Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 08.05.2018

Статья просмотрена: 1903 раза

Библиографическое описание:

Косарева, Д. А. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / Д. А. Косарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 172-173. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49814/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных отношений детей и уровня развития сюжетно-ролевой игры; предложена методика организации и проведения сюжетно-ролевых игр с целью формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, игровая деятельность, межличностные отношения, коммуникация, общение дошкольников.

Формирование межличностных отношений в дошкольном детстве составляет одну из актуальных проблем теории и практики дошкольного образования.

Основы межличностных отношений закладываются и формируются в детстве. В дошкольном возрасте детстве закладываются такие качества как общительность, умение находить общий язык с другими людьми, тактичность, склонность к эмпатии.

По мнению специалистов (А. А. Бурлаков, О. П. Дегтярева, О. Н. Коган, М. Э. Вайнер, Е. А. Смирнова), именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для формирования межличностных отношений.

Развитие межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (в два-четыре) сверстник является партнером по эмоционально практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной межличностной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (в четыре-пять лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в шесть-семь лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра постепенно складывается в среднем дошкольном возрасте. Ребенок осуществляет игровые действия в воображаемой ситуации, реальные предметы может применять для различных действий, дошкольник берет на себя роли различных персонажей. Сюжеты игр среднего дошкольника отражают конкретные условия жизни ребенка. Они могут изменяться, трансформироваться, развиваться благодаря педагогическому воздействию взрослого или старших детей. Вместе с расширением кругозора ребенка происходит и развитие игровых действий, и наполнение сюжетов для детских игр.

Организуя сюжетно-ролевые игры для средних дошкольников, педагог должен позаботиться о развитии межличностных отношений детей. С помощью взрослого в процессе игры дошкольники приобретают опыт выполнения игровых действий и исполнения игровой роли социальной направленности, получают социальные навыки взаимодействия.

Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой развития реальных взаимоотношений, формирования навыков общения, коммуникативных умений, межличностных взаимодействий.

Экспериментальное исследование развития межличностных отношенийдошкольников проводилось в средней группе детского сада МБДОУ «Яковлевский детский сад» с. Яковлево Елабужского района.

Цель данного эксперимента заключалась в следующем: определить особенности развития межличностных отношенийдошкольников в игре; осуществить целенаправленный подбор сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих развитие межличностных отношенийсредних дошкольников.

Для диагностики использовались следующие методики:

‒ Методика 1. «Картинки» (Авторы: Е. О. Смирнова, Е. А. Калягина).

‒ Методика 2. Изучение навыков общения в процессе сюжетно-ролевой игры (Авторы: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.).

В процессе диагностики уровня навыков общения было выявлено, что 30 % детей имеют высокий уровень, 60 % — средний, 10 % — низкий уровень. Анализ развития межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры показал, что только 20 % детей имеют высокий уровень развития навыков общения, 30 % — средний, и 50 % — низкий уровень.

На втором этапе (формирующем) происходило непосредственное развитие межличностных отношений дошкольников в процессе игр.

Для обучения детей навыкам сюжетно-ролевой игры были отобраны игры различного содержания, определено их влияние на развитие межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста.

Была разработана программаформирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста посредством игр.

Цель и задачи программы по развитию у детей межличностных отношений:

‒ развивать у детей чувствительность к воздействию сверстника;

‒ развивать игровую инициативу;

‒ учить детей использовать позитивные оценки действий сверстника (одобрять, поощрять, хвалить, помогать);

‒ учить детей понимать чувства другого, уступать в игре, учить делиться;

‒ учить детей развивать сюжет игры, вести ролевой диалог;

‒ учить детей позитивно и вежливо общаться со сверстниками.

Мы развивали навыки сюжетно-ролевой игры у средних дошкольников, обучали детей придумывать сюжет, выполнять его в соответствии со взятой на себя ролью, развивали умения вести ролевой диалог. Работу по развитию межличностных отношений среди дошкольников проводили с привлечением родителей.

В процессе контрольной диагностики уровня навыков общения было выявлено, что уже 60 % детей имеют высокий уровень, 30 % — средний, низкий уровень не выявлен Анализ развития межличностных отношений детей в процессе сюжетно-ролевой игры показал, что уже 30 % детей имеют высокий уровень, 70 % — средний, низкий уровень не выявлен.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра при правильной ее организации и стимулирующем воздействии педагога оказывает большое влияние на развитие межличностных отношенийдошкольников.

Литература:

  1. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — С. 669–673. URL https://moluch.ru/archive/131/36256/ (дата обращения: 10.03.2018).
  2. Мещерякова С. В., Кулько И. Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 487–489. URL https://moluch.ru/archive/76/12941/ (дата обращения: 20.03.2018).
  3. Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — № 38. — С. 116–118. URL https://moluch.ru/archive/172/45729/ (дата обращения: 24.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, ребенок, межличностное отношение детей среднего, высокий уровень, игра, межличностное отношение детей, отношение, развитие, ролевой диалог.


Похожие статьи

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр в условиях поступления в дошкольное учреждение.

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Похожие статьи

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье дается определение понятия «сюжетно-дидактическая игра», характеристика таких игр с учетом использования их в процессе формирования элементарных математических представлений, приводится краткое описание игр, направленных на усвоение программ...

Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры в полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр в условиях поступления в дошкольное учреждение.

Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры

Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...

Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и прежде всего родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так как довольно часто встречаются дети, которые испытывают трудности в выстр...

Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде

Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: проблемы и пути решения

В статье авторы рассматривают проблему развития познавательной активности, исследовательского поведения детей дошкольного возраста; проанализированы результаты диагностики уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, представ...

Детско-родительские отношения как фактор влияния на развитие социального интеллекта ребёнка

В данной статье раскрывается феномен «социальный интеллект». Рассмотрены основные точки зрения отечественных авторов по данной проблеме. Охарактеризованы особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей подросткового возраста. ...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Задать вопрос