В статье представлена технология проектирования качества организации обучения по физической культуре в секциях по групповым видам спорта. Эта технология, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования, позволяет решать ряд ключевых задач.
Ключевые слова: технология проектирования качества организации обучения, групповые виды спорта, секция, тренировка.
The article presents the technology of designing the quality of organization of training in physical culture in sections on group sports. This technology, which is one of the components in the quality assurance system of higher education, allows solving a number of key tasks.
Keywords: technology of designing the quality of the organization of training, group sports, section, training.
Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья Качество обучения напрямую зависит от качества организации учебного процесса.
В гуманитарных вузах при организации учебного процесса по физической культуре, как правило, закладываются часы на проведение дополнительных и самостоятельных занятий. В качестве дополнительных занятий проводятся тренировки в секциях по групповым видам спорта. Исходя из технологии поэтапного проектирования повышения качества обучения, на первом этапе определяется концептуальная основа занятий. Или иначе, цель физического воспитания в вузе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности студента [2]. Кроме того, студенты могут продолжать заниматься любимой спортивной игрой, такой как волейбол, футбол, гандбол, баскетбол. Вместе с тем, эти секции зачастую выбирают студенты, не владеющие основами игры, но уровень физической подготовленности, занятия легкой атлетикой, футболом, другими видами спорта в школе, а самое важное — советы товарищей и возросшая популярность секций в университете, определяют выбор «новичков», желающих приобщиться к новой для себя спортивной игре [3].
В Национальном университете Узбекистана традиционно организуются секции по волейболу, гандболу, футболу и баскетболу, как для юношей, так и для девушек. Групповые виды спорта помогают студентам первых курсов быстрее влиться в студенческий коллектив, адаптироваться к новым условиям образования, а подчас, решить психологические проблемы адаптации в вузе в целом [4].
Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм подготовки на занятиях физической культурой помогает студентам повысить уровень физической подготовки и выбрать один из групповых видов спорта для самостоятельной работы.
Личностно ориентированный компонент позволяет строить занятия в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Эффективность тренировок в секциях, в значительной степени зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся. Преподаватель, выступающий в роли тренера, отдает предпочтение различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям. При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе тренировки, взаимопомощи студентов при выполнении упражнений. При индивидуальной форме занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания студента самостоятельности, творческого подхода к тренировке. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся. И здесь деятельностный компонент дает возможность раскрыть все свои педагогические способности преподавателя при подборе нагрузки каждому занимающемуся [1]. Как правило, в тренировочном процессе преподаватель проводит занятия по общей физической подготовке, специальные занятия, основная задача которых — преимущественно специальная физическая, техническая, тактическая подготовка студентов. Тренировочное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. При этом, продолжительность каждого этапа и конкретное содержание каждой из них определяется особенностями занятий в избранном виде спорта и физической подготовленностью студента. Итоги проведения занятий в секциях связаны с компетентностью преподавателя в выбранном виде спорта.
Содержательный компонент дополнительных занятий напрямую связан с основными и зависит от рабочей программы по физической культуре, содержания и материально-технической базы кафедры.
Благодаря вариативности, предполагающей использование широкого и разнообразного набора физических упражнений и тренировочной нагрузки для решения задач спортивной тренировки, возрастной адекватности спортивной деятельности в соответствие принимаемых средств и методов подготовки, морфофункциональным и психическим состоянием студентов, выполняются основные этапы проектирования повышения качества обучения.
Литература:
- Ермолаева С. С. Технология проектирования качества организации обучения в вузе // Молодой ученый. — 2011. — № 1. — С. 199–204. — URL https://moluch.ru/archive/24/2531/ (дата обращения: 28.12.2017).
- Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2003.
- Игнатьева В. Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие / В. Я. Игнатьева, В. И. Тхорев, И. В. Петрачева. — М.. Физическая культура, 2005. — 276 с.
- Набиев Т. Э. Особенности методики воспитания физических качеств юных спортсменов. Ташкент, «Университет», — 2013г.