Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. И в современном мире необходимость запоминания больших объёмов информации очень велика. Соответственно появилось много предложений обучить лучшему методу запоминания, не зависимо от его эффективности.
Физиологические механизмы памяти
Память — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков [1]. Виды памяти классифицируют по форме проявления, по временной характеристике, или продолжительности (мгновенная, кратковременная, долговременная).
Мгновенная память заключается в образовании мгновенного отпечатка. Мгновенная память переходит в категорию кратковременной памяти при достаточной силе действующего стимула. В основе кратковременной памяти лежит повторная многократная циркуляция импульсных разрядов по круговым замкнутым цепям нервных клеток. Превращение краткосрочной памяти в долговременную обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток [2].
Мнемоника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Метод размещения — один из старейших мнемонических приемов. Суть его состоит в том, что запоминаемую информацию нужно мысленно расставлять в хорошо знакомом помещении в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить это помещение, чтобы воспроизвести необходимую информацию [3].
Материалы иметоды исследования
- 10 пар слов, между которыми легко установить смысловые связи (приложение 1) и 10 пар слов, между которыми установить смысловые связи сложно (приложение 2 и 3).
- Секундомер.
- 25 испытуемых в возрасте от 17 до 35 лет.
- Мнемонический метод размещения.
Порядок исследования
Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь меду словами пары. Затем экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной им связью. Исследуемым была прочитана соответствующая инструкция.
Экспериментатором вначале было проведено исследование 1, с использованием пар слов, между которыми было легко установить смысловые связи (Приложение 1), затем с использованием пар слов, между которыми сложно установить смысловые связи (Приложение 2).
Затем испытуемому было предложено для запоминания использовать самый простой мнемонический прием, метод размещения, не требующий специальной подготовки, при котором при запоминании слов испытуемый как бы мысленно размещает зрительные образы данных слов в хорошо знакомом месте — скажем дорога из дома на работу, в университет или место, в котором он часто бывает. Для этого исследования использовалось Приложение 3.
При исследовании с использованием пар слов, не связанных между собой логически (Исследование 2), запоминание пар слов ухудшалось на 40 % по сравнению с уровнем запоминания пар слов, связанных между собой логической связью (Исследование 1).
При исследовании, в котором испытуемым было предложено использовать метод размещения, запоминание улучшилось на 23 %, по сравнению с исследованием 2.
Некоторые особенности:
– Четверо испытуемых проговаривали пары слов про себя, двигая при этом губами. При повторном проведении исследования с этими людьми, когда испытуемым было запрещено это делать, результаты ухудшались в среднем на 10 %
– У тех испытуемых, которые при запоминании пар слов в исследовании 1 и исследовании 2 представляли себе образы предметов (9 человек), результаты лучше в среднем на 17 %.
– Запоминание пар слов также зависит от времени суток, в которое проводилось исследование. У людей, которые проходили исследование в вечернее время суток результаты на 15 % хуже, чем у людей, испытуемых утром
Выводы:
- При использовании пар слов, не имеющих логической связи, количество запомненных пар существенно снижается, что указывает на влияние смысловых связей на процессы запоминания.
- При использовании метода размещения, объём запоминаемой информации увеличивается, даже несмотря на то, что данный метод все испытуемые используют впервые. То есть при постоянном использовании данного метода, мы можем предположить, что объем запоминаемой информации также будет возрастать.
- При оценке данных, полученных в данном исследовании, следует учитывать такие данные как время суток, в которое проводилось исследование, пользовался ли испытуемый мнемоническими приемами, а частности методом размещения, ранее, шевелил ли губами или шептал при запоминании.
- Также на примере метода размещения мы доказали, что мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента, что имеет высокое практическое значение и может применяться в повседневной жизни, например, при запоминании неких длинных списков.
Литература:
- Каменская М. А, Каменский А. А.. Основы нейробиологи. —: Дрофа, 2014. — 365 с.
- Память // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Память (дата обращения: 24.04.2018).
- Метод Цицерона // Самоучитель по развитию. URL: http://upgradememory.ru/pg/metod_cicerona.htm (дата обращения: 24.04.2018).