Проведение функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 28.04.2018

Статья просмотрена: 1012 раз

Библиографическое описание:

Ильина, Е. Н. Проведение функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием / Е. Н. Ильина, Л. И. Литвиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49842/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются особенности проведения функциональных тренировок с подростками, страдающими заиканием, на разных этапах курса реабилитации.

Ключевые слова: заикание, подростки, страдающие заиканием, функциональные тренировки, реабилитация.

Заиканием принято называть речевую патологию, проявляющуюся внешне в виде специфических запинок, нарушающих плавность речи. При заикании отмечаются как первичные (речевые), так и вторичные (психологические, социально-психологические, биологические) расстройства и чаще — при наличии церебральной недостаточности различного генеза. [7, c. 9–10]. В связи с этим у заикающихся помимо речевых проявляются также двигательные, эмоциональные и поведенческие нарушения. В подростковом возрасте, когда психика ребенка ранима и неустойчива, нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, особенно затрудняет общение с окружающими. На этом фоне, как правило, возникает недовольство собой, снижается самооценка. Многие пациенты ярко описывают свои переживания по поводу насмешек и презрения. В ходе курса лечения подростки овладевают навыками правильной речи, но зачастую в стрессовых ситуациях затрудняются их использовать, поэтому в комплекс мероприятий по реабилитации заикающихся включены функциональные тренировки, позволяющие повысить адаптационные возможности пациентов при коммуникации. Метод функциональных тренировок является наиболее важным и эффективным для накопления опыта преодоления страха речи в реальных условиях.

В свое время Г. Д. Неткачев разработал «новый психологический способ лечения заикания» через перевоспитание личности пациента и восстановление в ней спокойствия, смелости, уверенности посредством ежедневных тренировок и практики речи без использования уловок и свободной от навязчивых страхов. [4, c. 5]. В. А. Ковшиков отмечал значимость занятий вне кабинета при моделировании трудных ситуаций: на улице, в общественных местах, в учебных заведениях. [3, c. 13–20]. Закрепление навыков правильной речи именно в стрессовых ситуациях важно для дальнейшей самостоятельной работы над их совершенствованием в реальной жизни, поскольку в этих условиях они проверяются на прочность. [1, c. 12].

Обычно функциональные тренировки вводятся в конце курса лечения по преодолению заикания, когда пациенты довольно уверенно владеют навыками правильной речи. Однако при проведении логопедических занятий с подростками, страдающими заиканием, отмечается, что тренировка и практика техники речи уже на начальном этапе с использованием упрощенных заданий позволяет пациентам поверить в эффективность лечения, мотивирует их на активную самостоятельную работу по закреплению речевых навыков. В начале курса реабилитации используется послоговой ритм. Затем он становится «мягче». Н. И. Жинкин отмечал, что как только речь переходит на метрическое произнесение, заикание либо не проявляется, либо проявляется менее выраженно, так как все слова выравниваются по слоговой динамике. [6, c. 119]. Медленная, ритмизированная речь позволяет подросткам ощутить, что они могут говорить свободнее. Осознание этого помогает пациентам даже с тяжелой степенью заикания справляться с поставленными на функциональных тренировках задачами. Как правило, на первых выступлениях используется материал упрощенных заданий: чтение стихов, любимых считалок, ответы на вопросы сотрудников отделения об увлечениях, друзьях. Успех выступлений пациентов во многом зависит от уровня подготовки специалистов, организующих проведение первых функциональных тренировок. Логопед должен знать психологические особенности подросткового возраста, индивидуальные речевые возможности каждого участвующего, понимать требуется ли в незапланированных ситуациях и в каком объеме поддержка либо помощь выступающим. Некоторые подростки отмечают, что им легче начать говорить, когда логопед находится рядом, прикасается, помогает удерживать ритм, отхлопывая его незаметно по плечу. Желательно присутствие психолога либо психотерапевта на таких занятиях. Первые подобные занятия проводятся преимущественно в условиях кабинета.

Также некоторые пациенты отмечают, что им проще общаться с малознакомыми или вообще незнакомыми людьми. И поскольку довольно часто в семьях пациентов, страдающих заиканием, выявляются нарушения детско-родительских отношений, то на первых функциональных тренировках присутствие родителей лучше исключить и практиковать технику речи на начальном этапе при общении со специалистами отделения. Однако в дальнейшем привлечение родителей к участию в выступлениях пациентов необходимо, поскольку за пределами стационара значительную помощь в закреплении полученного навыка правильной речи оказывают именно они.

Успешные выступления на функциональных тренировках начального этапа, которые отмечают и взрослые, и участники группы, мотивируют подростков и их родителей на активную работу по закреплению навыка в домашних условиях. Выполняя задания вместе с пациентами, родители уже не столько дают образец речи, как в ситуации с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а скорее оказывают психологическую поддержку подросткам. В отношениях взрослых и детей возникает «чувство локтя» в работе по преодолению заикания.

На последующих этапах пациенты с более выраженной степенью заикания работают над выразительностью ритмизированной речи, другие же «мягкий» послоговой ритм переводят на новый способ плавной, слитной речи. Освоенные формы техники речи применяются на более сложном речевом материале: чтении текстов и пересказе. Пациенты приступают к выступлениям перед родителями, детьми других групп с подготовленными дома короткими сообщениями. На этом этапе для закрепления речевых навыков используется метод имаготерапии — тренировки пациента в воспроизведении комплекса характерных образов с лечебной целью. [2, 141–147], [6, c. 157]. Использование технических средств для записи материала при подготовке к выступлениям способствует выработке навыков правильной речи. Этот вид работы позволяет управлять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы [5, c. 119]. Обычно для этих целей применяют диктофон. При подготовке сообщений к участию в функциональных тренировках наши пациенты используют также видеосъемку материалов выступлений, а затем проводят анализ записей и корректируют свои ошибки. Как правило, первые дубли пациентам не нравятся, часто они отмечают, что слышать свой голос на видеозаписях и диктофоне им неприятно. Анализ материалов подготовки заданий совместно со специалистом с последующей репетицией и повторной записью сообщений помогает подросткам на занятиях говорить увереннее и свободнее. На функциональных тренировках допускается проводить видеосъемку выступления пациента его родителями. Подростки, фиксировавшие речевой материал при его подготовке в видео и аудио формате, испытывают меньший дискомфорт в таких ситуациях.

На завершающем этапе желательно, чтобы пациенты перешли на нормативный способ говорения без использования внешних ритмических опор. Функциональные тренировки в виде ролевых игр на этом этапе чаще проводятся вне кабинета. Моделирование ситуации школьного урока, проведения любимой телепередачи, мастер-класса, посещение кафе, участие в дискуссиях, самопрезентации позволяют подросткам использовать полученные речевые навыки в тех ситуациях, которые прежде провоцировали проявление заикания.

Поскольку наиболее сложным моментом для пациентов подросткового возраста, страдающих заиканием, является устный ответ у доски перед классом, то наиболее активно отрабатываются именно эти ситуации. Излагая учебный материал, подростки могут перевоплощаться в образ учителя, не отвечать у доски, а передавать свои знания, т. е. учить. Раскрывая подготовленный учебный материал для родителей, они действительно, в некотором роде предстают в роли учителей, поскольку материал школьной программы взрослыми несколько забыт. Многие из родителей, выполняя задания по представленным участниками группы темам, достаточно часто допускают ошибки, которые пациенты с радостью помогают исправить. Поначалу подростки готовят материалы любимых предметов, знание материала которых придает уверенности на первых функциональных тренировках этого блока. Подростки демонстрируют математические фокусы, раскрывая затем их секреты, предлагают для выполнения взрослым комплекс упражнений, предварительно рассказав о теоретических основах физического воспитания. Затем можно переходить к подготовке материалов по предметам, которые вызывают у подростков негативные переживания.

Функциональные тренировки подростков также включают занятия, направленные на закрепление навыков улучшенной речи в ситуации телефонного разговора. В условиях кабинета проводятся ролевые игры между участниками группы (звонок в компанию по доставке пиццы, аптеку, справочную магазина). Вопросы предварительно готовятся, записываются и прочитываются, а затем пациенты задают их уже реальным собеседникам. Поначалу это могут быть родственники, знакомые, друзья.

Для закрепления достигнутых результатов на улицах, в магазинах, кафе пациенты отрабатывают навыки улучшенной речи сначала при общении с логопедом и с участниками группы, а затем обращаются с вопросами к окружающим людям. В дальнейшем логопед предоставляет все больше самостоятельности пациентам, что способствует введению полученных навыков речи в повседневную жизнь.

Проведение функциональных тренировок является важным направлением в реабилитации подростков, страдающих заиканием. На таких занятиях пациенты приобретают опыт общения, который позволяет преодолевать страх речи в различных ситуациях, более продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми и справляться с возможными проблемами, возникающими в реальной жизни.

Литература:

  1. Андронова-Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). — М. Эребус, 1993.160 с.
  2. Вольперт И. Е. Имаготерапия как метод реабилитации при неврозах и психических заболеваниях (к вопросу о теоретических основаниях имаготерапии) // Вестник психотерапии. — 2000. — № 7. С. 141–147.
  3. Ковшиков В. А. Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей // Сборник научных работ ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1976. — С.13–20.
  4. Неткачев Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.1 / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997. 8 с. — URL: http//pedlib.ru/books/2/0043 (дата обращения 21.04.2018 г.).
  5. Селиверстов В. И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 4е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 2001. 186 c.
  6. Шевцова Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания. — М.: АСТ: Астрель, 2009. 272 с.
  7. Шкловский В. М. Заикание. — М.: ИТАР-ТАСС, 1994. 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): пациент, подросток, правильная речь, тренировка, заикание, начальный этап, подростковый возраст, ситуация, участник группы, реальная жизнь.


Ключевые слова

подростки, реабилитация, заикание, страдающие заиканием, функциональные тренировки

Похожие статьи

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования

В статье рассматриваются результаты современных исследований по коррекционной работе детьми с особыми образовательными потребностями средствами музыкальной терапии.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Основополагающие реабилитационные мероприятия при плоскостопии

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при плоскостопии, основные виды и степени плоскостопие, методы устранения данной патологии с помощью разработанного комплекса физических упражнений.

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Похожие статьи

Диагностика и коррекция тревожности девиантных подростков средствами арт-терапии

В данной статье отражены способы диагностики и коррекции тревожности девиантных подростков с помощью арт-терапии.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП

В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Музыкальная терапия в работе с особым ребёнком: современные исследования

В статье рассматриваются результаты современных исследований по коррекционной работе детьми с особыми образовательными потребностями средствами музыкальной терапии.

Песочная игротерапия для дошкольников

В статье рассматриваются основные направления психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми дошкольного возраста, средствами песочной игротерапии.

Основополагающие реабилитационные мероприятия при плоскостопии

В статье рассматривается использование основных средств физической реабилитации при плоскостопии, основные виды и степени плоскостопие, методы устранения данной патологии с помощью разработанного комплекса физических упражнений.

Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов при различных способах организации заданий на двигательную активность.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье рассмотрены понятие «задержка психического развития», и особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Задать вопрос