Цели: Познакомить детей с основными свойствами воды. Формировать знание о значении воды в жизни человека, знание о необходимости воды для обеспечения здоровья человека, о свойствах воды.
Задачи:
- Образовательные
Познакомить со свойствами воды, уточнить знания детей о назначении воды в жизни человека закреплять знания о формах и видах водоемов.
- Развивающие
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, закреплять умение работать с посудой, развивать способность анализировать, любознательность, развивать экологическую культуру.
- Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе сообща, дружно.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения о воде, беседы о значении воды в жизни человека, наблюдение за дождем.
Материалы и оборудование: Рисунок «Капитошка», глобус, стаканы, блюдца, формочки разной формы, камушки мелкие, вода, молоко, сахар, краски.
Ход работы
«Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро приветливым лицам!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (звучит аудиозапись)
Воспитатель: Ребята, предлагаю отгадать загадки, слушайте.
- Если руки наши в кляксе,
Кто наш первый друг? (вода)
- Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать? (без воды)
- Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я, кто такая? (вода)
Воспитатель: Молодцы, отгадали, это вода.
Воспитатель: Ребята, наша Земля такая красивая, потому что большая часть ее поверхности покрыта водой. Поэтому, она такая голубая.
Воспитатель показывает глобус и объясняет, что голубой цвет на нем — это вода. Также обратите внимание, на глобусе есть и белые цвета. Белым цветом обозначается тоже вода, но только вода особенная — это льды и снега, которые никогда не тают.
Вода нужна для жизни на Земле: без нее не было бы ни растений, ни животных, деревьев, рыб, людей.
Воспитатель: Ребята, слышу к нам кто — то идет. Кто это может быть?
Капитошка: Здравствуйте, ребята, я Капитошка! Пришел к вам в гости, чтобы поиграть и проверить какие вы сообразительные и умные и что вы знаете о воде?
Воспитатель: Посмотрите, какой Капитошка необычный, как вы думаете, на кого он похож и из чего состоит?
Ответы детей: из воды, на капельку похож (слайд 1)
Воспитатель: Ребята, а Капитошка хочет узнать, где можно встретить воду, поможем? (слайд 2 море, река, ручей, лужи…)
А кому нужна вода, как вы считаете? (3 слайд: животным, растениям, людям.)
Звучит запись, журчания ручейка.
Воспитатель: Что за звуки вы слышите?
Ответы детей: это журчит ручеек
А что мы можем сказать о воде? (вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет):
Капитошка: А вот сейчас мы с вами и проверим — так ли это. Итак, представьте, что вы ученые и я приглашаю вас в лабораторию, где будем заниматься исследованиями.
1 Опыт.
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрим, что за сюрприз приготовила нам Капитошка
У вас на столах по 2 стакана, в одном молоко, а в другом вода.
— Возьмите по одному камушку и положите их в стакан. Один камушек положите в стакан с водой, а другой в стакан с молоком. Что вы видите?
Ответы детей: в одном стакане камушки, а в другом ничего не видно.
Воспитатель: Как вы думаете, почему ничего не видно?
Ответы детей: Вода прозрачная, не имеет цвета, а молоко имеет белый цвет, оно не прозрачное, поэтому ничего не видно. Любой предмет, который находится в чистой воде, мы можем увидеть.
2 Опыт.
А для проведения следующего опыта, нам понадобятся стаканы с чистой водой, краской и сахар.
Воспитатель:- Положите в стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? А теперь помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? А куда же он делся? Растворился?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, сахар растворился. Что можно сказать о воде?
Ответы детей: (вода может растворять вещества, вода — растворитель).
Воспитатель: А теперь посмотрите, на столе стоят стаканы и краски. Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить, добавив в нее краску. Посмотрите, что стало с водой? Дети окрашивают воду краской: желтый, синий, красный.
Ответы детей.
Воспитатель. Вы ученые, сейчас сделали открытие. Вода не имеет цвета, она бесцветная. Но, если в воду попадают вещества, то вода меняет цвет.
Воспитатель: Ребята, Капитошка предлагает немного отдохнуть.
Физкультминутка
Море очень широко,
Море очень глубоко,
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить нельзя
3 Опыт. Вода — жидкость. Вы сказали: вода льется, течет, переливается. Давайте подойдем к столу. Здесь вы видите много стаканчиков.
Воспитатель: Сейчас возьмите стаканы с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Почему мы смогли перелить воду из стакана в блюдечко?
А почему она растеклась по блюдечку?
Ответы детей: Потому что вода жидкая
Воспитатель: Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, в ручейках, не текла бы из крана.
Таким образом, вода жидкая, может течь.
4 Опыт.
Воспитатель: Наливаем воду в блюдце, в чашечку, в баночку, в бутылочку, в разные формочки. Что произошло с водой и какие изменения вы увидели?
Ответы детей: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Значит, что же показал опыт? Какую форму имеет вода?
Таким образом, вода не имеет собственной формы, принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что жизнь без воды на земле невозможна.
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Хорошо — плохо»
Разделимся на две команды.
1 команда отвечает на вопрос: «Вода — это хорошо. Почему?»
2 команда отвечает на вопрос: «Вода — это плохо. Почему?»
Итак, начинаем: «Вода — это хорошо. Почему?» Отвечает первая команда.
Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, мыть посуду, умываться, стирать одежду, поливать цветы, растения. А еще, в воде живут морские обитатели, которые без воды не могут жить.
Молодцы, 1 команда справилась с заданием.
Послушаем 2 команду: «Вода — это плохо. Почему?
Ответы второй команды:
Бывают наводнения, разрушает все на своем пути. Если пить холодную воду, то можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если часто поливать растения, то они могут погибнуть. Если человек не умеет плавать, то может утонуть. Если воду пролить на пол, то можно поскользнуться и упасть.
Молодцы обе команды, хорошо справились с заданием. А сейчас вспомним, что мы узнали о воде? Ответы детей:
Таким образом: Вода — это жидкость;
Вода — не имеет собственной формы;
Вода — не имеет цвета;
Вода — не имеет вкуса
Ребята, вода — это одно из самых удивительных веществ на планете. Вода это добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали стихи, рассказы о воде, о морях, океанах, реках, ручейках.
А сейчас послушайте красивое стихотворение Н. Рыжовой «» Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Ребята, действительно, без нее нам не прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять!
Капитошка: Вы молодцы, так много знаете. Спасибо друзья, мне очень понравилось, и многое я узнал, берегите воду! А теперь пора мне с вами прощаться, до свидания!