Значимое место среди проблем развития детей с ТМНР занимает сенсомоторная сфера, она влияет на дальнейшее обучение ребенка. Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его двигательной сферы за счёт развития восприятия и формирование в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. с использованием двигательного анализатора. Актуальность проблемы сенсомоторного развития с детьми ТМНР заключается в том, что познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира, а дети с ТМНР не проявляют интереса к окружающему миру, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт ребенка, учить быть внимательным к тому, что его окружает. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений его жизни. Дети всегда и везде соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития и воображения. Мир ребенка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир постоянно обследуя его, экспериментируя с его объектами. Играя, он постоянно производит действия: трогает, нюхает, пробует на вкус, стучит, слушает. Чем больше органов чувств задействовано в его познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в обследуемом объекте, явлении, тем богаче становятся его представления. А педагог становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Я работаю с детьми младшего школьного возраста со сниженным интеллектом. Группа детей не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, большинство детей с детским церебральным параличом разной степени выраженности. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитом моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
а) нарушение активного произвольного внимания, которое может негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
б) повышенная истощаемость всех психических процессов (церебро — астенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.
в) повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой.
Встает важная проблема, как познакомить детей с объектами окружающего мира, живой и неживой природы. Это дети со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами. Есть в группе и дети c наследственным заболеванием, проявляющееся умственной отсталостью и множественными аномалиями развития. Их объединяет наличие органического поражения головного мозга, что обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной. Вопрос о формировании познавательной деятельности стоит в отношении детей с нарушениями интеллектуального развития достаточно остро. Это связано с тем, что данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию. Преобладание интеллектуальной недостаточности приводит к затруднениям. «Разбудить» ребенка с ТМНР — одна из главных задач для педагога. Необходимо помочь ребенку проявить себя, стимулируя у него, пусть весьма незначительные, но самостоятельные движения, учитывать его желания и потребности в совместной деятельности, способствовать формированию положительного отношения к педагогу и сверстнику. Ведущими видами деятельности этих детей является предметно-манипулятивная. Эти дети не испытывают тяги к знакомству окружающего мира, поэтому приходится заинтересовывать и придумывать мотивацию. Они не берут игрушки даже в руки. Как можно больше возможностей надо предоставить ребенку для обследования предметов и явлений окружающего мира, чтобы заинтересовать его. Ребенок с ТМНР найдет для себя новое и интересное.
Индивидуальные занятия с ребенком проходят в виде наблюдения за погодой, объектами неживой природы, наблюдение с элементарными опытами, игрой, включающие разнообразные обследовательские действия, игры-опыты ребенка учат понимать сенсорные свойства предметов, исследовательская деятельность проходит с использованием природного материала и натуральных объектов. Мотивационной деятельностью является сюрпризные моменты, загадки, потешки, подбор аудиозаписей и презентации по темам. Применяя на практике разнообразные дидактические занятия и упражнения: «Открой и закрой коробочку», «Разложи фасолинки по ячейкам», «Сортируем предметы по цвету, форме, размеру», «Cделай бусы по цветам», «Разложи цветные бусинки в разные мисочки», «Просей муку через сито», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Cобираем пирамидку», «Разложи камешки по ячейкам», «Разноцветные колпачки», «Бумажный фонтан», «Найди спрятанных зверей в крупе», «Чистим вареное яичко», «Заверни матрешку в фольгу», «Играем с крупами», «Чудесные дощечки(холодные-теплые, шероховатые-гладкие)», «Шнуровки», «Вкладыши», и. т.д. все это помогает воспринимать действительность во всей ее полноте, способствует сосредоточить внимание детей на предметах.
Большое значение для сенсомоторного развития имеют игры с водой. Вода-развлекательный материал для детей с ТМНР. Игровые упражнения такие как «Водолей», «Ловись, рыбка», «Волшебная губка», «Не пролей», «Фонтан», «Брызги», «Цветная водичка» дают детям положительные эмоции, развивают наблюдательность, внимание. В дальнейшем ребенок применяет свои действия на практике. Очень много игр с природным материалом-листья, рябина, шишки, желуди, мох, песок, камешки, глина. В работе используются элементы Монтессори. «У ребенка, считает Мария Монтессори, есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя». Применение элементов методики М. Монтессори положительно влияет на динамику развития детей с ТМНР. Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию, ребенок развивает мелкую моторику, учиться застегивать пуговицы, молнии, знакомится с сенсорными эталонами.
Большой вклад внесла Сара Ньюмен, которая разработала «Руководство для родителей» и «Игры и занятия с особым ребенком». Cледуя ее принципам, мы учим ребенка складывать пазл, приемом «обратная последовательность» — сложить все элементы картинки, кроме последнего. Сложить картинку вместе с воспитателем, а последнюю, положить пазл самостоятельно. При этом нужна похвала ребенку за то, что у него все получилось, ты молодец!.. Постепенно поощрять его, и он будет все активнее участвовать в игре. Важно при каждой возможности вызывать в нем чувство радости и гордости за свой успех. Чем больше облегчить ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.
Маленькие дети не способны видеть на большом расстоянии, поэтому игрушки надо помещать как можно ближе к ребенку.
Всевозможные источники света — торшеры, ночники, фонарики, игрушки или книжки со встроенными лампочками.
– Предметы, отражающие свет.
– Зеркала.
– Жесткие и блестящие игрушки (в большей степени, чем мягкие и пушистые).
– Игрушки, изготовленные из необычных и привлекательных на ощупь материалов.
– Воздушные шарики.
– Вертушки из фольги, которые крутятся от ветра.
– Музыкальные игрушки.
В индивидуальном маршрутном листе каждого ребенка прописано посещение «сенсорной комнаты, которая служит одновременно игровым, образовательным и терапевтическим целям, обеспечивают максимальную стимуляцию всех органов чувств. В них используются музыка, запахи, поверхности из различных материалов.
Таким образом, сенсомоторное развитие у детей с ТМНР способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире.
Литература:
- Е. Ф. Войлокова «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
- Сумнительная С. И., Сумнительный К. Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2–4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Методические рекомендации к разделу «Восприятие пространства» авторской программы курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004.
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 2.
- Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. — М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Упражнения с Монтессори-материалом. Педагогический центр «Эксперимент». — Рига-Москва, 1996.
- Cара Ньюмен. «Игры и занятия с особым ребенком», «Руководство для родителей»-2015 г.