Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 28.04.2018

Статья просмотрена: 5090 раз

Библиографическое описание:

Филяева, Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников / Е. Н. Филяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49799/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматриваются современные условия развития наглядно-действенного мышления дошкольников. Проанализированы исследования А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой в области наглядно-действенного мышления.

Ключевые слова: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление.

Формы развития мышления в разных психологических системах рассматриваются с разных точек зрения. Согласно концепции Ж.Пиаже, схема мышления ребенка до 7–8 лет построена таким образом, что он делает выводы относительно единичных случаев, не замечая между ними наличия или отсутствия противоречия, то есть начальные формы мышления трансдуктивны [3]. В советской психологии в соответствии с концепцией Л. С. Выготского, генезис мышления проходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к логическому [1].

Основные исследования по зарождению и развитию наглядно-действенной формы мышления характеризуют ее как первая и исходная [2]; [4].

Эта форма мышления требует от ребенка умения справиться с практической задачей, используя метод проб и ошибок.

Проблема изучения наглядно-действенного мышления по прежнему является актуальной. В современных условиях развития дошкольников наблюдается вытеснение игрушек компьютерными играми, практически отсутствует ручной труд, все это может привести к более низкому уровню развития наглядно -действенного мышления. Поэтому на сегодняшний день необходимо дополнительное изучение мышления детей с учетом современных условий развития.

К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, другие выдающиеся педагоги придавали большое значение трудовой деятельности как развивающей функции.

К. Д. Ушинский писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. …Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать ему и привычку к труду».

При недостаточном уровне развития наглядно-действенного мышления впоследствии ребенок может столкнуться с трудностями при обучении в школе, где перед ним встает задача планирования своей деятельности и предвидения ее результата.

Современными исследованиями в области наглядно-действенного мышления занимались: А. А. Катаева, Т. И. Обухова, Е. А. Стребелева. В результате было выявлено, что многие практические задания оказываются сложными не только для детей в возрасте от трех до пяти лет, а иногда и старше [5].

По мнению авторов, сложности в выполнении заданий происходят потому, что ребенком должна быть правильно воспринята цель, проанализированы и

оценены все препятствия на пути к цели. И эти процессы должны происходить не только на уровне восприятия, но и осмысления.

Многие дети не смогли проанализировать условия задания ни мысленно, ни действенно, не использовали целенаправленные пробы, неоднократно повторяли ошибочные варианты действия.

В связи с этим авторами исследования были сделаны выводы, что наглядно-действенное мышление, появляющееся у детей достаточно рано, нельзя назвать исходной, примитивной формой мышления.

Для сформированности наглядно-действенного мышления у ребенка должно быть развито восприятие, умение анализировать данные восприятия, представление о назначении предмета, иными словами, образное и логическое мышления.

Более того, для успешного решения задач по наглядно-действенному мышлению, ребенок должен иметь навык замешения предмета, чтобы воспользоваться им в незнакомой ситуации.

По мнению Е. А. Стребелевой, необходимо обеспечивать условия для создания у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Способствовать развитию целенаправленных действий с предметами; показывать предметно-игровые действия; знакомить детей с практическим использованием предметов- орудий, предметов-заместителей; разбирать с ребенком практические проблемные ситуации и задачи; развивать фиксирующую функцию речи.

Для успешного развития наглядно-действенного мышления необходимо использовать конструирование, лепку, всевозможные дидактические игры и упражнения, привлекать ребенка к ручному труду в практической жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психология развития человека.-М.:Эксмо,2005
  2. Запоржец А. В. Психология.-М.:Учпедгиз,1953
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.-Педагогика-Пресс,1994
  4. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 1997
  5. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте- статья А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, Е. А. Стребелевой http://www.voppsy.ru/issues/1991/913/913017.htm
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-действенное мышление, ребенок, генезис мышления, ручной труд, современное условие развития.


Ключевые слова

наглядно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, генезис мышления, трансдуктивное мышление

Похожие статьи

Воображение как условие развития внутренней речи у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные теоретические и практические понятия «воображение» и «эгоцентрическая речь», а также их взаимосвязь в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При помощи экспериментального исследования, в котором уча...

Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...

Реализация идей Л. С. Выготского в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

В статье рассматривается, как повлияли идеи Л. С. Выготского на теории последователей.

Гуманная педагогика как ключевая идея в работе с детьми дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме гуманизации образования. Подробно рассмотрены идеи гуманной педагогики при работе с детьми дошкольного возраста. Раскрывается сущность личностно-гуманной модели Ш. А. Амонашвили. В статье акцентируется внимание на роли воспи...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Психолого-педагогические основы взаимодействия как условие формирования педагогической компетентности родитетлей в центре раннего развития детей

Статья посвящена описанию психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной практики, даны основные принципы организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия, рассмотрены варианты взаимодействия субъектов образовател...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Развитие наглядно-образного мышления первоклассников с нарушением слуха как аспект успешного образовательного процесса

В статье описаны первоклассники с нарушением слуха как категория с особыми образовательными потребностями. В статье рассмотрены условия для успешного формирования наглядно-образного мышления. Для создания успешного образовательного процесса необходим...

Проблема изучения и формирования интеллектуальных операций у младших школьников.

В данной статье раскрывается суть понятий «интеллектуальная операция» у зарубежных и отечественных ученых и «метаинтеллектуальная операция» в трактовке В. Д. Шадрикова. Показана взаимосвязь школы и необходимости формирования интеллектуальных операций...

Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников

Исследуются практические аспекты развития творческого мышления младших школьников. Рассмотрены результаты исследования по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческого мышления младших школьников во вн...

Похожие статьи

Воображение как условие развития внутренней речи у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные теоретические и практические понятия «воображение» и «эгоцентрическая речь», а также их взаимосвязь в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. При помощи экспериментального исследования, в котором уча...

Арт-технологии как средство развития пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье описываются основные направления арт-технологий. Рассматриваются причины необходимости психокоррекционной работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений. Приведены примеры использования наиболее распростране...

Реализация идей Л. С. Выготского в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

В статье рассматривается, как повлияли идеи Л. С. Выготского на теории последователей.

Гуманная педагогика как ключевая идея в работе с детьми дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме гуманизации образования. Подробно рассмотрены идеи гуманной педагогики при работе с детьми дошкольного возраста. Раскрывается сущность личностно-гуманной модели Ш. А. Амонашвили. В статье акцентируется внимание на роли воспи...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Психолого-педагогические основы взаимодействия как условие формирования педагогической компетентности родитетлей в центре раннего развития детей

Статья посвящена описанию психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной практики, даны основные принципы организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия, рассмотрены варианты взаимодействия субъектов образовател...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Развитие наглядно-образного мышления первоклассников с нарушением слуха как аспект успешного образовательного процесса

В статье описаны первоклассники с нарушением слуха как категория с особыми образовательными потребностями. В статье рассмотрены условия для успешного формирования наглядно-образного мышления. Для создания успешного образовательного процесса необходим...

Проблема изучения и формирования интеллектуальных операций у младших школьников.

В данной статье раскрывается суть понятий «интеллектуальная операция» у зарубежных и отечественных ученых и «метаинтеллектуальная операция» в трактовке В. Д. Шадрикова. Показана взаимосвязь школы и необходимости формирования интеллектуальных операций...

Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников

Исследуются практические аспекты развития творческого мышления младших школьников. Рассмотрены результаты исследования по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для развития творческого мышления младших школьников во вн...

Задать вопрос