Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 03.05.2018

Статья просмотрена: 455 раз

Библиографическое описание:

Миниханов, В. А. Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности / В. А. Миниханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 448-451. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49753/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координационных способностей у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Ключевые слова: координация, спортсмены, прикладные единоборства, техника, тренировочная деятельность.

Прикладные виды единоборств относятся к ситуационным видам спорта со сложнокоординационной двигательной деятельностью, при которой технико-тактические, в условиях тренировочной деятельности выполняются изменяющихся динамических ситуациях. Отдельные элементы двигательного технического действия в процессе единоборства связываются в целостный двигательный акт [1, 4, 5].

При этом следует отметить, что спортивное мастерство в видах единоборств зависит от уровня развития координации [1]. Однако, проблема форм отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координации изучены в наименьшей степени, что требует теоретического обоснования методики их развития, с опорой на определение понятия, характеристики соревновательной деятельности, а также роли координации в той деятельности, в которой она проявляется.

Рационально организованный отдых между упражнениями выполняет в тренировке следующие функции: обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочного упражнения позволяющего повторно его использовать и служит одним из средств оптимизации применения физической нагрузки и восстановления заданной работоспособности.

Предметом исследования являлось параметры отдыха после физической нагрузке при развитии координации у спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в условиях тренировочной деятельности.

Проблема отдыха как одного из параметра тренировочной нагрузки при развитии координации рассматривается на примере спортивных видов прикладных единоборств, проявляющейся в условиях тренировочной деятельности.

Физическая нагрузка — это величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся и степень преодолеваемых объективных и субъективных ощущений.

Для прикладных видах единоборств характерны смешанные физические максимальные по интенсивности нагрузки с частотой пульса в пределах 180–190 уд./мин. При их выполнении энергообеспечение работы одновременно происходят аэробными и анаэробными механизмами, поскольку основная соревновательная деятельность осуществляется в пределах от нескольких секунд, до 3–5 минут. Аэробное и анаэробное энергообеспечение происходит в процентном соотношении примерно — 50:50. В таких условиях при проведении технических действий проявляется специальная координация. Планирование длительности отдыха при развитии координации у спортсменов высокой квалификации между повторениями упражнений в рамках одного занятия следует применять наименьший тип интервала отдыха, после которого наблюдается повышенная работоспособность и наступает суперкомпенсация в пределах 60–70 % времени, необходимого до полного восстановления работоспособности. Это дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций организма, получивших физическую нагрузку.

Определение координация мы здесь понимаем так же, как оно дано в работе Л. В. Морозовой с соавт. [4]. Координация — это согласование (взаимоупорядочение) активности мышц тела, направленное на удачное выполнение двигательной задачи.

Теоретический анализ [2, 3, 4, 5] позволил выделить параметры тренировочной нагрузки, которые необходимо учитывать в методике тренировки при развитии координационных способностей в единоборствах, а также выбирать адекватные требованиям двигательной деятельности, в которой она проявляется. К компонентам физической нагрузки относят:

‒ характер воздействия на мышечные группы: глобального, регионального, локального.

‒ интенсивность физического упражнения взаимосвязана с развиваемой мощностью, скоростью, активностью проведения тактико-тактических действий в поединках единоборцев.

‒ продолжительность отдельного упражнения;

‒ количество повторений одного упражнения;

‒ продолжительность пауз отдыха между упражнениями;

‒ форма пауз отдыха между физическими упражнениями.

Далее остановимся на одном из параметров, заявленном в предмете исследования: продолжительности и форме отдыха при развитии координации у спортсменов в условиях тренировочной деятельности.

Продолжительность отдыха между выполнением отдельных физических упражнений направленными на развитие координации, в условиях тренировочной деятельности зависят от периода, этапа подготовки, задач, используемого метода тренировки, от уровня развития, координации, функциональных возможностей организма спортсмена.

Форма отдыха между выполнением отдельных физических упражнений может быть активной, пассивной и комбинированной (смешанной), предполагающей сочетание активного и пассивного отдыха.

Активная форма отдыха — это вид деятельности небольшого объема и интенсивности, при которой паузы заполняет дополнительной двигательной деятельностью. Координационная структура упражнений значительно отличается от той, которая вызвала утомление.

Средства, ускоряющие восстановление между упражнениями при активном отдыхе: переключение на другой вид деятельности и мало интенсивную работу, включающую разбор недостатков выполнения упражнения, ходьбу, применение восстановительного дыхания. Во время отдыха импульсы, поступающие в системы организма, способствуют восстановлению работоспособности, более быстрой активации восстановительных химических процессов, выводу молочной кислоты из крови, приток питательных и энергетических веществ, поддержанию сердечной, дыхательной деятельности. Рекомендуется самомассаж, упражнения на расслабление и растяжение мышц, вызывающих ускорение биохимических восстановительных процессов в мышцах. Активный отдых значительно эффективней пассивного. Восстановление работоспособности при активном отдыхе происходит в 3–4 раза быстрее, по сравнению с пассивным.

Эффект активного отдыха, достигаемый с помощью того или иного интервала времени, непостоянен и зависит от применения определенного метода, суммарной нагрузки, степени утомления и подготовленности, последействий предыдущей нагрузки и планируемой последующей. Например, при выполнении учебных поединков по заданию тренера, интервал отдыха может быть увеличен на 2–3 минуты.

В условиях нарастающего утомления эффект активного отдыха может снижаться, а пассивного, наоборот, возрастать. В зависимости от нагрузки, степени развития утомления у занимающихся возможно применение комбинированного (смешанного), предполагающего сочетание активного и пассивного отдыха.

К пассивной форме отдыха между выполнением отдельных физических упражнений после напряженной физической деятельности относят очевидное преобладание физического и интеллектуального бездействия. Занимающийся спортсмены не выполняет в положении стоя, сидя или лежа никакой работы.

Средства, ускоряющие восстановление между упражнениями при пассивном отдыхе: относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности, упражнения на дыхание, применение восстановительных средств в виде коктейлей. Возможно чередование использования пассивного с элементами активного отдыха.

Эти параметры отдыха при развитии координации квалифицированных спортсменов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты параметров отдыха при развитии координации успортсменов-единоборцев вусловиях тренировочной деятельности

Параметры отдыха после физической нагрузки при развитии координации

Продолжительность пауз отдыха

между упражнениями

Формы отдыха между упражнениями

от 2–3-х минут до восстановления ЧСС в пределах 120–130 уд./мин

пассивный, активный, сочетание активного и пассивного отдыха

Эти параметры отдыха при развитии координации между упражнениями должны строго соблюдаться. Не выполнение одного из указанных компонентов может принципиально изменить результаты методики развития координации [1, с. 160–163, 3].

В заключение сделаем краткий вывод.

Одной из важнейших основ при развитии координации у спортсменов, занимающихся прикладными единоборствами, в условиях тренировочной деятельности составляет избираемый способ регулирования нагрузки в сочетании с интервалами отдыха.

В условиях тренировочной деятельности методика развития координации связана с отельными составляющими параметров тренировочной нагрузки продолжительностью пауз отдыха между физическими упражнениями и формой отдыха после их выполнения.

Продолжительность пауз отдыха между физическими упражнениями по времени составляет 2–3 минуты до восстановления ЧСС в пределах 120–130 уд./мин. Продолжительность пауз отдыха в условиях тренировочной деятельности спортсмена зависит от периода, этапа подготовки, от уровня развития координации, функциональных возможностей организма, спортивной формы.

Форма отдыха между выполнением физических упражнений может быть пассивной, активной или комбинированной, предполагающей сочетание активного и пассивного отдыха.

Литература:

  1. Еганов А. В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов: монография. — М.: Теории и практика физической культуры, 2014. — 231 с.
  2. Еганов А. В., Поздняков Г. П. Теория и методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов-штурманов: монография. — Челябинск: филиал ВНУЦ ВВС «ВВА», 2017. — 184 с.
  3. Еганов А. В., Кадяшкин Д. А., Поздняков Г. П., Иванов Т. А. Методика развития двигательно-координационных способностей у курсантов лётных учебных заведений средствами спортивно-игровых тренировочных заданий // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. — Челябинск, 2018. — № 2 (18). — С. 29–33.
  4. Морозова Л. В., Мельникова Т. И., Виноградова О. П. Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 1039–1042.
  5. Паначев В. Д., Шаляпина М. А. Методика развития координационных способностей и двигательных качеств студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Педагогические науки. — Челябинск. — 2010. — Вып. — № 36 (212). — С. 104–108.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие координации, тренировочная деятельность, активный отдых, упражнение, физическая нагрузка, пассивный отдых, продолжительность пауз отдыха, тренировочная нагрузка, форма отдыха, прикладной вид единоборств.


Ключевые слова

координация, техника, спортсмены, прикладные единоборства, тренировочная деятельность

Похожие статьи

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Динамика общей и специальной физической подготовленности юношей-боксеров, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются вопросы изменения параметров общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов, занимающихся боксом на начальном этапе спортивной специализации.

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Влияние тактической подготовки на соревновательную деятельность боксеров

В статье рассматриваются и применяются практическая подготовка на соревновательную деятельность боксеров на различных этапах подготовки.

Средства общей физической подготовки спортсмена в танцевальном спорте

В данной работе описываются средства общей физической подготовки, которые должны быть включены в процесс развития спортсмена танцевального спорта для достижения спортивного мастерства.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей

В статье рассматривается влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Результаты статистических сравнений группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличаются от группы студентов, не з...

Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов

Статья затрагивает одну из составляющих системы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов в пауэрлифтинге, а именно необходимость учета физиологического развития опорно-двигательного аппарата и биологического возраста юношей при занятиях ...

Силовые упражнения студентов вне учебной деятельности

В статье рассматривается важность подготовки студентов специалистов по физической культуре в вузе во вне учебное время т. к. все большую популярность в нашей стране получают занятия оздоровительными системами силовой направленности.

Похожие статьи

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Динамика общей и специальной физической подготовленности юношей-боксеров, занимающихся боксом на этапе начальной спортивной специализации

В статье рассматриваются вопросы изменения параметров общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов, занимающихся боксом на начальном этапе спортивной специализации.

Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов

В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.

Влияние тактической подготовки на соревновательную деятельность боксеров

В статье рассматриваются и применяются практическая подготовка на соревновательную деятельность боксеров на различных этапах подготовки.

Средства общей физической подготовки спортсмена в танцевальном спорте

В данной работе описываются средства общей физической подготовки, которые должны быть включены в процесс развития спортсмена танцевального спорта для достижения спортивного мастерства.

Изучение влияния занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей

В статье рассматривается влияние занятий спортивными видами борьбы на развитие координационных способностей. Результаты статистических сравнений группа студентов, занимающихся спортивными видами борьбы, достоверно отличаются от группы студентов, не з...

Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов

Статья затрагивает одну из составляющих системы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов в пауэрлифтинге, а именно необходимость учета физиологического развития опорно-двигательного аппарата и биологического возраста юношей при занятиях ...

Силовые упражнения студентов вне учебной деятельности

В статье рассматривается важность подготовки студентов специалистов по физической культуре в вузе во вне учебное время т. к. все большую популярность в нашей стране получают занятия оздоровительными системами силовой направленности.

Задать вопрос