Новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
- Оценивание является постоянным процессом, то есть осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки. Результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися.
Заявленные в принятом государственном стандарте и представленные выше принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений.
Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. [1].
Одной из методик формирующего оценивания является «Составление тестов». Данная методика предполагает индивидуальную или коллективную творческую работу учащихся по составлению вопросов. В процессе разработки тестов ученики самостоятельно определяют границы изучаемой темы, актуализируют и систематизируют ранее полученные знания, составляют вопросы, определяют их форму (открытые или закрытые, с одним правильным ответом или с несколькими и т.д.), прогнозируют ответы на них, разрабатывают шкалу оценки. Методика «Составление тестов» преимущественно используется на уроках закрепления и повторения материала, когда тема уже изучена. Данная методика позволяет учащимся обобщить пройденный материал, систематизировать, углубить, выявить затруднения, а также развивает критическое мышление и повышает роль учащихся в процессе обучения.
В настоящее время целесообразно организовать методику «Составление тестов» с помощью информационных технологий. Существует множество различных англоязычных и отечественных конструкторов тестов, более подробно рассмотрим сервис Let's test.
Let’s test — это онлайн-конструктор тестов, который позволяет тестировать знания учащихся дистанционно.
Преимущества сервиса Let's test:
- Облачная платформа
Система сразу готова к работе, не требуется скачивать и устанавливать какие-либо программы, необходим только браузер и доступ в интернет. Онлайн сервис работает на компьютере, планшете и телефоне.
- Простота использования
Настройка и использование системы не требует особых технических знаний.
3. Современный редактор тестов
1) В системе тестирования Let's test можно создавать вопросы шести типов:
– Выбор одного правильного ответа
– Выбор нескольких правильных ответов
– Ввод текстового ответа
– Установка последовательности
– Выбор одного ответа
– Выбор нескольких ответов
Из них можно составлять как простые тесты для проверки знаний, так и психологические тестирования. Вопросы можно копировать и группировать по директориям.
2) Для каждого вопроса или вариантов ответа можно:
– Изменить размер, цвет или фон текста;
– Добавить изображения, таблицы или видео/аудио материалы.
– Вставить готовый, отформатированный текст из Word или браузера.
– Добавить для вопроса подсказку, которая поможет тестируемому ответить на него.
– Написать для вопроса пояснение, которое он увидит после ответа на него.
– Изменить сложность вопросов, устанавливая разное количество баллов за ответ.
– Разрешить пользователю оставлять комментарий при ответе на вопрос и оценивать вопросы.
– Включить возможность прикреплять к ответу файлы.
3) Настройка тестирования позволяет
– Написать на странице запуска теста сообщение для тестируемого. Это может быть приветствие или инструкция.
– Установить параметры выборки вопросов, сколько их должно быть в тесте и нужно ли их перемешивать.
– Установить ограничение по длительности тестирования, разрешить или запретить пропускать вопросы.
– Определить, как будут оцениваться результат, подсчитываться баллы или проценты за тест.
– Контролировать доступ к тестированию: кто сможет его пройти: все пользователи организации или только определенные группы, доступ к тестированию предоставляется по специальному паролю, требуется ли предварительная регистрация на тест.
– После завершения тестирования выдавать сертификат. Вы сами определяете изображение сертификата, а также данные, которые он содержит, можно указать критерий выдачи сертификата.
Недостатки сервиса Let's test:
– У каждого учащегося или группы должен быть компьютер, телефон или планшет, подключенный к сети Интернет.
– Бесплатная версия позволяет создавать неограниченное количество тестов, но пройти их можно 50 раз в месяц, в противному случае требуется внести плату.
Организация работы на уроке
На первом занятии происходит знакомство с сервисом: учащиеся регистрируются на сайте, учитель показывает, как составляются вопросы и сам тест, затем совместно обсуждается шкала оценки, ребята составляют пробную версию теста. На следующем занятии учащимся в качестве домашнего задания предлагается в группе или индивидуально составить онлайн-викторину, которая позднее может быть использована для проверки знаний.
За составление теста учащиеся также получают оценку, шкала оценки вопросов разрабатывается совместно с учащимися. Например, 1 балл — вопрос на фактическое знание материала, 2 балла — задача, не требующая громоздких вычислений, 3 балла — вопрос, ответа на который нет в учебнике.
Инструкция разработки теста в сервисе Let's test
- Перейдите на сайт https://letstest.ru, зарегистрируйтесь.
- Выберите в меню «Тесты» «База вопросов»
- Нажмите на кнопку «Создать вопрос»
1) Выберите тип вопроса — выбор одного правильного ответа. Введите название вопроса.
2) В меню слева нажмите «Вопрос и ответы»
3) Введите вопрос. Нажмите «Добавить ответ». Введите вариант ответа. Если он является правильным, поставьте галочку и нажмите «Сохранить».
4) Для ввода следующего варианта ответа, снова нажмите «Добавить ответ» и повторите действия.
5) Проверьте, чтобы был отмечен правильный ответ.
6) В меню слева нажмите «Дополнительно» и в случае необходимости введите комментарий к вопросу и/или подсказку.
7) Нажмите «Сохранить».
- Создайте аналогично второй вопрос с выбором нескольких правильных ответов (Выберите тип вопроса — выбор нескольких правильных ответов и повторите действия из предыдущих пунктов).
- Создайте третий вопрос с вводом ответа
1) Выберите тип вопроса — ввод текстового ответа
2) Введите название вопроса и сам вопрос.
3) Нажмите «Добавить ответ». Введите правильный ответ. Предусмотрите все варианты ввода правильного ответа и добавьте их с помощью «Добавить еще».
4) Нажмите «Сохранить».
- Создайте четвертый вопрос с установкой последовательности
1) Выберите тип вопроса — установка последовательности.
2) Введите вопрос и варианты ответа. Установите варианты ответа в правильной последовательности, для этого нажмите на кнопки вверх/вниз с изображением стрелок напротив вариантов ответа.
- После создания всех вопросов в верхнем меню выберите «Тесты» «Тестирования»
- Нажмите на кнопку «Создать тестирование»
- Введите название теста.
- В меню слева нажмите «Список вопросов». Нажмите «Выбрать вопросы» и выберите вопросы для тестирования.
- В меню слева нажмите «Процесс тестирования» и установите параметры тестирования на свое усмотрение.
- Нажмите «Сохранить».
- В верхнем меню выберите «Тесты» «Тестирования» проверьте ссылку на тест.
- Для просмотра результатов тестирования в верхнем меню выберите «Статистика» «Результаты» и «Статистика» «Тестирования».
Литература:
- М. А. Пинская. Учебно-методическое пособие «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. — М.: педагогический университет «первое сентября», 2013. — 96 с.