священники обращались к местным властям, выступая посредниками, и в большинстве случаев находили отклик.

В 2000 году митрополит Гедеон находился в поездке по Германии, Бельгии и Голландии, где участвовал в совместных конференциях, по укреплению мира между народами. В Германии владыка обратился к христианам с просьбой оказать посильную гуманитарную помощь его епархии, на территории которой идут боевые действия и гибнут люди. Немецкое общество откликнулось на этот призыв и из Германии были привезены 40 инвалидных колясок, автобус «скорой помощи» и перевязочные материалы [7, с. 1]. Так трудами и заботой митрополита Гедеона удалось помочь многим людям, ставшими жертвами боевых действий на Северном Кавказе.

В 2001 году исполнилось 10 лет тому, как Русская Православная Церковь начала свое служение в пенитенциарных учреждениях. Деятельность Ставропольской епархии в местах лишения свободы приносила свои первые плоды, которые оценивало и государство, многие заключенные, выходя на свободу, становились прихожанами храмов и активными участниками общественной жизни.

В Рождественские дни 2001 года проректор Ставропольской Духовной семинарии, председатель попечительского совета о тюрьмах протоиерей Павел Самойленко вместе с семинаристами посетил исправительные учреждения края, где были проведены беседы с заключенными [8, с. 5]. Положительный опыт РПЦ в работе с заключенными был оценен на высшем уровне.

В 2000 году в Москве прошел Архиерейский собор РПЦ, на котором был принят, один из важнейших документов, организующих и регламентирующих социальную деятельность Церкви, «Основы социальной концепции РПЦ». В 16 главах документа формулируется отношение Церкви к государству, экономике, политике, науке, праву, культуре, нравственности. «Основы» стали ответом Церкви на вызовы современного общества [9, с. 27].

В начале 2000-х годов Русская Православная Церковь возродила свое социальное служение. Священники стали посещать больницы, приюты, несли тюремное служение, открывали странноприимные дома, помогали населению в трудное время.

Летом 2001 года митрополит Гедеон посетил краевую психиатрическую больницу, где провел беседу с персоналом и больными людьми [10, с. 3]. Главный врач выразил надежду на сотрудничество. Священники и сестры милосердия стали регулярно посещать больницу и помогать душевно больным людям. Взаимодействие такого рода помогало людям и становилось повсеместным.

Благотворительные обеды в воскресные дни возрождались в православной традиции. Так в июле 2001 года первый такой обед был организован в г. Георгиевске при храме Вмч. Георгия Победоносца, где силами прихода накормили порядка 200 человек [11, с. 3].

С 1992 по 2002 в различных субъектах Российской Федерации распределили более 60590 тонн продуктов питания. В 2006 году в РПЦ на своем обеспечении было 113 церковных приютов, 1433 социальных учреждений. Церковью поддерживаются 2867 больниц, 1578 детских домов, 1892 иных социальных учреждений, 2072 воинских частей, 1198 исправительных учреждений. Только на территории Московского Патриархата функционируют 2253 социальных учреждения [9, с. 89].

В 2002 году в Ставрополе при Андреевском соборе, по просьбе Всероссийского общества глухих и слабослышащих, началось окормление членов данного общества [12, с. 2]. В соборе организовали беседу с сурдопереводом, где люди услышали православное вероучение. Такие беседы стали регулярными.

В начале XXI века Россию постигла новая беда, которой стала наркомания. Эта проблема стала широко обсуждаться в обществе и стала наряду с международным терроризмом. Не обошла эта «чума» и Ставрополье, где в условиях кризиса власти в 90-е годы, дестабилизации региона и межэтнических конфликтов, этот вид зависимости коснулся множества людей. Русская Православная Церковь активно подключилась к борьбе с наркоманией и другими зависимостями.

В сентябре 2004 года на Ставрополье, по решению епископа Феофана, был открыт «Православный Спасо-Преображенский центр по реабилитации наркозависимых» [13, с. 7]. Позитивный результат в реабилитации наркозависимых был настолько эффективным, что пришлось открыть и филиалы. К 2006 году филиалы реабилитационного центра появились в городах: Михайловске, Невинномысске, Георгиевске, Новоалександровске, Изобильном. В октябре 2006 года епископ Феофан посетил Спасо-Преображенский реабилитационный центр и встретился с его подопечными. К этому времени на территории центра был обустроен и освящен храм и реабилитацию проходили 48 человек, прибывших в это место со всех уголков России [14, с. 3]. В 2007 году по результатам федерального конкурса ФСКН вручила Спасо-Преображенскому центру диплом I степени. Православный центр помощи наркозависимым стал уникальным опытом Ставропольской епархии, да и всей Русской Православной Церкви. Это был один из немногих православных центров на территории РФ. Среди религиозных конфессий работа этого центра была признана самой лучшей. На территории края действовало 4 мужских и 1 женский центры, где проходят реабилитацию около 100 человек.

В 2007 году епархия также вела активную социальную деятельность. На епархиальном собрании было отмечено, что социальная работа ведется на хорошем уровне, однако есть возможность ее усилить. Общий объем благотворительной деятельности епархии за 2007 год составил более 20 миллионов рублей. При приходах сел Александрия и Китаевское созданы богодельни.

Выступая на собрании, епископ Феофан отметил: «Мы добились неплохих результатов в реабилитации наркозависимых, однако нужно более активно развивать эту работу. Думается, что для лучшей координации усилий назрела необходимость создать специальный епархиальный отдел» [15, с. 5]. Это решение поддержали единогласно.

В 2009 году на территории «Православного Спасо-Преображенского центра» проходили празднования по случаю 5-летия центра, были подведены некоторые итоги. За 5 лет существования центра, в его стенах проходили реабилитацию около 1000 человек. Более 500, вышли из него победив, свою зависимость и начали новую жизнь [16, с. 3].

РПЦ стала участвовать во всех сферах жизни общества, и социальная сфера занимала особое место. В 2008 году, после агрессии Грузии в отношении Южной Осетии и Абхазии, данным республикам понадобилась помощь. И окрепшая Ставропольская епархия уже могла оказывать помощь не только населению епархии, но и за ее пределами. 2 сентября отдел по социальному служению и церковной благотворительности Московского Патриархата в содействии со Ставропольской епархией доставили в Цхинвал груз гуманитарной помощи жителям. Пятьсот семей получили наборы, состоящие из предметов первой необходимости [17, с. 3].

В сентябре 2008 года состоялось заседание комитета по социальному служению и благотворительности Ставропольской и Владикавказской епархии. Обсуждался вопрос сбора помощи пострадавшим в Южной Осетии. Председатель отдела протоиерей Алексий Панасенко передал просьбу архиепископа Феофана, о том, чтобы продолжить оказывать помощь жителям Южной Осетии. Эта просьба была поддержана участниками собрания. Участники заседания обсудили перспективы дальнейшего развития благотворительной и социальной деятельности. Был принят ряд конкретных решений по расширению социального служения Церкви, придающих этому процессу систематический характер. В частности, приняли решение о создании специализированных церковных социальных учреждений.

Обсуждался вопрос о современном и перспективном развитии Обществ сестер милосердия, которые существуют во всех благочиниях епархии. Отмечалась необходимость улучшения материального обеспечения деятельности Обществ, а также организации обучения тех, кто посвящает себя данному служению [18, с. 3].

К 2010 году социальное служение РПЦ уже имело системный характер. Церковь активно помогала государству и обществу, а иногда была впереди властей в решении тех или иных социальных задач. Так, подводя итоги 2010 года, Ставропольская епархия насчитывала более 20 социальных учреждений. Только прямой финансовой благотворительной помощи в 2010 году епархией и приходами было оказано на сумму около 18 миллионов рублей. Но владыка Феофан призвал и в 2011 году особое внимание уделять социальной деятельности.

Но существуют и проблемы, которые сопровождают социальное служение в РПЦ. Количество социальных учреждений существенно мало, да и качество их деятельности не всегда удовлетворительно. Связано это и с финансированием, и с бюрократией, и с другими препятствиями. Недочеты прослеживаются и в «Основах социальной концепции», где разные главы документа писались разными авторами и оказались концептуально несогласованными», а во многих разделах содержится противоположные утверждения [19, с. 69]. Также необходимо систематизировать и структурировать социальную деятельность Церкви, а также успевать перестраиваться в быстроразвивающемся социуме.

Запрещенное в советские годы и в последние десятилетия возрожденное, социальное служение Церкви переживает новый этап своего развития. Спонтанно возникавшие инициативы активных священников и мирян в социальной сфере постепенно обретают ясные структурные формы. На епархиальном и приходском уровне реализуется множество социальных проектов, в рамках которых ведется работа с зависимыми, бездомными, пожилыми и молодежью, инвалидами и т. д. Священник уже давно поддерживает людей в больницах, детских домах, местах заключения — там, где требуется милосердие. Широкая по масштабам и различная по направлениям деятельность социального служения имеет ряд серьезных проблем. РПЦ еще предстоит улучшить систему социального служения, сделать ее более эффективной в решении проблем жизни общества.

Социальная деятельность Русской Православной Церкви на Ставрополье носила особый характер. Сложная межэтническая ситуация в 90-е годы, дестабилизация в регионе поставили социальное служение Ставропольской епархии в непростые условия, из которой она вышла с огромным опытом, опередив многие другие епархии в данной деятельности. В начале XXI века социальная деятельность Церкви в Ставропольском крае становилась системной, появлялись новые проблемы и новые пути развития. Ставрополье стояло в авангарде по реабилитации наркозависимых, и делилась опытом не только в России, но и на международном уровне. Если в 90-е годы XX века Ставропольская епархия и ее духовенство выступало посредниками в решении каких — либо социальных проблем общества, то в 2000 — е годы епархия стабильно развивалась и самостоятельно, в полной мере проводила свое социальное служение.

Литература:

  1. Антонова, О.И., Костина, Н.Б. Роль религиозных общностей в реализации социальной политики // Социологические исследования. — 2009. — № 9. — С. 92–108.
  2. О свободе вероисповеданий: Закон РСФСР от 25 Октября 1990 г. № 267–1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990, № 21. Ст. 240; СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346.
  3. Церковь и медицина: вклад отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в развитие диалога и двусторонних отношений // Русская линия. Информационно-аналитическое агентство. 2003. С. 137.
  4. Епархиальные новости // Ставропольский благовест. — 1997. — № 9. — С. 1.
  5. Епархиальные новости // Ставропольский благовест. — 1998. — № 11. — С. 1.
  6. Караван милосердия // Ставропольский благовест. — 1998. — № 11. — С. 2.
  7. Милосердия // Ставропольский благовест. — 2000. — № 11. — С. 1.
  8. Попечение о в темнице заключенных // Ставропольский благовест. — 2001. — № 2. — С. 5.
  9. Вигилянский, В., священник. Русская Православная Церковь: итоги 20-летия религиозной свободы // РЕЛИГИЯ и СМИ. — М.:, 2007. — С. 25–111.
  10. Всероссийские новости // Ставропольский благовест. — 2001. — № 8. — С. 3.
  11. Епархиальные новости // Ставропольский благовест. — 2001. — № 8. — С. 3.
  12. Сурдоперевод в храме // Ставропольский благовест. — 2002. — № 5. — С. 2.
  13. Возвращение из плена // Ставропольский благовест. — 2004. — № 10. — С. 7.
  14. Свет Преображения // Ставропольский благовест. — 2006. — № 11. — С. 3.
  15. В Ставропольской епархии подвели итоги года // Ставропольский благовест. — 2008. — № 1. — С. 5.
  16. Брат, поделись своей болью! // Жизнь без зависимости. — 2009. — № 7. — С. 3.
  17. Гуманитарная помощь от РПЦ // Ставропольский благовест. — 2008. — № 9. — С. 3.
  18. Помощь жителям Южной Осетии продолжается // Ставропольский благовест. — 2008. — № 9. — С. 3.
  19. Вениамин (Новик), игумен. Проблемы социального служения. — М.:, 2000. — 247 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное служение, Ставропольская епархия, Русская Православная Церковь, социальная деятельность, Северный Кавказ, Московский Патриархат, полная мера, социальная деятельность Церкви, Ставропольский край, Южная Осетия.


Ключевые слова

Русская православная церковь, социальное служение, социальная концепция РПЦ, Ставропольская епархия

Похожие статьи

Социальное служение на приходах Русской православной церкви по Воронежской области

В данной статье анализируется содержание понятий «социальное служение Церкви» раскрывается его смысл, а также исследуется на кого направлена деятельность социального служения на приходах РПЦ по Воронежской области.

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Русское зарубежье как часть русского мира в контексте деятельности Е. Ю. Скобцовой

Статья посвящена раскрытию понятия Русского мира в современном мире и распространению русского мира в эмиграции в первую половину ХХ века.

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Православная церковь в Прибалтике в 1940–1960-х годах: от сотрудничества с властью к введению репрессивных мер

Молодежное служение и работа в РПЦ

Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.

Социальные учения Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической Церкви: историко-сравнительный анализ

В статье автор пытается провести сравнительный анализ социальных учений Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви.

Церковная жизнь на Украине в конце ХХ — начале XXI века: перспективы перемен

Статья посвящена церковным российско-украинским отношениям в конце XX — начале XXI в. Проанализирована история Украинской Церкви на рубеже двух столетий, рассмотрены направления развития церковных российско-украинских отношений в XXI в., задачи и мет...

Похожие статьи

Социальное служение на приходах Русской православной церкви по Воронежской области

В данной статье анализируется содержание понятий «социальное служение Церкви» раскрывается его смысл, а также исследуется на кого направлена деятельность социального служения на приходах РПЦ по Воронежской области.

Социальная политика Русской православной церкви в современной России

Эффективная социальная политика является приоритетным направлением любого государства. Статья посвящена проблемам социальной политики в Российской Федерации на современном этапе. В данной статье рассматриваются вопросы социального взаимодействия Русс...

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви и церковная политика в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX века

Статья посвящена исследованию возникновения и развития миссионерства в Русской Православной Церкви в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX-го века. Особое внимание уделено анализу миссионерской деятельности Православных церк...

Коренные народы Севера как объект социального служения духовенства Русской православной церкви (на примере о. Сахалин)

Представленная статья является сравнительным анализом одного из важных миссионерских направлений в деятельности Православной церкви как социальное служение коренным народам Севера (далее — КМНС) на примере Сахалинской области. Исследования автора пок...

Русское зарубежье как часть русского мира в контексте деятельности Е. Ю. Скобцовой

Статья посвящена раскрытию понятия Русского мира в современном мире и распространению русского мира в эмиграции в первую половину ХХ века.

Актуальные проблемы семьи в современной православной богословской литературе (по книге о. Георгия Мицова «Зачем ты есть»)

Статья посвящена актуальным проблемам института семьи на современном этапе, обосновывается значимость идей православия для преодоления кризиса социального института семьи.

Православная церковь в Прибалтике в 1940–1960-х годах: от сотрудничества с властью к введению репрессивных мер

Молодежное служение и работа в РПЦ

Статья посвящена вопросу современной молодежного служения и работы в Русской Православной Церкви, его социальным факторам и основам. Автор анализирует смысл и сущность данной деятельности, ее цели и мотивы.

Социальные учения Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической Церкви: историко-сравнительный анализ

В статье автор пытается провести сравнительный анализ социальных учений Русской Православной Церкви, Константинопольской православной церкви и Римско-католической церкви.

Церковная жизнь на Украине в конце ХХ — начале XXI века: перспективы перемен

Статья посвящена церковным российско-украинским отношениям в конце XX — начале XXI в. Проанализирована история Украинской Церкви на рубеже двух столетий, рассмотрены направления развития церковных российско-украинских отношений в XXI в., задачи и мет...

Задать вопрос