Проблемы реализации территориального планирования на муниципальном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 30.04.2018

Статья просмотрена: 2358 раз

Библиографическое описание:

Безбородова, А. А. Проблемы реализации территориального планирования на муниципальном уровне / А. А. Безбородова, Л. Р. Шакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49883/ (дата обращения: 17.10.2024).



В современном мире процесс градостроительства является достаточно сложной системой, управление которой осуществляется на разных уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Это многоступенчатый процесс, включающий в себя плановую, проектную и градостроительную деятельность. Значимость градостроительного вопроса на сегодняшний день трудно переоценить, при этом особую роль в сложившихся социально-экономических условиях все большую актуальность приобретает задача планировки городов.

Основным законом, регулирующим градостроительство в РФ, является Градостроительный кодекс (ГрК РФ), в статье 1 которого обозначено следующее определение: «Градостроительная деятельность — это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий». В более узком смысле градостроительство также можно определить как область строительства и архитектуры, в комплексе решающую функционально-практические и эстетические задачи [1].

В регулировании и развитии городских территорий основными участвующими субъектами являются органы государственной власти и органы местного самоуправления (МСУ), городское население, а также строительные организации и частные инвесторы. При этом в формировании направлений развития градостроительства и территориального планирования главная роль отводится органам местного самоуправления.

В целях обеспечения благоприятной обстановки в рассматриваемой нами области, органы государственной власти и местного самоуправления имеют свои специфические обязанности и права. К полномочиям органов МСУ относятся: проведение публичных слушаний, подготовка и утверждение документов территориального планирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры. В то время как управление на государственном и региональном уровне преимущественно связано с осуществлением регулирующей и контрольной деятельности в области государственной градостроительной политики, органы МСУ призваны осуществлять непосредственную градостроительную деятельность на своей территории, реализовывая муниципальные программы и проекты. Именно ими определяется градостроительная политика на данной территории, именно они привлекают частных инвесторов и строительные организации, занимаются решением возникающих в процессе социально-экономических проблем и отчитываются перед местным населением за результаты проделанной работы [1].

Полномочия органов МСУ в области градостроительной деятельности указаны в ст. 8 ГрК РФ. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных районах, городских округах и поселениях, поэтому объем полномочий органов МСУ в рассматриваемой сфере деятельности зависит от конкретного вида муниципального образования.

В первую очередь, полномочия органов МСУ в сфере градостроительства заключаются в подготовке и утверждении документов территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Исходя из вышеизложенного определения, становится понятно, что решение многих немаловажных вопросов, которые относятся к качеству жизни населения, земельным отношениям, а также охране окружающей среды должно находить свое сбалансированное, комплексное решение именно в рамках территориального планирования. Однако на сегодняшний день многие жители не довольны условиями, в которых они проживают и одной из причин неблагоприятной среды городов является недостаточный учет «человеческого» фактора в проектировании [3].

Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу, что проблема заключается в процессе подготовки документов территориального планирования, где принимаются попытки одновременно реализовать:

  1. Цели государства, которые связаны со строительством инфраструктур и объектов государственного и регионального значения. Сюда же входит реализацией задач гражданской обороны, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Общественные интересы территориального сообщества, выражающиеся в обеспечении безопасности проживания, улучшении экологической ситуации, а также развитии муниципальных инженерных и социальных инфраструктур.
  3. Частные интересы инвесторов, застройщиков, права собственников недвижимости, а также права жителей на благоприятные условия жизнедеятельности [2].

В такой ситуации сложно обеспечить учет всех целей и интересов участвующих субъектов и найти компромисс между противоречивыми и порой взаимоисключающими предложениями при подготовке схемы территориального планирования. Поэтому при строительстве, которое осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории зачастую не учитывают мнения местных жителей. Например, при формировании территориальных планов не всегда берется в расчет необходимость постройки объектов социально-культурного назначения. Причинами принятия решений, не соответствующих желаниям населения, проживающего на данной территории, может быть то, что их просто-напросто не услышали или же не стали слушать в силу каких-то обстоятельств.

Порой случается так, что в пакет этих документов вносятся изменения, связанные с производственной и строительной необходимостью, при этом мнения граждан не учитываются. Мнения граждан не учитываются, даже несмотря на то, что целью территориального планирования является — «обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека», а градостроительство вообще можно определить как один из решающих факторов реализации конституционного права гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, обеспечение безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Поэтому в данной работе, одним из вариантов решения обозначенных проблем является возможность включения в ГрК РФ положения о необходимости проведения по итогам публичных слушаний социологического опроса населения. К данному процессу должен быть подключен профессионал-социолог, обладающий инструментами для выявления социальных факторов и интересов. После того как социологический опрос будет завершен в пакет градостроительной документации обязательно должны быть внесены изменения с учетом высказанных мнений и предложений.

Участие граждан в процессе территориального планирования должно рассматриваться как: право вносить предложения, право собственника, право человека на благоприятные условия жизнедеятельности. Данные предложение будут являться гарантией того, что если интересы инвесторов и войдут в противоречие с интересами городского сообщества в целом, то мнение последних будет услышано и учтено. На сегодняшний же день результаты публичных слушаний носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего и складываются конфликтные ситуации между населением и местным самоуправлением.

При подготовке подобных проектов, должна проводиться большая работа по разъяснению населению смысла и содержания инициатив властей. Таким образом, решив проблему прямого взаимодействия муниципальных органов власти и гражданского общества, можно значительно улучшить положение дел в градостроительной области.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ // Гарант. URL: http://base.garant.ru/12138258/ (дата обращения: 26.04.2018).
  2. Бабун Р. В. Организация муниципального управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — 2-е изд. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2015. — 336 с.
  3. Тихонов А. В., Акимкин Е. М., Рабинович Е. И., Шилова В. А. Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: проблемы и методы исследований. // Материалы IX Дридзевских чтений. — М.: ИС РАН, 2010. — С. 520.
Основные термины (генерируются автоматически): территориальное планирование, местное самоуправление, полномочие органов, градостроительная деятельность, РФ, благоприятное условие жизнедеятельности, государственная власть, мнение граждан, планировка территории, социальная инфраструктура.


Задать вопрос