Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 28.04.2018

Статья просмотрена: 2853 раза

Библиографическое описание:

Усачева, Л. В. Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности / Л. В. Усачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49849/ (дата обращения: 16.11.2024).



Значимое место среди проблем развития детей с ТМНР занимает сенсомоторная сфера, она влияет на дальнейшее обучение ребенка. Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его двигательной сферы за счёт развития восприятия и формирование в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. с использованием двигательного анализатора. Актуальность проблемы сенсомоторного развития с детьми ТМНР заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира, а дети с ТМНР не проявляют интереса к окружающему миру, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт ребенка, учить быть внимательным к тому, что его окружает. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений его жизни. Дети всегда и везде соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития и воображения. Мир ребенка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир постоянно обследуя его, экспериментируя с его объектами. Играя, он постоянно производит действия: трогает, нюхает, пробует на вкус, стучит, слушает. Чем больше органов чувств задействовано в его познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в обследуемом объекте, явлении, тем богаче становятся его представления. А педагог становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Я работаю с детьми младшего школьного возраста со сниженным интеллектом. Группа детей не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, большинство детей с детским церебральным параличом разной степени выраженности. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитом моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

а) нарушение активного произвольного внимания, которое может негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

б) повышенная истощаемость всех психических процессов (церебро — астенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

в) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой.

Встает важная проблема, как познакомить детей с объектами окружающего мира, живой и неживой природы. Это дети со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами. Есть в группе и дети c наследственным заболеванием, проявляющееся умственной отсталостью и множественными аномалиями развития. Их объединяет наличие органического поражения головного мозга, что обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной. Вопрос о формировании познавательной деятельности стоит в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития достаточно остро. Это связано с тем, что данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию. Преобладание интеллектуальной недостаточности приводит к затруднениям. «Разбудить» ребенка с ТМНР — одна из главных задач для педагога. Необходимо помочь ребенку проявить себя, стимулируя у него, пусть весьма незначительные, но самостоятельные движения, учитывать его желания и потребности в совместной деятельности, способствовать формированию положительного отношения к педагогу и сверстнику. Ведущими видами деятельности этих детей является предметно-манипулятивная. Эти дети не испытывают тяги к знакомству окружающего мира, поэтому приходится заинтересовывать и придумывать мотивацию. Они не берут игрушки даже в руки. Как можно больше возможностей надо предоставить ребенку для обследования предметов и явлений окружающего мира, чтобы заинтересовать его. Ребенок с ТМНР найдет для себя новое и интересное.

Индивидуальные занятия с ребенком проходят в виде наблюдения за погодой, объектами неживой природы, наблюдение с элементарными опытами, игрой, включающие разнообразные обследовательские действия, игры-опыты ребенка учат понимать сенсорные свойства предметов, исследовательская деятельность проходит с использованием природного материала и натуральных объектов. Мотивационной деятельностью является сюрпризные моменты, загадки, потешки, подбор аудиозаписей и презентации по темам. Применяя на практике разнообразные дидактические занятия и упражнения: «Открой и закрой коробочку», «Разложи фасолинки по ячейкам», «Сортируем предметы по цвету, форме, размеру», «Cделай бусы по цветам», «Разложи цветные бусинки в разные мисочки», «Просей муку через сито», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Cобираем пирамидку», «Разложи камешки по ячейкам», «Разноцветные колпачки», «Бумажный фонтан», «Найди спрятанных зверей в крупе», «Чистим вареное яичко», «Заверни матрешку в фольгу», «Играем с крупами», «Чудесные дощечки(холодные-теплые, шероховатые-гладкие)», «Шнуровки», «Вкладыши», и. т.д. все это помогает воспринимать действительность во всей ее полноте, способствует сосредоточить внимание детей на предметах.

Большое значение для сенсомоторного развития имеют игры с водой. Вода-развлекательный материал для детей с ТМНР. Игровые упражнения такие как «Водолей», «Ловись, рыбка», «Волшебная губка», «Не пролей», «Фонтан», «Брызги», «Цветная водичка» дают детям положительные эмоции, развивают наблюдательность, внимание. В дальнейшем ребенок применяет свои действия на практике. Очень много игр с природным материалом-листья, рябина, шишки, желуди, мох, песок, камешки, глина. В работе используются элементы Монтессори. «У ребенка, считает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя». Применение элементов методики М. Монтессори положительно влияет на динамику развития детей с ТМНР. Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию, ребенок развивает мелкую моторику, учиться застегивать пуговицы, молнии, знакомится с сенсорными эталонами.

Большой вклад внесла Сара Ньюмен, которая разработала «Руководство для родителей» и «Игры и занятия с особым ребенком». Cледуя ее принципам, мы учим ребенка складывать пазл, приемом «обратная последовательность» — сложить все элементы картинки, кроме последнего. Сложить картинку вместе с воспитателем, а последнюю, положить пазл самостоятельно. При этом нужна похвала ребенку за то, что у него все получилось, ты молодец!.. Постепенно поощрять его, и он будет все активнее участвовать в игре. Важно при каждой возможности вызывать в нем чувство радости и гордости за свой успех. Чем больше облегчить ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.

Маленькие дети не способны видеть на большом расстоянии, поэтому игрушки надо помещать как можно ближе к ребенку.

Всевозможные источники света — торшеры, ночники, фонарики, игрушки или книжки со встроенными лампочками.

– Предметы, отражающие свет.

– Зеркала.

– Жесткие и блестящие игрушки (в большей степени, чем мягкие и пушистые).

– Игрушки, изготовленные из необычных и привлекательных на ощупь материалов.

– Воздушные шарики.

– Вертушки из фольги, которые крутятся от ветра.

– Музыкальные игрушки.

В индивидуальном маршрутном листе каждого ребенка прописано посещение «сенсорной комнаты, которая служит одновременно игровым, образовательным и терапевтическим целям, обеспечивают максимальную стимуляцию всех органов чувств. В них используются музыка, запахи, поверхности из различных материалов.

Таким образом, сенсомоторное развитие у детей с ТМНР способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире.

Литература:

  1. Е. Ф. Войлокова «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
  2. Сумнительная С. И., Сумнительный К. Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2–4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Методические рекомендации к разделу «Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004.
  4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 2.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  6. Упражнения с Монтессори-материалом. Педагогический центр «Эксперимент». — Рига-Москва, 1996.
  7. Cара Ньюмен. «Игры и занятия с особым ребенком», «Руководство для родителей»-2015 г.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, игра, игрушка, нарушение внимания, нарушение развития, неживая природа, орган чувств, Предмет, сниженный интеллект.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Основа когнитивного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития — кинетическое и кинестетическое развитие ребенка

Направления личностного развития человека с интеллектуальными нарушениями

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Похожие статьи

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Основа когнитивного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития — кинетическое и кинестетическое развитие ребенка

Направления личностного развития человека с интеллектуальными нарушениями

Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для развития психомоторной сферы детей с задержкой психического развития

Развитие графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью, с задержкой психоречевого развития и с нарушениями опорно-двигательных функций

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Задать вопрос