Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 25.04.2018

Статья просмотрена: 5576 раз

Библиографическое описание:

Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников / Н. Р. Бадалян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49718/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются исследования М. В. Ильяшенко, А. М. Леушиной, С. А. Овсянниковой, посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е. А. Бабаевой, И. Н. Воеводиной, М. В. Довидович, раскрывающие аспекты использования информационно-коммуникационных технологий для развития связной речи дошкольников. Проанализированы основные результаты исследований, показывающие положительное влияние компьютерных игр на развитие монологической речи современных старших дошкольников при условии грамотного педагогического сопровождения.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, старшие дошкольники, информационно-коммуникационные технологии, педагогические инновации, компьютерные игры.

Проблема развития связной речи всегда остается актуальной, поскольку выступает одной из центральных образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении.

В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка. В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической. В отличие от диалогической речи, которая является ситуативной, монологическая речь характеризуется развернутостью, организованностью, произвольностью, что требует от ребенка обдумывания речевого высказывания, способности найти подходящую языковую форму для выстраивания монолога. Структурные компоненты монолога определяют его целостность, при этом начало монолога определяет содержательную его часть, а конец монолога подводит итог высказыванию [2]; [9].

Разработкой проблемы развития связной речи дошкольников, в том числе монологической речи детально занималась А. М. Леушина. Проведя ряд исследований выстраивания детьми монологических высказываний, А. М. Леушина доказала, что пересказ является не просто воспроизведением текста, а представляет собой самостоятельную творческую деятельность ребенка. Исследования А. М. Леушиной показали, что при одних формах обучения ситуативность речи дошкольников снижается, например в пересказах после прослушивания рассказов, а при других формах ситуативность речи снова возвращается (при введении в пересказ картинок дети начинают больше опираться на них). При этом, развитие связной речи проходит период освоения ситуативной речи и далее происходит овладение контекстной речью. Это процесс обусловлен степенью умственного развития ребенка, а также формами и условиями общения с окружающими [5].

На основании своих исследований А. М. Леушина разработала методические рекомендации по обучению детей творческому рассказыванию, развивающему монологическую речь. Автор подчеркивает, что необходима определенная последовательность в обучении: детям младшего дошкольного возраста можно предлагать завершать фразу, начатую воспитателем, в средней группе это может быть составление небольших рассказов к своим рисункам, старших дошкольников уже можно привлекать детей к творческому рассказыванию с большей степенью детской инициативности [5].

В качестве современных исследований развития монологической речи детей дошкольного возраста можно отметить исследования О. В. Ефимовой и Л. Г. Шадриной, С. А. Овсянниковой.

О. В. Ефимова и Л. Г. Шадрина дают характеристику описания как одной из форм связной монологической речи ребенка. С точки зрения авторов, обучать дошкольников описанию необходимо поэтапно: сначала называя предмет описания, затем перечисляя его качества и свойства, возможные действия с предметом, завершается данный процесс оценкой ребенком предмета и обозначением отношения к нему. О. В. Ефимова и Л. Г. Шадрина предлагают следующие виды описания: пофразовое параллельное описание, сопряженное описание и коллективное описание группой детей. Системная поэтапная работа по описанию детьми окружающей действительности позволит, таким образом, сформировать способность ребенка к монологической речи [6].

В исследовании С. А. Овсянниковой, представляющем собой популяционное лонгитюдное изучение связной монологической речи старших дошкольников посредством сравнения рассказа и пересказа, были получены следующие результаты: 1) при составлении рассказа детям легче самостоятельно подбирать значимое слово, чем при пересказе вспоминать и воспроизводить предложенное в тексте значимое слово; 2) пересказ прослушанного детьми текста вызывает у них больше затруднений, чем составление рассказа на основе сюжетных картинок [8].

Ряд современных исследователей (Е. А. Бабаева, И. Н. Воеводина, М. В. Довидович) отмечают недостаточность использования традиционных методов обучения дошкольников монологической речи. Для того, чтобы заинтересовать детей, сделать процесс обучения максимально интересным и эмоционально насыщенным, необходимы нестандартные, инновационные технологии [1].

В этом отношении с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности использования компьютерных игр открываются новые возможности в обучении дошкольников монологической речи. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инноваций имеет своей целью улучшение качества обучения, повышение мотивации детей к получению новых знаний [10]. Компьютерные технологии позволяют обеспечить доступность, привлекательность, игровой элемент в процессе обучения детей монологической речи.

Компьютер входит в жизнь современных дошкольников достаточно рано, и может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности ребенка в зависимости от того, насколько грамотно и экологично организован процесс включения детей в освоение компьютерных технологий. Педагог должен помнить о санитарных правилах и нормах использования информационно-коммуникационных технологий, обязательно учитывать рекомендуемое время дня для занятий детей на компьютере, проводить зрительную гимнастику для расслабления глаз. В особенности важно уделять внимание подбору компьютерных игр для занятий со старшими дошкольниками, учитывая их возрастные возможности.

Е. А. Бабаевой разработан и проведен программно-методический комплекс «Развитие речи» для детей 6–7 лет с использованием компьютерных технологий, в результате чего автор отмечает позитивный эмоциональный настрой детей, их инициативность в речевых высказываниях. Задания на компьютере вызывают выраженный интерес дошкольников, поскольку проводятся в игровой форме, учитывая ведущую деятельность этого возраста. Педагог берет на себя роль проводника в этом процессе, постепенного ознакомления детей с миром информационных технологий [1].

И. Н. Воеводина также отмечает целесообразность использования компьютера, мультимедийных средств в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. На занятиях по развитию речи компьютерные игры предоставляют возможности дать детям информацию не традиционным способом, а с помощью интересной видеографики. Дети с интересом выполняют задания, стремясь выражать своими словами впечатления, составляя творческий пересказ, тем самым развивая монологическую речь [3].

С точки зрения М. В. Довидович, компьютерные игры при этом не могут заменить традиционную форму обучения с организацией межличностного общения педагога и детей, общения детей друг с другом. Компьютерные игры, в отличие от реальной игровой деятельности, где есть совместность, сотрудничество детей, содержат параллельное взаимодействие играющих. Поскольку в компьютерных играх утрачивается богатство коммуникации, информационно-коммуникационные технологии могут использоваться как дополнительный метод работы по развитию монологической речи дошкольников [4].

Описывая свой педагогический опыт, Е. Кульпанович описывает достоинства использования информационно-коммуникационных технологий в процессе речевого развития дошкольников, их развивающий характер вследствие интеграции таких аспектов как анимация, графика, музыка, дизайн [7].

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий (компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций) в дошкольном образовательном учреждении позволяет развивать связную речь детей, их способность к выстраиванию монологического высказывания.

Вывод

Анализ литературы по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий, в частности компьютерных разработок в процессе развития у детей старшего дошкольного возраста связной, в том числе монологической речи позволил выявить возрастающую актуальность обращения педагогов к информационным технологиям в ходе образовательного процесса.

Использование компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций позволяет в некоторой степени сместить акцент с вербальных методов обучения на поисковый, творческий метод в освоении детьми монологической речи. В результате чего можно, например, привлечь пассивного ребенка к активной деятельности, сделать обучающий процесс интересным, обеспечить эмоциональную включенность дошкольников, активизировать их познавательную деятельность, мыслительные и речевые способности, реализуя личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении детей. Педагог в этом процессе в большей мере становится помощником, проводником, сопровождающим каждого ребенка в новую для него область знаний и опыта.

Литература:

  1. Бабаева Е. А. Развитие связной речи у старших дошкольников с применением информационно-коммуникационных технологий (на примере составления описательного высказывания). — Городской округ Протвино, 2016. — 26с.
  2. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 235 с.
  3. Воеводина И. Н. Использование информационно-коммуникативных технологий для развития речи дошкольников // Дошкольное образование. 2017. С. 1–6.
  4. Довидович М. В. Использование информационных технологий в процессе развития речи // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. С. 1–3.
  5. Ендовицкая Т. В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. — М.: Просвещение, 1964. — 352 с.
  6. Ефимова О. В., Шадрина Л. Г. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.2016. № 2. С. 43–47.
  7. Кульпанович Е. Компьютерные презентации как средство обучения детей дошкольного возраста // Пралеска. 2012. № 11. С. 55–57.
  8. Овсянникова С. А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста // Специальное образование. 2015. № 1. С. 225–228.
  9. Творческое рассказывание: обучение детей 5–7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб. — Волгоград: Учитель, 2010. — 136с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): монологическая речь, ребенок, связная речь, дошкольный возраст, игра, монологическая речь детей, старший дошкольный возраст, диалогическая речь, связная речь дошкольников, творческое рассказывание.


Похожие статьи

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Особенности формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время в педагогической теории и практике проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста опыта трудовой деятельности является весьма актуальной. Об этом указывается в исследованиях Р. С., Буре, Н. Ф. Виноградовой, И. А. Гусево...

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируются возможности использования результатов изобразительной деятельности в выявлении уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторами предпринята попытка уточнения критериев оценивания уровня сф...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Исследование развития детской речи (на основе записей о речи ребенка дошкольного возраста)

Данная статья посвящена рассмотрению закономерностям развития детской речи на разных этапах жизни девочки дошкольного возраста. В статье приведены дневниковые записи о фактах речи ребенка в период с 2005 по 2012 год, проанализированы фонетические про...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Похожие статьи

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Особенности формирования опыта трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время в педагогической теории и практике проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста опыта трудовой деятельности является весьма актуальной. Об этом указывается в исследованиях Р. С., Буре, Н. Ф. Виноградовой, И. А. Гусево...

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируются возможности использования результатов изобразительной деятельности в выявлении уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторами предпринята попытка уточнения критериев оценивания уровня сф...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Исследование развития детской речи (на основе записей о речи ребенка дошкольного возраста)

Данная статья посвящена рассмотрению закономерностям развития детской речи на разных этапах жизни девочки дошкольного возраста. В статье приведены дневниковые записи о фактах речи ребенка в период с 2005 по 2012 год, проанализированы фонетические про...

Особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку

В статье анализируются особенности раннего обучения дошкольников иностранному языку, что является одним из актуальных запросов современного общества. Автор рассматривает определенные особенности обучения иностранному языку, характерные для дошкольног...

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Влияние СМИ на речь современного школьника

Статья посвящена актуальной проблеме развития языковой культуры молодежи в контексте влияния массовой коммуникации. В статье дается определение концепции языковой культуры, представлены результаты анкетирования молодежи, целью которого является опред...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Задать вопрос