В статье рассматриваются подходы к изучения сложного предложения в современной школе, а также приводится анализ программ по русскому языку, соответствующих ФГОС НОО и предусматривающих изучение сложных предложений в начальной школе. Данная работа кратко анализирует особенности проведения опытно-экспериментальной работы на предмет изучения эффективности факультативного курса «Сложное предложение» в 4 классе.
Ключевые слова: синтаксис, сложное предложение.
Изучение сложного предложения как отдельная научная тема начала рассматриваться в XIX веке и продолжается до сих пор, причем особое внимание уделяется методике преподавания синтаксиса сложного предложения.
Изучением данной проблемы занимались отечественные и современные ученые: В. А. Телков, М. Т. Баранов, И. В. Текучева, Г. А. Золотова, В. А. Белошапкова, Н. П. Капоныкина, Н. А. Щербакова, В. В. Давыдова и др.
Если начинать рассмотрение вопроса об изучении сложных предложений с исторического аспекта, то структура изучения общепринятой темы «Сложное предложение» в методике преподавания русского языка в первую очередь ссылается на работу Ф. И. Буслаева, включающей рассмотрение подтем «Сочетание предложений по способу подчинения», «Синтаксис предложений по способу сочинения», первая включает рассмотрение придаточных и определительных предложений»; «Согласование относительных местоимений, причастий». Изучение синтаксиса предложений по способу сочинения автор методики производил путем рассмотрения вопросов образования сложных предложений по способам соединения, противоположения, причинности (винословное сочетание предложений) [3, с. 133]. Современный исследователь В. А. Телков, указывая русские грамматические школы Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни и Ф. Ф. Фортунатова (названия направлений: логико-грамматическая, психологическая и формалистическая) подмечает их четкую и систематичную форму учения о сложном предложении. По этой причине теории указанных авторов легли в основу учебников их последователей, построенных по одному и тому же семантическому принципу [4, с.22].
Понятия и методики преподавания синтаксиса сложного предложения нашли отражение и в современных программах обучения русскому языку.
Методика обучения М. Т. Баранова теме «Сложные предложения» основана на рассмотрении средств связи в сложных предложениях. С точки зрения количественного состава сложных предложения, входящего в него, выделяют сложные синтаксические конструкции. Методика предполагает также рассмотрение интонационной структуры и применение морфолого-синтаксических упражнений. Для закрепления материала автор рекомендует использовать задания, связанные с составлением предложений указанных структур (схем), а также совершенствовать работу над пунктуацией в сложных предложениях [1, с. 56–63].
В. А. Белошапкова определяет науку о синтаксисе как сложное явление, в котором существуют разные направления и концепции. Автор считает, что синтаксис изучает как правило связывания слов, так и такие предложения, для которых эти же правила также применимы. К объектам синтаксиса исследователь относит словосочетание, предложение и сложное предложение. [2, с. 56].
Другие исследователи определяют сложное предложение как обладающее схожими с простым предложением чертами и имеющее специфические свойства, которые отличают его от простого предложения. Как и простое предложение, сложное имеет синтаксическую конструкцию, получившее интонационное и порядковое оформление. Однако, синтаксическая природа сложного предложения вполне отличается от такового в простом предложении, поскольку сложное предложение состоит из компонентов, образующего сложные предложения.
А. В. Текучев предлагает при введении в тему «Сложные предложения» разобрать состав простых предложений по членам предложения, а изучение сложного предложения предварить тем, что оно состоит из комплекса сложных предложений, указать условия их образования, указав на соответствующие правила, которые необходимо соблюдать. Дальше необходимо вводить понятия интонации и ее роль в предложении, место союзов и союзных слов в сложном предложении.
Обучение синтаксису сложного предложения в начальной школе является проблематичным, поскольку ФГОС предусматривает этот вопрос как пропедевтику к данной теме. Однако следует отметить, что разные современные программы предполагают разный объем материала по данной теме. В связи с этим нами были проанализированы следующие программы: УМК «Гармония», УМК «Начальная школа XXI века», УМК «Школа 2100» и УМК «Перспективная начальная школа».
Так, в основе программы М. С. Соловейчик «Гармония» лежит принцип развивающего обучения, уделено большое внимание развитию речи, написанию конкретных реальных жанров, а не просто однотипных сочинений. В данной программе изучение сложных предложений начинается в 4 классе на которое отводится 6 часов.
Программа С. Ф. Иванова «Начальная школа XXI век» реализует принцип — «один урок-одна цель», то есть на одном уроке может уделяться внимание либо правописанию, либо развитию речи, либо знакомству учеников с основами лингвистических знаний. По завершении обучения по данной программе ученики могут перейти к изучению любого программного комплекса по русскому языку, установленной в той или иной средней школе, что обеспечивает принцип преемственности.
В программе Н. А. Чураковой «Перспективная начальная школа» на изучение сложных предложений отводится 5 часов. Несмотря на малое отведенное количество часов, УМК «Перспективная начальная школа» представляет комплексно разработанных упражнений по работе со сложным предложением по принципу «от простого к сложному».
Разработчики программы «Школа 2100» ставят целями развитие и совершенствование речевых видов деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), а также формирование у учащихся элементарной лингвистической компетенции. Изучение сложных предложений в данной программе начинается с 3 класса (7 ч.) и далее продолжается в 4 классе (22 ч.).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что пристальное внимание уделяется изучению сложного предложения в программе по русскому языку «Школа 2100».
Далее нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого являлось выявление уровня эффективности разработанного и проведенного нами факультативного курса по теме «Сложное предложение», опережая программу «Перспективная начальная школа». В нем приняли участие младшие школьники: учащиеся 4 класса Тукузской СОШ (экспериментальная группа) и Казанской СОШ (контрольная группа) в составе 20 человек. Работа с экспериментальной группой состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
В исследовании проводилась диагностика, включающая в себя 8 заданий. В ней проверялись: знание понятия «сложное предложение», «предложение с однородными членами»; умение находить грамматическую основу предложения; умение находить сложное предложение в тексте; умение отличать сложное предложение от простого; умение составлять сложное предложение из простых, знание пунктуации в сложных предложениях.
Исходя из полученных данных, мы пришли к следующим выводам:
‒ самыми успешными оказались результаты в заданиях на нахождение грамматической основы в предложении и нахождение предложения с однородными членами;
‒ задания, в которых было допущено наибольшее количество ошибок, направлены на нахождение сложного предложения и на пунктуацию;
‒ в процессе выполнения работы учащиеся Казанской школы, наряду с учащимися Тукузской школы, затруднились в выполнении одних и тех же заданий.
Полученный низкий уровень сформированности знаний контрольной и экспериментальной групп по теме «Сложное предложение» подтвердил необходимость работы, направленной на ознакомление и формирование синтаксических умений экспериментальной группы.
Чтобы предупредить возможные проблемы в дальнейшем изучении сложного предложения по предлагаемому программному материалу «Перспективная начальная школа», нами был разработан факультативный курс согласно методике преподавания вышеуказанной программы. Наш курс состоял из десяти взаимосвязанных и последовательных тем, направленных на повышение уровня знаний по теме «Сложное предложение» с учетом требований ФГОС НОО. Предлагаемый нами курс предполагает рассмотрение ранее изученных разделов русского языка: «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Развитие речи» с использованием различных форм и методов работы с учащимися (фронтальная работа, парная и групповая работа, самостоятельная работа; совместное и индивидуальное исследование, анализ текстов, работа со схемами, творческая работа и многие другие).
Разработанный факультативный курс по теме «Сложное предложение» оказал весьма эффективное влияние на учащихся Тукузской школы, в отличие от группы учащихся Казанской школы, где проведение данного курса не предполагалось. Следовательно, разработка и внедрение факультативного курса «Сложное предложение» с учетом опережающего обучения по программе «Перспективная начальная школа» направлена на успешное овладение знаниями четвероклассников по теме «Сложное предложение».
Литература:
- Баранов М. Т. Программы общеобразовательных учреждений: русский язык 5–9 классы [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. — М.: Просвежение, 2006. — 321 с.
- Белошапкова В. А. Современный русский язык, синтаксис / В. А. Белошапкова. — М.: Учитель, 1997. — 322 с.
- Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка [Текст] / Ф. И. Буслаев. — М.: Наука педагогики,1992. — 266 с.
- Телкова В. А. Учение о сложном предложении и его компонентах в учебниках буслаевской школы [Текст]/ В. А. Телкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2009. — Т. 2. — № 2. — С. 20–23.